Заключение Конституционного суда Украины от 30.07.2015 о децентрализации

20 августа 2015 автор: admin

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

по делу о даче заключения о соответствии законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины
по обращению Верховной Рады Украины

г. К и е в Дело № 1-18/2015
30 июля 2015 года
№ 2-в/2015

Конституционный Суд Украины в составе судей:

Брынцева Василия Дмитриевича – председательствующего, Вдовиченко Сергея Леонидовича, Гультая Михаила Мирославовича – докладчика, Запорожца Михаила Петровича, Касминина Александра Владимировича, Литвинова Александра Николаевича, Мельника Николая Ивановича, Саса Сергея Владимировича, Сергейчука Олега Анатольевича, Слиденко Игоря Дмитриевича, Стецюка Петра Богдановича, Тупицкого Александра Николаевича, Шапталы Натальи Константиновны, Шевчука Станислава Владимировича,

рассмотрел на пленарном заседании дело о даче заключения
о соответствии законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти (реестр. № 2217а) требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.
Поводом к рассмотрению дела в соответствии со статьей 159
Конституции Украины стало поступление в Конституционный Суд Украины законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти (реестр. № 2217а) согласно Постановлению
Верховной Рады Украины „О включении в повестку дня второй сессии Верховной Рады Украины восьмого созыва законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти и о его направлении в Конституционный Суд Украины“ от 16 июля
2015 года № 622–VIII для дачи заключения о его соответствии требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.

Основанием к рассмотрению дела является необходимость дачи Конституционным Судом Украины заключения о соответствии указанного законопроекта требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.

Заслушав судью-докладчика Гультая М. М. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины

у с т а н о в и л:

1. Верховная Рада Украины согласно Постановлению „О включении в повестку дня второй сессии Верховной Рады Украины восьмого созыва законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти и о его направлении в Конституционный Суд Украины“ от 16 июля 2015 года № 622–VIII обратилась в Конституционный Суд Украины с ходатайством дать заключение о соответствии законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти (реестр. № 2217а) (далее – Законопроект) требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 85, 92, 106, 118, 119, 121, 132, 133, 140, 141, 142, 143, 144, 150, название раздела ІХ, а также раздела ХV „Переходные положения“ Конституции Украины.
2. Свои позиции относительно предмета обращения Верховной Рады Украины изложили Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, Премьер-министр Украины.

3. Согласно пункту 1 части первой статьи 85 Основного Закона Украины к полномочиям Верховной Рады Украины относится внесение изменений в Конституцию Украины в пределах и порядке, предусмотренных разделом XIII Конституции Украины.
В соответствии со статьей 159 Основного Закона Украины законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины рассматривается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда Украины о соответствии законопроекта требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.
Осуществляя проверку Законопроекта на предмет его соответствия требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины, Конституционный Суд Украины исходит из следующего.

3.1. Согласно статье 158 Основного Закона Украины законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, который рассматривался Верховной Радой Украины, и закон не был принят, может быть представлен в Верховную Раду Украины не ранее чем через год со дня принятия решения по этому законопроекту (часть первая); Верховная Рада Украины в течение срока своих полномочий не может дважды менять одни и те же положения Конституции Украины (часть вторая).
Верховная Рада Украины восьмого созыва в течение года Законопроект не рассматривала и на протяжении срока своих полномочий не меняла указанных положений Конституции Украины.
Следовательно, Законопроект соответствует требованиям статьи 158 Конституции Украины.

3.2. В соответствии с частью второй статьи 157 Основного Закона Украины Конституция Украины не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения.
Конституция Украины устанавливает особый порядок введения в Украине либо на отдельных ее территориях военного или чрезвычайного положения. В соответствии с частью первой статьи 106 Основного Закона Украины Президент Украины принимает согласно закону решение о введении военного положения в Украине либо в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины (пункт 20); принимает в случае необходимости решение о введении в Украине либо в отдельных ее местностях чрезвычайного положения
(пункт 21). Такие решения главы государства согласно пункту 31
части первой статьи 85 Основного Закона Украины должны быть утверждены Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины.
Конституционный Суд Украины исходит из того, что на момент дачи им данного заключения в Украине или в отдельных ее местностях не введено военного или чрезвычайного положения по процедуре, установленной Конституцией Украины.
Конституционный Суд Украины, учитывая свое Заключение
от 16 июня 2015 года № 1-в/2015 и позицию Президента Украины, констатирует, что решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения по процедуре, установленной Конституцией Украины, не принято.
В силу изложенного Конституционный Суд Украины считает, что Законопроект соответствует требованиям части второй статьи 157 Конституции Украины.

4. Осуществляя проверку Законопроекта на предмет наличия в нем положений, предусматривающих упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина (часть первая статьи 157 Конституции Украины), Конституционный Суд Украины оценивает каждое его положение.

4.1. Законопроектом предлагается статью 118 Конституции Украины изложить в следующей редакции:
„Статья 118. Исполнительную власть в районах и областях, в Киеве и Севастополе осуществляют префекты.
Особенности осуществления исполнительной власти в Киеве и Севастополе определяются отдельными законами.
Префекта назначает на должность и освобождает от должности
по представлению Кабинета Министров Украины Президент Украины.
Префект является государственным служащим.
Префект во время осуществления своих полномочий ответственен перед Президентом Украины, подотчетен и подконтролен Кабинету Министров Украины.“.
Изменениями, предложенными Законопроектом в статью 118 Конституции Украины, осуществление исполнительной власти в районах и областях, в городах Киеве и Севастополе полагается на префектов, которые являются государственными служащими, определяется порядок назначения на должность и освобождение префекта от должности, его ответственность перед Президентом Украины, подотчетность и подконтрольность Кабинету Министров Украины во время осуществления им своих полномочий.
Указанные изменения направлены на замену существующей системы местных органов исполнительной власти в Украине и не предусматривают упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина.

4.2. Законопроектом предлагается статью 119 Конституции Украины изложить в следующей редакции:
„Статья 119. Префект на соответствующей территории:
1) осуществляет надзор за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления;
2) координирует деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти и осуществляет надзор за соблюдением ими Конституции и законов Украины;
3) обеспечивает выполнение государственных программ;
4) направляет и организовывает деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти и обеспечивает их взаимодействие с органами местного самоуправления в условиях военного или чрезвычайного положения, чрезвычайной экологической ситуации;
5) осуществляет другие полномочия, определены Конституцией и законами Украины.
Префект на основании и в порядке, установленных законом, издает акты, являющиеся обязательными на соответствующей территории.
Акты префектов, изданные на осуществление полномочий, определенных пунктами 1, 4 части первой этой статьи, могут быть отменены Президентом Украины, а изданные на осуществление полномочий, определенных пунктами 2, 3 части первой этой статьи, – Кабинетом Министров Украины. Акты префектов, изданные на осуществление полномочий, определенных пунктом 5 части первой этой статьи, отменяет Президент Украины, а в определенных законом случаях – Кабинет Министров Украины“.
В редакции данной статьи Основного Закона Украины, предложенной Законопроектом, изложены полномочия префекта, осуществление им иных полномочий определяется Конституцией и законами Украины.
Указанные изменения в статью 119 Конституции Украины не предусматривают упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина.

4.3. Законопроектом предлагается статью 132 Конституции Украины изложить в следующей редакции:
„Статья 132. Административно-территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, децентрализации власти, повсеместности и состоятельности местного самоуправления, постоянного развития административно-территориальных единиц с учетом исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.“.
Изменениями, предложенными Законопроектом в статью 132 Конституции Украины, вводится направленная на замену существующей модели управления в государстве организация административно-территориального устройства Украины, которое вместо „совмещения централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти“ основывается на принципе „децентрализации власти“, и эта статья дополняется принципом „повсеместности и состоятельности местного самоуправления“.
Конституционный Суд Украины считает, что предлагаемые изменения не предусматривают упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина.

4.4. Законопроектом предлагается статью 133 Конституции Украины изложить в следующей редакции:
„Статья 133. Систему административно-территориального устройства Украины составляют административно-территориальные единицы: громады, районы, регионы.
Территория Украины разделена на громады. Громада является первичной единицей в системе административно-территориального устройства Украины.
Несколько громад составляют район.
Автономная Республика Крым и области являются регионами Украины.
Особенности Киева, Севастополя в системе административно-территориального устройства Украины определяются отдельными законами.
Порядок создания, ликвидации, установления и изменения границ, наименования и переименования громад, районов, областей, а также порядок создания, наименования и переименования и отнесения поселений (сел, поселков, городов) к соответствующей категории определяются законом.
Изменение границ, наименование и переименование громад и поселений осуществляется с учетом мнения их жителей в порядке, установленном законом“.
Предложенная Законопроектом редакция статьи 133 Конституции Украины определяет административно-территориальное устройство Украины и его административно-территориальные единицы, которыми являются громады, районы и регионы; громаду признает первичной административно-территориальной единицей в системе административно-территориального устройства Украины; устанавливает порядок создания, ликвидации и изменения границ, наименования и переименования административно-территориальных единиц, наименования и переименования и отнесения поселений (сел, поселков, городов) к соответствующей категории.
Законопроектом со статьи 133 Конституции Украины исключается перечень областей.
Конституционный Суд Украины считает, что редакция
статьи 133 Основного Закона Украины, предложенная Законопроектом,
не предусматривает упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина.

4.5. Законопроектом предлагается статью 140 Конституции Украины изложить в следующей редакции:
„Статья 140. Территориальная громада осуществляет местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления путем самостоятельного регулирования общественных дел местного значения и управления ими в пределах Конституции и законов Украины.
Территориальную громаду составляют жители поселения или поселений соответствующей громады.
Территориальная громада осуществляет местное самоуправление непосредственно путем местных референдумов и в других формах, определенных законом.
Органами местного самоуправления громады является совет громады как представительный орган и исполнительные органы местного самоуправления громады.
Исполнительные органы местного самоуправления громады являются подконтрольными и подотчетными совету громады.
Голова громады председательствует на заседаниях совета громады, возглавляет исполнительный орган местного самоуправления громады.
Районный, областной совет, их исполнительные комитеты являются органами местного самоуправления, которые соответственно представляют и реализуют общие интересы территориальных громад района, области.
Статус голов громад, депутатов советов громад, районных, областных советов, порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов местного самоуправления громады, исполнительных комитетов районных, областных советов, объем их полномочий определяются законом.
Совет громады содействует деятельности созданных в соответствии с законом и уставом территориальной громады органов самоорганизации населения и с этой целью может наделять их финансами и имуществом.“.
Изменениями, предложенными Законопроектом в статью 140 Конституции Украины, вводится система органов местного самоуправления на уровне поселений, районов и областей согласно административно-территориальному устройству Украины, предусмотренному в редакции статьи 133 Конституции Украины, изложенной в Законопроекте, а также определяется орган территориальной громады – совет громады. Первичным субъектом (носителем функций и полномочий местного самоуправления) определяется территориальная громада, которую составляют жители поселения или поселений соответствующей громады.
Изменения относительно определения громады как первичной административно-территориальной единицы уже рассматривались Конституционным Судом Украины и были признаны соответствующими требованиям части первой статьи 157 Конституции Украины (заключения Конституционного Суда Украины от 30 октября 2003 года № 1-в/2003,
от 7 сентября 2005 года № 1-в/2005, от 15 января 2008 года № 1-в/2008).
Предложенная Законопроектом редакция статьи 140 Конституции Украины не предусматривает упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина.

4.6. Законопроектом предлагается статью 141 Конституции Украины изложить в следующей редакции:
„Статья 141. Право голоса на выборах головы громады, депутатов совета громады, районного, областного совета имеют жители соответствующей громады (громад) – граждане Украины, достигшие на день проведения выборов восемнадцати лет и не признанные судом недееспособными.
Голова громады, депутаты совета громады, районного, областного совета избираются на свободных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования.
Головой громады, депутатом совета громады, районного, областного совета может быть избран гражданин Украины, достигший на день проведения выборов восемнадцати лет, не признанный судом недееспособным. Не может быть избран головой громады, депутатом совета громады, районного, областного совета гражданин, отбывающий наказание за совершение преступления или имеющий судимость за совершение умышленного преступления.
Порядок избрания депутатов районных и областных советов обеспечивает представительство территориальных громад в пределах соответствующего района, области и определяется законом.
Срок полномочий головы громады, депутатов совета громады, районного, областного совета, избранных на очередных выборах, составляет четыре года.
Основания и порядок досрочного прекращения полномочий головы громады, депутата или состава совета громады, районного, областного совета определяются Конституцией и законами Украины.
Очередные выборы депутатов всех советов громад, районных, областных советов, голов громад происходят в последнее воскресенье октября четвертого года полномочий органов местного самоуправления, избранных на предыдущих очередных местных выборах.
Внеочередные выборы головы громады, депутатов совета громады, районного, областного совета проводятся не позднее 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий головы громады, состава совета громады, районного, областного совета, а в случае досрочного прекращения полномочий в порядке, предусмотренном статьей 144 данной Конституции, – не позднее 120 дней со дня такого прекращения.
Районный совет, областной совет избирает из своего состава соответственно голову районного совета, голову областного совета.
Районный совет, областной совет назначает и освобождает голову исполнительного комитета совета и по его представлению формирует состав этого органа.
Голова громады, депутаты совета громады, районного, областного совета не могут иметь другого представительского мандата. Иные требования относительно несовместимости мандата головы громады, депутата совета громады, районного, областного совета определяются законом“.
В предлагаемых Законопроектом изменениях в статью 141 Конституции Украины предусмотрено участие граждан Украины в выборах и проведение выборов головы громады, депутатов совета громады, районного, областного совета, определяются сроки их полномочий, основания и порядок досрочного прекращения этих полномочий, регламентируется проведение очередных и внеочередных выборов, а также устанавливается требование относительно несовместимости представительского мандата головы громады, депутата совета громады, районного, областного совета.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Украины периодичность проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления должна быть разумной, имея целью обеспечение оптимальности, преемственности и стабильности в формировании представительных органов (подпункт 3.1 пункта 3 мотивировочной части Решения от 29 мая 2013 года № 2-рп/2013).
Указанными изменениями сокращается срок полномочий головы громады, депутатов совета громады, районного, областного совета, избранных на очередных выборах, с пяти до четырех лет.
По мнению Конституционного Суда Украины, сокращение указанного срока полномочий не влияет на осуществление гражданами Украины их избирательных прав, а потому не может привести к упразднению либо ограничению прав и свобод человека и гражданина.
Изменения в статью 141 Конституции Украины не предусматривают упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина.

4.7. Законопроектом предлагается статью 142 Конституции Украины изложить в следующей редакции:
„Статья 142. Материальной и финансовой основой местного самоуправления является:
1) земля, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, другие объекты, которые имеются в коммунальной собственности территориальной громады;
2) местные налоги и сборы, часть общегосударственных налогов и другие доходы местных бюджетов.
Объекты общей собственности территориальных громад находятся в управлении районного или областного совета и содержатся за счет средств соответственно районного или областного бюджета.
Государство обеспечивает соразмерность финансовых ресурсов и объема полномочий органов местного самоуправления, определенных Конституцией и законами Украины.
Изменение компетенции органа местного самоуправления осуществляется с одновременными соответствующими изменениями в распределении финансовых ресурсов.
Государство компенсирует затраты органов местного самоуправления, вызванные решениями органов государственной власти.
Территориальные громады могут объединять на договорных началах объекты коммунальной собственности, а также средства бюджетов для выполнения общих проектов или для общего финансирования (удержания) коммунальных предприятий, организаций и учреждений, создавать для этого соответствующие органы и службы.“.
Изменениями в статью 142 Конституции Украины, предложенными Законопроектом, конкретизируются материальные и финансовые основы местного самоуправления, устанавливается обязанность государства по обеспечению соразмерности финансовых ресурсов и объема полномочий органов местного самоуправления.
Предложенное Законопроектом закрепление в Конституции Украины указанной обязанности государства, прав территориальных громад объединять на договорных началах объекты коммунальной собственности и средства бюджетов направлено на достижение экономической независимости территориальных громад.
Редакция статьи 142 Конституции Украины, изложенная в Законопроекте, не предусматривает упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина.

4.8. Законопроектом предлагается статью 143 Конституции Украины изложить в следующей редакции:
„Статья 143. Территориальная громада непосредственно или через органы местного самоуправления громады в соответствии с законом:
1) управляет имуществом, имеющимся в коммунальной собственности;
2) утверждает бюджет соответствующей громады и контролирует его выполнение;
3) утверждает программы социально-экономического и культурного развития и контролирует их выполнение;
4) устанавливает местные налоги и сборы;
5) обеспечивает реализацию результатов местных референдумов;
6) создает, реорганизовывает и ликвидирует коммунальные предприятия, организации и учреждения, а также осуществляет контроль за их деятельностью;
7) решает другие вопросы местного значения, отнесенные законом к ее компетенции.
Областной, районный совет:
1) утверждает областной, районный бюджет для выполнения общих проектов, в том числе за счет средств, привлеченных на договорных началах из местных бюджетов, и контролирует его выполнение;
2) решает другие вопросы, отнесенные законом к его компетенции.
Областной совет утверждает региональную программу социально-экономического и культурного развития области и контролирует ее выполнение.
Разграничение полномочий между органами местного самоуправления громад, районов, областей определяется законом на основе принципа субсидиарности.
Исполнительным органам местного самоуправления громады, исполнительным комитетам районного, областного совета согласно закону могут быть делегированы отдельные полномочия органов исполнительной власти. Государство финансирует осуществление этих полномочий в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Украины, передает органам местного самоуправления соответствующие объекты государственной собственности. Такие полномочия могут быть отозваны на основаниях и в порядке, определенных законом.
Исполнительные органы местного самоуправления громады, исполнительный комитет районного, областного совета по вопросам осуществления ими делегированных полномочий органов исполнительной власти являются подконтрольными органам исполнительной власти, которые делегировали такие полномочия.“.
Предложенная Законопроектом редакция статьи 143 Конституции Украины определяет полномочия территориальной громады, районного и областного советов с учетом изменений относительно организации местного самоуправления, разграничивает полномочия между органами местного самоуправления громад, районов и областей, а также закрепляет правовые основы делегирования отдельных полномочий органов исполнительной власти исполнительным органам местного самоуправления громады, исполнительным комитетам районного, областного советов.
Определение полномочий территориальной громады соответствует ее конституционно-правовому статусу субъекта местного самоуправления.
Предложенная Законопроектом редакция статьи 143 Конституции Украины не предусматривает упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина.

4.9. Законопроектом предлагается статью 144 Конституции Украины изложить в следующей редакции:
„Статья 144. Территориальные громады, головы громад, органы местного самоуправления в соответствии с законом постановляют акты местного самоуправления, являющиеся обязательными к исполнению на соответствующей территории.
Действие актов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины останавливает префект с одновременным обращением в суд.
В случае принятия головой громады, советом громады, районным, областным советом акта, не соответствующего Конституции Украины, создающего угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности, Президент Украины останавливает действие соответствующего акта с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины, временно останавливает полномочия головы громады, состава совета громады, районного, областного совета и назначает временного государственного уполномоченного. Временный государственный уполномоченный направляет и организовывает деятельность соответствующих исполнительных органов местного самоуправления громады, исполнительного комитета районного, областного совета.
Конституционный Суд Украины рассматривает такое обращение Президента Украины безотлагательно.
В случае признания Конституционным Судом Украины акта головы громады, совета громады, районного, областного совета соответствующим Конституции Украины, Президент Украины отменяет акт, изданный согласно части третьей данной статьи.
В случае признания Конституционным Судом Украины акта головы громады, совета громады, районного, областного совета не соответствующим Конституции Украины, Верховная Рада Украины по представлению Президента Украины досрочно прекращает полномочия головы громады, совета громады, районного, областного совета и назначает внеочередные выборы в определенном законом порядке“.
Предложенная Законопроектом редакция статьи 144 Конституции Украины предусматривает право территориальных громад, голов громад, органов местного самоуправления постановлять в соответствии с законом акты местного самоуправления, а также полномочие префекта останавливать действие этих актов по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины с одновременным обращением в суд.
Кроме того, изменениями в указанную статью предусмотрено предоставление полномочия Президенту Украины останавливать действие акта головы громады, совета громады, районного или областного совета, если он не соответствует Конституции Украины, создает угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности, и одновременно обращаться в Конституционный Суд Украины, а также урегулирование правовых последствий признания Конституционным Судом Украины такого акта неконституционным.
Предложенная Законопроектом редакция статьи 144 Конституции Украины устанавливает конституционный механизм ответственности территориальных громад и органов местного самоуправления в случае принятия ими актов, не соответствующих Конституции или законам Украины, создающих угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности.
Редакция статьи 144 Конституции Украины, предложенная Законопроектом, не предусматривает упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина.

4.10. Законопроектом предлагается пункты 29, 30 части первой
статьи 85 Конституции Украины изложить в следующей редакции:
„29) создание и ликвидация громад, районов, областей, установление и изменение их границ; наименование и переименование поселений, громад, районов, областей;
30) назначение внеочередных выборов голов громад, депутатов советов громад, районных, областных советов“.
Предложенная Законопроектом редакция пункта 29 части первой статьи 85 Конституции Украины относительно полномочий Верховной Рады Украины касательно установления и ликвидации, изменения границ, наименования и переименования административно-территориальных единиц обусловлена изменением в организации административно-территориального устройства Украины и местного самоуправления.
Предлагаемая Законопроектом редакция пункта 30 части первой
статьи 85 Конституции Украины определяет полномочие Верховной Рады Украины назначать внеочередные выборы голов громад, депутатов советов громад, районных, областных советов.
Конституционный Суд Украины считает, что изложенная в Законопроекте редакция пунктов 29, 30 части первой статьи 85 Конституции Украины не предусматривает упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина.

4.11. Законопроектом предлагается изложить пункт 16 части первой статьи 92 Конституции Украины в следующей редакции:
„16) статус Киева как столицы Украины“.
Предложенное Законопроектом изменение касается определения законами Украины лишь статуса города Киева как столицы Украины, а также согласовывается с изложенными в Законопроекте редакциями части второй статьи 118, части пятой статьи 133 Конституции Украины относительно определения отдельными законами Украины особенности осуществления исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе и особого статуса этих городов в системе административно-территориального устройства Украины.
Изложенная в Законопроекте редакция пункта 16 части первой
статьи 92 Конституции Украины не предусматривает упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина.

4.12. Законопроектом предлагается дополнить часть первую
статьи 106 Конституции Украины пунктом 81 следующего содержания:

Комментарии закрыты.