Решение Конституционного суда Украины от 14.03.2014 о референдуме в Крыму

18 Март 2014 автор: admin

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ
РЕШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ
в отношении дела по конституционным представлениям исполняющего обязанности Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым «О проведении общекрымского референдума»
(дело о проведении местного референдума в Автономной Республике Крым)
г. Киев Дело № 1-13/2014
14 марта 2014 года
№ 2-рп/2014
Конституционный Суд Украины в составе судей:
Баулина Юрия Васильевича – председательствующего,
Брынцева Василия Дмитриевича,
Вдовиченко Сергея Леонидовича,
Гультая Михаила Мирославовича,
Запорожца Михаила Петровича,
Литвинова Александра Николаевича,
Мельника Николая Ивановича,
Саса Сергея Владимировича,
Сергейчука Олега Анатольевича,
Слиденко Игоря Дмитриевича,
Стецюк Петра Богдановича – докладчика,
Тупицкого Александра Николаевича – докладчика,
Шапталы Натальи Константиновны,
Шевчука Станислава Владимировича,
Шишкина Виктора Ивановича,
рассмотрел на пленарном заседании дело по конституционному представлению исполняющего обязанности Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым «О проведении общекрымского референдума» от 6 марта 2014 г., № 1702-6/14 (газета «Крымские известия», 2014 год, 7 марта).
Поводом к рассмотрению дела в соответствии со статьями 39, 40, 79 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» стали конституционные представления исполняющего обязанности Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.
Основанием для рассмотрения дела согласно статье 71 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» является утверждение субъектов права по конституционному представлению о неконституционности Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым «О проведении общекрымского референдума» от 6 марта 2014 года № 1702-6/14.
Заслушав судей-докладчиков Стецюк П.Б., Тупицкого А.Н. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины
установил:
1. Верховная Рада Автономной Республики Крым Постановлением «О проведении общекрымского референдума» от 6 марта 2014 года № 1702-6/14 (далее – Постановление) постановила:
– войти в состав Российской Федерации как субъект Российской Федерации;
– назначить на 16 марта 2014 года общекрымский референдум (включая город Севастополь), на который вынести такие альтернативные вопросы:
«1) Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации»?
2) Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?»;
– утвердить текст бюллетеня для голосования на общекрымском референдуме 16 марта 2014 года и установить, что бюллетени для голосования на общекрымском референдуме печатаются на русском, украинском и крымско-татарском языках;
– утвердить Временное положение об общекрымском референдуме;
– создать Комиссию Автономной Республики Крым по проведению общекрымского референдума;
– обратиться к Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию Государственной Думы Российской Федерации о начале процедуры вхождения в состав Российской Федерации как субъекта Российской Федерации.
В Постановлении также определено, что вопрос, который получил большинство голосов, считается таким, что выражает прямое волеизъявление населения Крыма. Комиссии Автономной Республики Крым по проведению общекрымского референдума поручено организовать работу по обеспечению проведения референдума в соответствии с указанным временным положением, а Совету министров Автономной Республики Крым – организовать финансовое, материально-техническое и иное обеспечение проведения общекрымского референдума.
2. Субъект права на конституционное представление – исполняющий обязанности Президента Украины, Председатель Верховной Рады Украины – в соответствии со статьей 112, части второй статьи 137 Конституции Украины Указом Президента Украины от 7 марта 2014 года № 261 «О приостановлении действия Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от 6 марта 2014 года № 1702-6/14 «О проведении общекрымского референдума» прекратил действие Постановления и обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством рассмотреть вопрос о его соответствии Конституции Украины (конституционности). По мнению автора ходатайства, Верховная Рада Автономной Республики Крым, приняв Постановление, нарушила конституционные принципы реализации государственного суверенитета Украины, основы конституционного строя, территориальной организации и осуществления государственной власти в Украине. Как считает субъект права на конституционное представление, Постановление не соответствует статьям 2, 5, 8, 13, 73, 75, пунктам 2, 3 части первой статьи 85, статьи 91, пунктам 13, 20 части первой статьи 92, статьям 132-138 Конституции Украины, частям первой, третьей статьи 1, пункта 7 части первой статьи 18, статьи 26 Конституции Автономной Республики Крым, статьям 1, 9, 10 Закона Украины «О Верховной Раде Автономной Республики Крым».
Субъект права на конституционное представление – Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека – обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать Постановление таковым, что не соответствует статье 73, пункту 2 статье 85, статьям 137, 138 Конституции Украины, и отметил, что решение вопроса об изменении территории Украины должно осуществляться на всеукраинском референдуме.
3. Постановлением Второй коллегии судей Конституционного Суда Украины от 11 марта 2014 года конституционные производства по делам по конституционному представлению исполняющего обязанности Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Постановления объединены в одно конституционное производство.
4. Решая поднятые в конституционных представлениях вопросы, Конституционный Суд Украины исходит из следующего.
4.1. Конституцией Украины провозглашено, что суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию; составляющей государственного суверенитета является целостность и неприкосновенность территории Украины в пределах существующих границ, защита суверенитета и территориальной целостности Украины является важнейшей функцией государства, делом всего Украинского народа (статья 2, часть первая статьи 17 Конституции Украины).
Конституция Украины имеет высшую юридическую силу; законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей, нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия; органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины (статья 8, часть вторая статьи 19 Основного Закона Украины).
Территориальное устройство Украины, правовой режим государственной границы определяются исключительно законами Украины (пункты 13, 18 части первой статьи 92 Конституции Украины).
4.2. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами, никто не может узурпировать государственную власть (статья 5 Основного Закона Украины).
Народное волеизъявление осуществляется путем выборов, референдума и иных форм непосредственной демократии. Граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах (часть первая статьи 38, статья 69 Конституции Украины).
Право граждан на участие в референдуме является их неотъемлемым конституционным правом. На всеукраинский референдум выносятся вопросы общегосударственного значения, т.е. решение которых влияет на судьбу всего Украинского народа – граждан Украины всех национальностей. На местный референдум могут выноситься только вопросы, отнесенные к ведению органов местного самоуправления соответствующей административно-территориальной единицы.
4.3. Согласно статье 132 Конституции Украины территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов, с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций. Указанные конституционные принципы организации территориального устройства обусловлены формой государственного устройства Украины как унитарного государства.
Конституционный Суд Украины в Решении от 13 июля 2001 года № 11-рп/2001 (дело об административно-территориальном устройстве) установил, что административно-территориальная единица – это компактная часть единой территории Украины, которая является пространственной основой для организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села (часть первая статьи 133 Конституции Украины). Согласно части второй статьи 133 Основного Закона Украины Автономная Республика Крым и город Севастополь входят в состав Украины как отдельные субъекты административно-территориального устройства Украины. Город Севастополь не входит в состав Автономной Республики Крым, имеет специальный статус, который определяется законом Украины.
Конституционный Суд Украины акцентирует, что принципы целостности и неприкосновенности территории Украины в пределах существующей границы, распространение суверенитета Украины на всю ее территорию установлены Конституцией Украины. Сужение границ существующей границы Украины, выведение любого субъекта административно-территориального устройства Украины из ее состава, изменение конституционно закрепленного статуса административно-территориальной единицы, в частности Автономной Республики Крым и города Севастополя, как неотъемлемой составной части Украины путем проведения местного референдума противоречит указанным конституционным принципам.
4.4. Вопросы об изменении территории Украины решаются исключительно всеукраинским референдумом (статья 73 Конституции Украины). Назначение всеукраинского референдума по вопросам, определенным указанной статьей Конституции Украины, относится к полномочиям Верховной Рады Украины (пункт 2 части первой статьи 85 Основного Закона Украины). Организация и порядок проведения выборов и референдумов определяются исключительно законами Украины (пункт 20 части первой статьи 92 Конституции Украины).
Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее компетенции (статья 134 Конституции Украины). Перечень вопросов, которые относятся к ведению Автономной Республики Крым, и вопросов, по которым она осуществляет нормативное регулирование, установлен статьями 137, 138 Конституции Украины.
Конституционный статус Автономной Республики Крым согласовывается с Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированной Законом Украины от 15 июля 1997 года № 452/97-ВР, по которой главные полномочия и функции местной власти определяются Конституцией или законом; местные власти в рамках закона имеют полное право свободно решать любой вопрос, который не исключен из сферы их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа (пункты 1, 2 статьи 4).
4.5. Согласно Конституции Украины, к ведению Автономной Республики Крым относится организация и проведение местных референдумов (пункт 2 части первой статьи 138) в порядке, определенном законом Украины (пункт 20 части первой статьи 92).
Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым и решения Совета министров Автономной Республики Крым не могут противоречить Конституции и законам Украины и принимаются в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины и во их исполнение (часть вторая статьи 135 Основного Закона Украины).
Конституционный Суд Украины считает, что Верховная Рада Автономной Республики Крым, приняв Постановление, которым предусмотрено вхождение в состав Российской Федерации как ее субъекта, обращение к Президенту Российской Федерации и к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о начале процедуры вхождения в состав Российской Федерации как субъекта Российской Федерации, вынесение на референдум указанных вопросов, нарушила конституционный принцип территориальной целостности Украины и вышла за пределы своих полномочий, а, следовательно, Постановление не соответствует статьям 1, 2, 5, 8, части второй статьи 19, статьи 73, пункта 3 части первой статьи 85, пунктам 13, 18, 20 части первой статьи 92, статьям 132, 133, 134, 135, 137, 138 Конституции Украины.
Постановление также противоречит основополагающим принципам суверенности и территориальной целостности государств, заложенным в международно-правовых актах, в частности принципу взаимного уважения к суверенному равенству каждого государства, что включает политическую независимость, возможность изменения границ в соответствии с международным правом мирным путем и по договоренности. В результате действия указанных принципов государства-участники должны воздерживаться от нарушения территориальной целостности или политической независимости любого государства путем применения силы или угрозы силой, или иным способом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций, а также от действий, направленных против территориальной целостности или единства любого государства-участника (Устав Организации Объединенных Наций, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 году, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года).
5. Постановлением образована Комиссия Автономной Республики Крым по проведению общекрымского референдума. Временным положением о республиканском (местном) референдуме в Автономной Республике Крым предусмотрено создание территориальных и участковых комиссий по подготовке и проведению референдума.
Согласно Постановлению Совет министров Автономной Республики Крым организует финансовое, материально-техническое и иное обеспечение проведения общекрымского референдума. В связи с тем, что Постановление противоречит Конституции Украины, и в соответствии с частью второй статьи 81 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» деятельность всех органов, созданных для проведения этого референдума, и финансирование мероприятий для проведения референдума должны быть прекращены, а бюллетени и агитационные материалы – уничтожены.
Таким образом, на основании материалов дела Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что Верховная Рада Автономной Республики Крым, приняв Постановление «О проведении общекрымского референдума» от 6 марта 2014 года № 1702-6/14, нарушила Конституцию Украины.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 147, 150, 153 Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 65, 67, 69, 70, 73, 78, 79, 81 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины», Конституционный Суд Украины
решил:
1. Признать не соответствующим Конституции Украины (неконституционным) Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым «О проведении общекрымского референдума» от 6 марта 2014 года № 1702-6/14.
2. Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым «О проведении общекрымского референдума» от 6 марта 2014 года № 1702-6/14 признано неконституционным, утрачивает силу со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.
3. Прекратить деятельность Комиссии Автономной Республики Крым по проведению общекрымского референдума, территориальных и участковых комиссий, созданных для проведения этого референдума.
4. Совету министров Автономной Республики Крым прекратить финансирование мероприятий по проведению референдума, обеспечить уничтожение бюллетеней, агитационных материалов.
5. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным для исполнения на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.
Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Украины» и в других официальных изданиях Украины.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Filed under: Крым

Комментарии закрыты.