Стратегия национальной безопасности Украины проект 2015

12 мая 2015 автор: admin

Национальный институт стратегических исследований при Президенте Украины
2015 год
Проект
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
Статья 1. Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство.

Статья 2. Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию.
Украина является унитарным государством.
Территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной.

Статья 3. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.
Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
Конституция Украины
1. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Революция достоинства 2014 года против коррумпированной власти, которая сознательно игнорируя права, свободы и законные интересы граждан под давлением извне пыталась помешать европейскому выбору Украинского народа, открыла перед Украиной новые возможности для радикального пересмотра системы отношений между гражданином, обществом и государством на основе ценностей свободы и демократии.
Стараясь помешать стремлению Украинского народа к европейскому будущему, Россия оккупировала неотъемлемую часть украинской территории – Автономную Республику Крым и город Севастополь, развязала военную агрессию на Востоке Украины и пытается разрушить единство демократического мира, ревизовать мировой порядок, сформировавшийся после окончания Второй мировой войны, подорвать основы международной безопасности и международного права, сделав возможным безнаказанное применение силы на международной арене.
Российская угроза, имеющая долгосрочный характер, другие коренные изменения во внешней и внутренней среде безопасности, обусловливают создание новой системы обеспечения национальной безопасности, что предусматривает Стратегия национальной безопасности Украины.
Украина будет защищать свои фундаментальные ценности, определенные Конституцией и законами Украины – независимость, территориальную целостность и суверенитет, свободу, демократию, достоинство и права человека, верховенство права, благосостояние, мир и безопасность. Их надежную защиту обеспечат эффективные Вооруженные Силы, разведывательные, контрразведывательные и правоохранительные органы.
Стратегия национальной безопасности Украины рассчитана на реализацию до 2020 года определенных ею приоритетов государственной политики национальной безопасности, а также реформ, предусмотренных Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС и Стратегией устойчивого развития «Украина – 2020».
2. ЦЕЛИ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
Основными целями Стратегии национальной безопасности Украины являются:
минимизация угроз государственному суверенитету и создание условий для восстановления территориальной целостности Украины в пределах международно-признанной государственной границы;
направленность деятельности государства на утверждение прав и свобод граждан, обретение нового качества экономического и гуманитарного развития, обеспечение интеграции Украины в Европейский Союз и формирования условий для вступления в НАТО, гарантирование мирного будущего Украины как демократического, правового, социального государства.
Для достижения обозначенных целей необходимо:
укрепление Украинского государства путем обеспечения последовательного социально-политического и социально-экономического развития Украины;
комплексное реформирование системы обеспечения национальной безопасности и создание эффективного сектора безопасности и обороны;
новое внешнеполитическое позиционирование Украины в мире в условиях нестабильности глобальной системы безопасности.

3. АКТУАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
3.1. Агрессивная политика России, которая осуществляется для истощения украинской экономики и подрыва общественно-политической стабильности с целью разрушения государственного суверенитета и захвата территории Украины:
военная агрессия, участие регулярных войск, советников, инструкторов и наемников в боевых действиях на территории Украины;
разведывательно-подрывная деятельность, провоцирование межэтнической, межконфессиональной и социальной розни, сепаратизма и терроризма, создание и поддержка, в том числе военная, марионеточных квазигосударственных образований на временно оккупированной территории части Донецкой и Луганской областей;
временная оккупация территории Автономной Республики Крым и города Севастополь, их использование для дестабилизации Балто-Черноморско-Каспийского региона;
наращивание военных группировок Российской Федерации у границ Украины и на временно оккупированной территории Украины, в том числе размещение в Крыму тактического ядерного оружия;
навязывание Украине монопольной зависимости от поставок критического сырья, прежде всего энергетических ресурсов;
торгово-экономическая война;
информационно-психологическая война, принижение украинского языка и культуры, стремление обесславить украинскую историю, формирование российскими средствами массовой коммуникации альтернативной действительности искривленной информационной картины мира.
3.2. Неэффективность системы обеспечения национальной безопасности Украины:
институциональная слабость, непрофессионализм, структурная несбалансированность органов сектора безопасности и обороны;
несформированность сектора безопасности и обороны как целостного функционального объединения, управляемого из единого центра;
недостаточность ресурсного обеспечения и неэффективное использование ресурсов в секторе безопасности и обороны Украины;
отсутствие эффективных внешних гарантий безопасности Украины;
деятельность незаконных вооруженных формирований, рост преступности, незаконное использование огнестрельного оружия.
3.3. Коррупция и неэффективная система государственного управления:
распространение коррупции, ее укоренение во всех сферах государственного управления;
слабость, дисфункциональность, «советская» модель публичных институтов, депрофессионализация и деградация государственной службы; подчиненность деятельности государственных органов корпоративным и личным интересам, что приводит к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан.
3.4. Экономический кризис, истощение финансовых ресурсов государства, снижение уровня жизни населения:
низкотехнологичная, монопольно-олигархическая экономическая модель;
уголовно-клановая система присвоения общественных ресурсов, криминализация и «тенизация» национальной экономики;
деформированное государственное регулирование и коррупционное давление на бизнес;
чрезмерная зависимость национальной экономики от внешнего рынка;
неэффективное управление государственным долгом;
уменьшение благосостояния домохозяйств и рост уровня безработицы;
резкая активизация миграционных процессов вследствие боевых действий;
разрушение экономики и систем жизнеобеспечения на временно оккупированных территориях, потеря их человеческого потенциала, незаконный вывоз производственных фондов на территорию России.
3.5. Угрозы энергетической безопасности:
искажение рыночных механизмов в энергетическом секторе;
недостаточный уровень диверсификации источников поставок нефти, природного газа, ядерного топлива и технологий;
криминализация и коррумпированность энергетической сферы;
недейственная политика энергоэффективности.

3.6. Угрозы информационной безопасности:
ведение информационной войны против Украины;
отсутствие целостной коммуникативной политики государства, недостаточный уровень медиакультуры общества.
3.7. Угрозы кибербезопасности и безопасности информационных ресурсов:
уязвимость объектов критической инфраструктуры, государственных информационных ресурсов к кибератакам;
физическая и моральная устарелость системы охраны государственной тайны и других видов информации с ограниченным доступом.
3.8. Угрозы безопасности критической инфраструктуры:
критическая изношенность основных фондов инфраструктурных объектов, систем и сетей Украины и недостаточный уровень их физической защиты;
недостаточный уровень защищенности критической инфраструктуры от терроризма и диверсий;
неэффективное управление безопасностью критической инфраструктуры и систем жизнеобеспечения.
3.9. Угрозы экологической безопасности:
чрезмерное антропогенное воздействие и высокий уровень техногенной нагрузки на территорию Украины;
значительный объем отходов производства и потребления и ненадлежащий уровень их вторичного использования, переработки и утилизации;
неудовлетворительное состояние единой государственной системы и сил гражданской защиты, системы мониторинга окружающей среды.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
4.1. Восстановление территориальной целостности государства
Восстановление территориальной целостности Украины и верховенства права на всей ее территории, реинтеграция временно оккупированных территорий является стратегической задачей политики национальной безопасности.
Исходя из приоритета мирных средств, Украина будет использовать все возможные средства защиты своей территориальной целостности, которые не противоречат международному праву.
Залогом национальной безопасности и восстановления территориальной целостности Украины являются мощные Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования, обеспеченные современным вооружением и военной техникой, эффективные разведывательные, контрразведывательные и правоохранительные органы.
4.2. Создание эффективного сектора безопасности и обороны
Формирование и развитие сектора безопасности и обороны Украины, который должен обеспечить адекватное и гибкое реагирование на угрозы, рационально используя возможности и ресурсы, является приоритетом политики национальной безопасности. При этом необходимо обеспечить:
комплексное усовершенствование законодательства по вопросам национальной безопасности и обороны Украины, в частности принятие новой редакции Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины» с определением механизмов управления в сфере национальной безопасности и обороны, нормированием структуры и состава сектора безопасности и обороны, системы управления, координации и взаимодействия его органов;
централизованное управление этим сектором в мирное время, в кризисных ситуациях и в особый период, межведомственную координацию и взаимодействие;
согласование концепций (программ) реформирования и развития органов сектора безопасности и обороны Украины по единому плану;
совершенствование системы стратегического планирования, создание единой системы мониторинга, анализа, прогнозирования и принятия решений в сфере национальной безопасности и обороны, обеспечение эффективной координации и функционирования единой системы ситуационных центров всех органов сектора безопасности и обороны Украины;
внедрение интегрированной системы образования, боевой и специальной подготовки персонала для органов сектора безопасности и обороны с привлечением преподавателей, инструкторов из стран НАТО, формирование новой культуры безопасности;
совершенствование бюджетной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороны Украины путем поэтапного увеличения расходов на развитие, боевую подготовку и оперативную деятельность в бюджетах органов сектора безопасности и обороны Украины в соответствии с практикой стран НАТО;
применение программно-целевого подхода к определению объемов финансовых и материально-технических ресурсов, необходимых для эффективного функционирования органов сектора безопасности и обороны;
профессионализацию сектора безопасности и обороны Украины, повышение профессионального уровня персонала, эффективную его мотивацию к надлежащему выполнению задач по назначению, максимально целесообразное сокращение обслуживающих подразделений органов этого сектора;
качественное совершенствование системы демократического гражданского контроля над органами сектора безопасности и обороны Украины, усиление парламентского контроля в этой сфере;
развитие системы военно-патриотического воспитания, внедрение программ военной подготовки и гражданской защиты в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях.
4.3. Повышение обороноспособности государства
Ключевым приоритетом политики национальной безопасности является необходимость обеспечения готовности государства, его экономики и общества к обороне и отражению внешней агрессии в любых формах и проявлениях, в том числе в форме гибридной войны, повышения уровня обороноспособности государства.
Основными задачами в этой сфере являются:
подготовка государства к отражению вооруженной агрессии, повышение способности органов государственной власти, военного управления и местного самоуправления, сил обороны, системы гражданской защиты к функционированию в условиях кризисных ситуаций и особого периода;
реформирование сил обороны с ориентацией на создание высокоэффективных боеспособных подразделений Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, приоритетность их качественных, а не количественных характеристик;
реформирование системы мобилизационной подготовки и мобилизации, формирование надлежащих условий для комплектования Вооруженных Сил Украины, других военных формирований обученным персоналом, создание электронного реестра военнообязанных, реализация принципа экстерриториальности;
создание мощного, военно-обученного резерва, приписанного к определенным военным частям, готового к быстрому развертыванию и способного выполнять задачи по назначению;
усиление подготовки населения и территории страны к обороне, усовершенствование организации и осуществления территориальной обороны;
реструктуризация и опережающее развитие оборонной промышленности, наращивание ее производственных мощностей, разработка конкурентоспособных на мировом уровне вооружений и военной техники, импортозамещение и увеличение собственного производства критических комплектующих и материалов;
углубление оборонно-промышленного и военно-технического сотрудничества с другими странами, прежде всего государствами – членами ЕС и НАТО, достижение полной независимости от России в вопросах производства вооружений и военной техники;
поддержка перспективных, практически направленных научных исследований в сфере национальной безопасности и обороны;
направление двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-партнерами на обеспечение обороноспособности Украины, получение современных образцов вооружения и военной техники, содействие снятию искусственных ограничений в сфере военно-технического сотрудничества.
Приоритетом является реформирование Вооруженных Сил Украины с целью обеспечения их эффективности, мобильности, оснащения современным вооружением, военной и специальной техникой, и на основе этого – способности обеспечить оборону государства.
В среднесрочной перспективе Вооруженные Силы Украины будут формироваться на основе смешанного принципа комплектования с постепенным наращиванием контрактной составляющей и создания многочисленного высокомобильного резерва первой очереди.
Реформа Вооруженных Сил Украины, основные принципы которой будут определены законодательством и документами оборонного планирования, предусматривает:
уточнение функций и задач, пересмотр структуры и численности, повышение качества личного состава, усовершенствование системы подготовки войск, их оснащение современным вооружением, военной и специальной техникой;
устранение дублирования функций подразделений Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, внедрение централизованной структуры руководства обороной государства;
формирование Объединенного оперативного командования как органа непосредственного управления боевыми действиями;
развитие Сил специальных операций Вооруженных Сил Украины в соответствии со стандартами НАТО;
усовершенствование и развитие на современной технологической базе системы управления, разведки, защищенных коммуникаций, радиоэлектронной борьбы, получение оперативного доступа к данным аэрокосмической разведки;
усиление контрразведывательной защиты Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, приведение систем военной разведки и военной контрразведки в соответствие со стандартами НАТО;
укрепление боевого потенциала ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины, принятие на вооружение современных ракетных комплексов национального производства, способных обеспечивать эффект сдерживания агрессора;
модернизацию авиации и системы противовоздушной обороны Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины, обеспечение их способности адекватно реагировать на военные угрозы;
формирование адекватных угрозам военно-морских возможностей Украины, обеспечение противодесантной обороны побережья, развитие новых военно-морских баз, а также восстановление военно-морских баз в Крыму после возвращения временно оккупированной территории под контроль Украины;
реорганизацию системы материально-технического и медицинского обеспечения Вооруженных Сил Украины, внедрение электронных систем учета материально-технических ресурсов, приведение объемов неприкосновенных запасов материальных средств в соответствие с их реальными потребностями;
совершенствование военной кадровой политики, повышение престижа военной службы, улучшение финансового и социального обеспечения военнослужащих и членов их семей;
обеспечение максимальной совместимости Вооруженных Сил Украины с вооруженными силами государств – членов НАТО;
укрепление воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах Украины, организацию военной полиции.
4.4. Реформирование и развитие разведывательных, контрразведывательных и правоохранительных органов
Реформирование и развитие разведывательных, контрразведывательных и правоохранительных органов Украины должно осуществляться на основе принципов верховенства права, патриотизма, компетентности, департизации, целесообразной демилитаризации, координации и взаимодействия, распределения задач и устранения дублирования функций, демократического гражданского контроля и прозрачности.
Реформа Службы безопасности Украины преследует цель создания динамичной, укомплектованной высокопрофессиональными специалистами, обеспеченной современными материальными и техническими средствами специальной службы, способной эффективно защищать государственный суверенитет, конституционный строй и территориальную целостность Украины.
При этом будет обеспечена концентрация усилий на:
контрразведывательной деятельности;
нейтрализации сепаратистских и экстремистских движений и организаций;
обеспечении государственной безопасности в сферах борьбы с терроризмом; экономической, информационной, кибернетической безопасности;
защите государственной тайны.
Целесообразно также обеспечить передачу большинства правоохранительных функций, кроме преступлений против основ национальной безопасности, от Службы безопасности Украины в другие правоохранительные органы.
Целями реформы разведывательных органов Украины является приоритетное развитие разведывательных возможностей Украины, обеспеченное на основе согласованного функционирования разведывательных органов. Будет принята Национальная разведывательная программа, в рамках реализации которой необходимо:
сосредоточить усилия разведывательных органов на приоритетных направлениях обеспечения национальной безопасности;
расширить возможности агентурной разведки;
обеспечить развитие возможностей технической разведки, электронного перехвата и мониторинга телекоммуникаций, а также киберразведки, создание современной системы аэрокосмической разведки на основе новых технологических решений;
усовершенствовать информационно-аналитическую деятельность и обработку открытых источников информации;
усилить координацию разведывательных органов и их взаимодействие между собой, в том числе для подготовки согласованных разведывательных оценок;
укрепить взаимодействие разведывательных органов с партнерскими спецслужбами стран НАТО.
Реформа Министерства внутренних дел предусматривает максимально целесообразную консолидацию правоохранительной деятельности в сфере его ответственности, избавление от несвойственных контрольных и разрешительных функций, повышение уровня доверия граждан к правоохранительным органам.
Министерство будет трансформировано в гражданский центральный орган исполнительной власти, который формирует и реализует государственную политику в сферах правоохранительной деятельности, защиты государственной границы, миграционной деятельности и гражданской защиты.
Национальная полиция как центральный орган исполнительной власти, деятельность которого будет контролироваться Министерством внутренних дел Украины, будет выполнять функции в сферах противодействия преступности, в частности организованной, и обеспечения общественного порядка.
Для поддержания общественного порядка и ведения административных производств органы местного самоуправления будут создавать в рамках собственных бюджетов муниципальную полицию.
Развитие Национальной гвардии Украины как военного формирования с правоохранительными функциями должно быть направлено на увеличение ее возможностей в отношении обеспечения общественной безопасности в мирное время, участия в охране и обороне государственной границы, а также поддержки операций Вооруженных Сил Украины в кризисных ситуациях и в особый период.
Развитие Государственной пограничной службы как правоохранительного органа должно обеспечить эффективную реализацию политики в сфере защиты и охраны государственной границы Украины, а также охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне, в том числе путем создания системы интегрированного управления безопасностью государственной границы, развития информационной, оперативной, технической, физической составляющих, внедрения современных систем контроля, создания надлежащим образом оснащенных мобильных пограничных отрядов.
Развитие Государственной миграционной службы Украины должно быть направлено на обеспечение прав и свобод граждан, предоставление качественных административных услуг, эффективный контроль за миграционными процессами, борьбу с нелегальной миграцией, защиту национального рынка трудовых ресурсов, содействие внедрению безвизового режима с Европейским Союзом.
Развитие Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям предусматривает повышение ее способности относительно эффективного управления единой государственной системой гражданской защиты; оснащение сил гражданской защиты современными видами техники, средствами и снаряжением; оптимизацию дислокации ее подразделений, внедрение системы экстренной помощи населению по единому телефонному номеру.
Возникла необходимость создания в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины Государственного бюро расследований Украины как государственного правоохранительного органа, ответственного за проведение расследований; завершения реформирования органов прокуратуры в соответствии с нормами и стандартами Европейского Союза.

4.5. Реформирование системы государственного управления, новое качество антикоррупционной политики
Государственное управление должно основываться на принципах верховенства права, равенства граждан перед законом, честности и прозрачности власти, а его приоритетом должна стать защита прав, свобод и законных интересов граждан, национальных интересов Украины. При этом следует обеспечить:
очищение власти от коррупционеров и агентуры иностранных спецслужб, непрофессионалов, политической конъюнктуры, невозможность преобладания личных и корпоративных интересов над общенациональными;
реформирование института государственной службы, формирование высококвалифицированного, патриотического, политически нейтрального корпуса государственных служащих, реформирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, внедрение современных этических норм государственных служащих, военнослужащих, работников правоохранительных органов;
децентрализацию функций государства и бюджетных ресурсов, укрепление правовых и финансовых возможностей органов местного самоуправления;
открытость, прозрачность и подотчетность государственных органов, внедрение электронного управления.
Эффективное государственное управление требует последовательной антикоррупционной политики, которая будет осуществляться путем:
ограничения функций государства; мотивации работников государственных органов к труду;
неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения.
При этом необходимо:
усовершенствовать процедуру проверки на добродетельность и обеспечить всеобщий мониторинг образа жизни, доходов и расходов государственных служащих;
завершить формирование и обеспечить эффективную деятельность Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции;
развивать взаимодействие с международными антикоррупционными организациями, в частности с Группой государств Совета Европы против коррупции (GRECO).
4.6. Интеграция в Европейский Союз
Разделяя общие с ЕС ценности, Украина рассматривает интеграцию в политические и экономические структуры Европейского Союза как приоритетное направление своей внешней и внутренней политики.
Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС вместе с углубленной и всеобъемлющей зоной свободной торговли является стратегическим ориентиром для проведения системных политических и социально-экономических реформ в Украине, широкомасштабной адаптации законодательства Украины к нормам и правилам ЕС.
Приоритетом является формирование ключевых предпосылок, необходимых для обретения Украиной членства в ЕС, что является магистральным путем укрепления национальной безопасности Украины.
4.7. Особое партнерство с НАТО
Украина видит в членстве в НАТО единую надежную внешнюю гарантию государственного суверенитета и территориальной целостности, будет развивать особое партнерство с НАТО на основе Хартии об особом партнерстве от 9 июля 1997 года, Плана действий Украина – НАТО, принятого в 2002 году, и Годовых национальных программ сотрудничества Украина – НАТО по направлениям:
реализации кратко- и среднесрочных мероприятий по повышению обороноспособности Украины, в частности проведение совместных учений;
периодического проведения комплексного обзора сектора безопасности и обороны Украины, по результатам которого будут уточняться документы по планированию обороны и безопасности;
создания эффективного механизма реагирования на кризисные ситуации;
участия в операциях НАТО по поддержанию мира и безопасности;
совместной борьбы с терроризмом;
имплементации принципов Инициативы НАТО по развитию добродетельности, целостности, прозрачности и снижения коррупционных рисков в секторе безопасности и обороны Украины;
развития совместных программ подготовки персонала органов сектора безопасности и обороны Украины;
взаимодействия в сферах энергетической безопасности, науки и технологий и защиты окружающей среды.
Приоритетом является внедрение стандартов НАТО, достижение совместимости сил и средств субъектов сектора безопасности и обороны Украины с силами и средствами соответствующих структур стран-членов НАТО, что обеспечит в будущем приобретение членства в Североатлантическом Альянсе и защиту государственного суверенитета и территориальной целостности Украины путем участия в международной системе коллективной обороны.
4.8. Обеспечение национальной безопасности во внешнеполитической сфере
Отказавшись от политики внеблоковости, которая не обеспечила территориальной целостности государства, Украина в среднесрочной перспективе будет опираться на собственные возможности и оставляет за собой право выбирать участие в системах коллективной безопасности и обороны как способ обеспечения государственного суверенитета и территориальной целостности.
Украина будет поддерживать инициативы по заключению универсального международного договора о гарантиях безопасности, прежде всего безъядерным государствам, который содержал бы четкие обязательства в случае его нарушения.
Наряду со стремлением приобретения членства в Европейском Союзе, Украина рассматривает углубление стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки как гарантом международной безопасности в евроатлантическом пространстве на основе Хартии о стратегическом партнерстве Украина – США от 19 декабря 2008 года как главный внешнеполитический приоритет.
Украина исходит из необходимости расширения сотрудничества с США, в частности в области безопасности и военно-технической сфере, как в рамках Украинско-Американской комиссии стратегического партнерства, так и вне их.
Украина стремится к развитию отношений привилегированного партнерства с Великобританией, Польшей, а также с Канадой, Австралией, Японией, Литвой, Латвией, Эстонией, Швецией, Румынией, Болгарией – странами, которые Украина считает своими надежными союзниками на международной арене.
Важным направлением внешней политики Украины является углубление двусторонних отношений, развитие сотрудничества с этими странами во всех сферах и на разных уровнях с возможным предоставлением им преференций, в том числе экономических и торговых, расширение взаимодействия в сфере безопасности.
Партнерство с Германией и Францией – влиятельными государствами-членами ЕС и НАТО, которые оказывают значительную помощь Украине в реализации демократических реформ и имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС, является приоритетом внешней политики Украины. Украина будет углублять сотрудничество с этими государствами с целью обеспечения безопасности в Европе.
Китайская Народная Республика является ключевым партнером Украины в политической, торгово-экономической сфере и сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Украина исходит из приоритетности партнерских отношений с Китаем на основе Договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Китайской Народной Республикой от 5 декабря 2013 года и Программы развития отношений стратегического партнерства между Украиной и Китайской Народной Республикой на 2014-2018 годы.

Комментарии закрыты.