Закон Верховной рады Украины от 27.02.2014 о кабинете министров Украины

10 Март 2014 автор: admin

Проект
(доработанный)
вносится народными депутатами Украины
И.Г. Богословская
Д.В. Жвания
Р.В. Стаднийчук
В.В. Мельниченко
Н.Л. Княжицкий
В.А. Немилостивый

ЗАКОН УКРАИНЫ
О КАБИНЕТЕ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Украины определяет организацию, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Украины.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Кабинет Министров Украины в системе органов государственной власти Украины.
1. Кабинет Министров Украины (Правительство Украины) является высшим органом в системе органов исполнительной власти.
2. Кабинет Министров Украины осуществляет исполнительную власть непосредственно и через министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым и местные государственные администрации, направляет, координирует и контролирует деятельность этих органов.
3. Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом Украины и Верховной Радой Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных Конституцией Украины.
Статья 2. Основные задачи Кабинета Министров Украины.
1. К основным задачам Кабинета Министров Украины относятся:
1) обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины;
2) принятие мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, создание благоприятных условий для свободного и всестороннего развития личности;
3) обеспечение проведения бюджетной, финансовой, ценовой, инвестиционной, в том числе амортизационной, налоговой, структурно-отраслевой политики, политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, здравоохранения, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;
4) разработка и выполнение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, культурного развития, охраны окружающей среды, а также разработка, утверждение и выполнение других государственных целевых программ;
5) обеспечение развития и государственной поддержки научно-технического и инновационного потенциала государства;
6) обеспечение равных условий для развития всех форм собственности, осуществление управления объектами государственной собственности в соответствии с законом;
7) осуществление мероприятий по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
8) организация и обеспечение осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенного дела;
9) направление и координация работы министерств, других органов исполнительной власти, осуществление контроля над их деятельностью.
Статья 3. Принципы деятельности Кабинета Министров Украины.
1. Деятельность Кабинета Министров Украины основывается на принципах верховенства права, законности, разделения государственной власти, непрерывности, коллегиальности, солидарной ответственности, открытости и прозрачности.
2. Кабинет Министров Украины осуществляет исполнительную власть на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
3. Кабинет Министров Украины является коллегиальным органом. Кабинет Министров Украины принимает решение после обсуждения вопросов на его заседаниях.
4. Кабинет Министров Украины регулярно информирует общественность через средства массовой информации о своей деятельности, привлекает граждан к процессу принятия решений, имеющих важное общественное значение. Принятие Кабинетом Министров Украины актов, содержащих информацию с ограниченным доступом, возможно лишь в случаях, определенных законом, в связи с обеспечением национальной безопасности и обороны Украины. Все акты Кабинета Министров Украины подлежат обязательному обнародованию, кроме актов, содержащих информацию с ограниченным доступом.
Статья 4. Правовые основы деятельности Кабинета Министров Украины.
1. Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, этим Законом, другими законами Украины, а также указами Президента Украины и постановлениями Верховной Рады Украины, принятыми в соответствии с Конституцией и законами Украины.
2. Организация, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Украины определяются Конституцией Украины, этим и другими законами Украины.
3. Кабинет Министров Украины в соответствии с Конституцией Украины и настоящим Законом утверждает Регламент Кабинета Министров Украины, который определяет порядок проведения заседаний Кабинета Министров Украины, подготовки и принятия решений, другие процедурные вопросы его деятельности.
Статья 5. Местонахождение Кабинета Министров Украины.
1. Кабинет Министров Украины находится в столице Украины – городе Киеве.
РАЗДЕЛ II. СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
Статья 6. Состав Кабинета Министров Украины и статус его членов.
1. В состав Кабинета Министров Украины входят Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министры и министры Украины.
2. Должностной состав (количество и перечень должностей) вновь сформированного Кабинета Министров Украины определяется Верховной Радой Украины по представлению Премьер-министра Украины одновременно с назначением персонального состава Кабинета Министров Украины в порядке, установленном статьей 9 настоящего Закона. В случае принятия Кабинетом Министров Украины решения о создании, реорганизации или ликвидации министерства, должностной состав Кабинета Министров Украины считается измененным со дня принятия такого решения.
3. Должности членов Кабинета Министров Украины относятся к политическим должностям, на которые не распространяется трудовое законодательство и законодательство о государственной службе.
4. Статус членов Кабинета Министров Украины определяется Конституцией Украины, этим и другими законами Украины.
5. По представлению Премьер-министра Украины Верховная Рада Украины может назначать министрами лиц, которые не возглавляют министерства. В состав Кабинета Министров Украины может быть назначено не более двух таких министров.
Статья 7. Требования к членам Кабинета Министров Украины.
1. Членами Кабинета Министров Украины могут быть граждане Украины, которые имеют право голоса, высшее образование и владеют государственным языком. Не может быть назначено на должность члена Кабинета Министров Украины лицо, которое имеет судимость, не погашенную или не снятую в установленном законом порядке, или на которое в течение последнего года налагалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения.
2. Члены Кабинета Министров Украины не имеют права совмещать свою служебную деятельность с другой работой, кроме преподавательской, научной и творческой во внерабочее время, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли. В случае возникновения обстоятельств, нарушающих требования относительно несовместимости должности члена Кабинета Министров Украины с другими видами деятельности, такой член Кабинета Министров Украины в двадцатидневный срок со дня возникновения этих обстоятельств прекращает такую деятельность или подает личное заявление об отставке.
3. В случае внесения на рассмотрение Верховной Рады Украины представления о назначении на должность члена Кабинета Министров Украины лица, являющегося народным депутатом Украины, к представлению прилагается личное заявление народного депутата Украины о досрочном прекращении им депутатских полномочий в случае назначения на должность члена Кабинета Министров Украины. Вопрос о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины рассматривается безотлагательно Верховной Радой Украины на том же пленарном заседании после назначения его членом Кабинета Министров Украины.
4. На членов Кабинета Министров Украины распространяются требования и ограничения, установленные Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции».
Относительно кандидатов на должности членов Кабинета Министров Украины по их письменному согласию проводится специальная проверка в порядке, установленном Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции».
Статья 8. Назначение на должность Премьер-министра Украины.
1. Премьер-министр Украины назначается на должность Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины.
2. Представление о назначении Верховной Радой Украины на должность Премьер-министра Украины Президент Украины вносит по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, в срок не позднее, чем на пятнадцатый день после поступления такого предложения.
3. Предложение коалиции депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, подается Президенту Украины за подписью народного депутата Украины – уполномоченного на представление предложения в соответствии с соглашением о формировании коалиции.
4. В случае нарушения требований Конституции Украины и этого Закона о внесении предложения относительно кандидатуры на должность Премьер-министра Украины, несоответствия предложенной кандидатуры требованиям к члену Кабинета Министров Украины, предусмотренным настоящим Законом, Президент Украины информирует Верховную Раду Украины о невозможности внесения представления относительно предложенной кандидатуры.
5. К представлению о назначении на должность Премьер-министра Украины прилагаются:
1) сведения о гражданстве;
2) сведения об образовании;
3) сведения о трудовой деятельности и автобиография;
4) декларация об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме и в порядке, установленных Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции»;
5) сведения о пребывании в составе руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли;
6) сведения о судимости кандидата.
Все сведения подаются на государственном языке и собственноручно подписываются кандидатом на должность Премьер-министра Украины.
6. Кандидат на должность Премьер-министра Украины по предложению депутатских фракций (фракции) до рассмотрения вопроса на пленарном заседании Верховной Рады Украины встречается с депутатскими фракциями и отвечает на их вопросы.
7. Голосование в Верховной Раде Украины о назначении Премьер-министра Украины проводится в поименном режиме. Решение о назначении Премьер-министра Украины принимается в форме постановления Верховной Рады Украины.
8. В случае отклонения Верховной Радой Украины кандидатуры на должность Премьер-министра Украины, Президент Украины вносит на рассмотрение Верховной Рады Украины представление о назначении на указанную должность в порядке, установленном частями второй, четвертой и пятой настоящей статьи.
9. Лицо, назначенное Премьер-министром Украины, вступает в должность в порядке, установленном статьей 10 настоящего Закона. После принятия постановления Верховной Рады Украины о его назначении до вступления в должность новоназначенный Премьер-министр Украины приобретает полномочия проводить все необходимые консультации по формированию состава Кабинета Министров Украины и вносить представления, указанные в части первой статьи 9 настоящего Закона.
Статья 9. Назначение на должность членов Кабинета Министров Украины
1. Члены Кабинета Министров Украины, кроме Премьер-министра Украины, Министра обороны Украины и Министра иностранных дел Украины, назначаются на должность Верховной Радой Украины по представлению Премьер-министра Украины.
2. При формировании нового состава Кабинета Министров Украины новоназначенный Премьер-министр Украины вносит в Верховную Раду Украины представление о назначении членов Кабинета Министров Украины в соответствии с требованиями Конституции Украины и этого Закона. В этом представлении предлагается полный должностной состав Кабинета Министров Украины.
3. Представление Премьер-министра Украины, указанное в части второй настоящей статьи, в отношении персонального состава Кабинета Министров Украины может вноситься единым списком. Представление по отдельным кандидатурам на должности, указанные в представлении относительно должностного состава, может вноситься отдельно.
4. Министр обороны Украины и Министр иностранных дел Украины назначаются на должность Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины.
5. Представления о назначении членов Кабинета Министров Украины, указанные в частях первой и четвертой настоящей статьи, в отношении кандидатов на соответствующие должности вносятся вместе с:
1) сведениями о гражданстве;
2) сведениями об образовании;
3) сведениями о трудовой деятельности и автобиографией;
4) декларацией об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме и в порядке, установленных Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции»;
5) сведениями о пребывании в составе руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли;
6) сведениями о судимости кандидата.
6. На каждую должность члена Кабинета Министров Украины вносится одна кандидатура.
7. Кандидат на должность члена Кабинета Министров Украины согласно предложениям депутатских фракций в отношении рассмотрения вопроса о его назначении на пленарном заседании Верховной Рады Украины может встречаться с депутатскими фракциями и отвечать на их вопросы.
8. Верховная Рада Украины рассматривает представление и назначает на должность членов Кабинета Министров Украины. Верховная Рада Украины принимает решение по этому поводу в форме постановления. Решение о назначении членов Кабинета Министров Украины может приниматься как списком, так и по отдельным должностям. Решение Верховной Рады Украины о назначении члена Кабинета Министров Украины принимается в его присутствии.
9. Кандидатура на должность члена Кабинета Министров Украины считается отклоненной, если Верховная Рада Украины не приняла решение о ее назначении на должность члена Кабинета Министров Украины.
10. В случае отклонения Верховной Радой Украины кандидатуры на должность члена Кабинета Министров Украины Премьер-министр Украины, а в случаях, установленных Конституцией Украины, – Президент Украины вносит представление о назначении на должность члена Кабинета Министров Украины в порядке, определенном настоящей статьей.
11. Назначение на вакантную должность члена Кабинета Министров Украины (кроме Премьер-министра Украины) осуществляется в порядке и с учетом требований, предусмотренных частями первой, третьей-десятой настоящей статьи.
12. Постановление Верховной Рады Украины в части назначения члена Кабинета Министров Украины вступает в силу с момента принесения им присяги в порядке, установленном статьей 10 настоящего Закона.
Статья 10. Вступление в должность членов Кабинета Министров Украины и начало работы вновь сформированного Кабинета Министров Украины
1. Лицо, назначенное на должность члена Кабинета Министров Украины, в день своего назначения перед вступлением в должность приносит на пленарном заседании Верховной Рады Украины следующую присягу:
«Осознавая высокую ответственность члена Кабинета Министров Украины, торжественно присягаю на верность Украинскому народу. Обязуюсь соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, укреплять суверенитет и независимость Украины, отстаивать права и свободы человека и гражданина, заботиться о благосостоянии Украинского народа, устойчивом демократическом развитии общества».
2. При формировании нового состава Кабинета Министров Украины присягу зачитывает Премьер-министр Украины, ее текст подписывает каждый член Кабинета Министров Украины.
3. Член Кабинета Министров Украины вступает в должность с момента принесения им присяги. Подписанный членом Кабинета Министров Украины текст присяги хранится в его личном деле.
4. Лицо, которое в день своего назначения на должность члена Кабинета Министров Украины (кроме Премьер-министра Украины) не дало присягу, считается отказавшимся от должности.
5. Кабинет Министров Украины приобретает полномочия и начинает работу после принесения присяги не менее чем двумя третями от его должностного состава, определенного в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.
6. Член Кабинета Министров Украины, назначенный на вакантную должность в действующем составе Кабинета Министров Украины, в день своего назначения перед вступлением в должность лично дает присягу на пленарном заседании Верховной Рады Украины и безотлагательно после этого подписывает ее текст.
Статья 11. Программа деятельности Кабинета Министров Украины
1. Программа деятельности Кабинета Министров Украины базируется на согласованных политических позициях и программных задачах коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины.
2. Программа деятельности Кабинета Министров Украины подается в Верховную Раду Украины Премьер-министром Украины в срок до одного месяца со дня формирования Кабинета Министров Украины.
3. Премьер-министр Украины лично представляет Программу деятельности Кабинета Министров Украины на пленарном заседании Верховной Рады Украины и отвечает на вопросы народных депутатов Украины.
4. Программа деятельности Кабинета Министров Украины считается одобренной, если за нее проголосовало большинство от конституционного состава Верховной Рады Украины. Решение об одобрении Программы деятельности Кабинета Министров Украины принимается в форме постановления Верховной Рады Украины.
5. Верховная Рада Украины может предоставить Кабинету Министров Украины возможность доработать Программу деятельности Кабинета Министров Украины. Повторное рассмотрение Программы деятельности Кабинета Министров Украины Верховной Радой Украины проводится не позднее, чем на пятнадцатый день после принятия такого решения.
РАЗДЕЛ III. СЛОЖЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ОТСТАВКА КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
Статья 12. Сложение полномочий Кабинета Министров Украины в связи с избранием нового состава Верховной Рады Украины
1. Кабинет Министров Украины слагает полномочия перед вновь избранной Верховной Радой Украины.
2. Заявление о сложении полномочий Кабинета Министров Украины подается Премьер-министром Украины или лицом, исполняющим его полномочия, и оглашается на первом пленарном заседании новоизбранной Верховной Рады Украины.
Статья 13. Отставка Кабинета Министров Украины
1. Отставка Кабинета Министров Украины наступает вследствие:
1) принятия Верховной Радой Украины резолюции недоверия Кабинету Министров Украины;
2) отставки Премьер-министра Украины;
3) смерти Премьер-министра Украины.
Статья 14. Отставка Кабинета Министров Украины вследствие принятия Верховной Радой Украины резолюции недоверия
1. Верховная Рада Украины по предложению Президента Украины или не менее чем трети от ее конституционного состава может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины и принять резолюцию недоверия Кабинету Министров Украины.
2. Вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины не позднее чем через десять дней после внесения предложения рассматривается на пленарном заседании Верховной Рады Украины, на которое приглашаются все члены Кабинета Министров Украины. В случае рассмотрения вопроса об ответственности Кабинета Министров Украины по предложению Президента Украины в пленарном заседании Верховной Рады Украины принимает участие Президент Украины.
3. Резолюция недоверия Кабинету Министров Украины считается принятой, если за это проголосовало большинство от конституционного состава Верховной Рады Украины.
4. Принятие Верховной Радой Украины резолюции недоверия Кабинету Министров Украины влечет отставку Кабинета Министров Украины.
5. Вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины не может рассматриваться Верховной Радой Украины более одного раза в течение очередной сессии, а также в течение года после одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины или в течение последней сессии Верховной Рады Украины.
Статья 15. Отставка Кабинета Министров Украины вследствие отставки Премьер-министра Украины
1. Премьер-министр Украины имеет право заявить Президенту Украины о своей отставке.
2. Верховная Рада Украины рассматривает вопрос об отставке Премьер-министра Украины не позднее, чем на десятый день после поступления заявления об отставке, если оно поступило во время очередной сессии Верховной Рады Украины, и не позднее первой пленарной недели следующей очередной сессии, если такое заявление поступило в межсессионный период.
3. Премьер-министр Украины освобождается от должности со дня принятия решения о его отставке на пленарном заседании Верховной Рады Украины.
4. Принятие Верховной Радой Украины решения об отставке Премьер-министра Украины влечет отставку всего состава Кабинета Министров Украины.
Статья 16. Отставка Кабинета Министров Украины в случае смерти Премьер-министра Украины
1. Полномочия Премьер-министра Украины в случае его смерти прекращаются со дня смерти, удостоверенной свидетельством о смерти.
2. Прекращение полномочий Премьер-министра Украины в случае его смерти влечет отставку всего состава Кабинета Министров Украины.
Статья 17. Продолжение исполнения полномочий Кабинетом Министров Украины и отдельными членами Кабинета Министров Украины
1. Кабинет Министров Украины, который сложил полномочия перед вновь избранной Верховной Радой Украины или находится в отставке по основаниям, предусмотренным статьей 13 настоящего Закона, продолжает выполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного Кабинета Министров Украины.
2. В случае смерти Премьер-министра Украины полномочия Премьер-министра Украины на период до начала работы вновь сформированного Кабинета Министров Украины исполняет Первый вице-премьер-министр Украины или вице-премьер-министр Украины согласно определенному Кабинетом Министров Украины распределению полномочий.
3. В случае избрания члена Кабинета Министров Украины народным депутатом Украины новоизбранной Верховной Рады Украины он приобретает полномочия народного депутата Украины в порядке, определенном законом, без предоставления документа о его увольнении с должности и продолжает осуществлять полномочия члена Кабинета Министров Украины до начала работы вновь сформированного Кабинета Министров Украины.
4. Все члены Кабинета Министров Украины, которые сложили полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Украины или находятся в отставке, освобождаются от своих должностей с начала работы вновь сформированного Кабинета Министров Украины.
Статья 18. Освобождение от должности члена Кабинета Министров Украины
1. Член Кабинета Министров Украины (кроме Премьер-министра Украины) может быть освобожден от должности Верховной Радой Украины:
1) путем принятия отставки члена Кабинета Министров Украины по поданному им заявлению об отставке.
2) по представлению Премьер-министра Украины (относительно министра иностранных дел Украины и Министра обороны Украины такое представление вносится с согласия Президента Украины);
3) по представлению Президента Украины – Министр иностранных дел Украины и Министр обороны Украины;
4) по собственной инициативе.
2. Решение Верховной Рады Украины об освобождении от должности члена Кабинета Министров Украины принимается в форме постановления Верховной Рады Украины.
3. Член Кабинета Министров Украины освобождается от должности со дня принятия соответствующего решения Верховной Радой Украины.
4. В случае смерти члена Кабинета Министров Украины, его полномочия считаются прекращенными со дня его смерти, удостоверенной свидетельством о смерти.
5. Лицо назначается на вакантную должность члена Кабинета Министров Украины в порядке, установленном настоящим Законом, и вступает в должность после принесения присяги в соответствии с частью шестой статьи 10 настоящего Закона.
6. Все члены Кабинета Министров Украины, который сложил полномочия перед вновь избранной Верховной Радой Украины или находится в отставке, освобождаются от своих должностей с момента начала работы вновь сформированного Кабинета Министров Украины в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.
РАЗДЕЛ IV. КОМПЕТЕНЦИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
Статья 19. Общие вопросы компетенции Кабинета Министров Украины
1. Деятельность Кабинета Министров Украины направляется на обеспечение интересов Украинского народа путем исполнения Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, а также Программы деятельности Кабинета Министров Украины, одобренной Верховной Радой Украины, на решение вопросов государственного управления в сфере экономики и финансов, социальной политики, труда и занятости, здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей среды, экологической безопасности, природопользования, правовой политики, законности, на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, предотвращение и противодействие коррупции, решение других задач внутренней и внешней политики, гражданской защиты, национальной безопасности и обороноспособности.
2. Кабинет Министров Украины осуществляет постоянный контроль за исполнением органами исполнительной власти Конституции Украины и других актов законодательства Украины, принимает меры по устранению недостатков в работе указанных органов.
Статья 20. Основные полномочия Кабинета Министров Украины
1. Кабинет Министров Украины:
1) в сфере экономики и финансов:
обеспечивает проведение государственной экономической политики, осуществляет прогнозирование и государственное регулирование национальной экономики, обеспечивает разработку и выполнение общегосударственных программ экономического и социального развития;
определяет целесообразность разработки государственных целевых программ с учетом общегосударственных приоритетов и обеспечивает их выполнение;
осуществляет в соответствии с законом управление объектами государственной собственности, в том числе корпоративными правами, делегирует в установленном законом порядке отдельные полномочия по управлению указанными объектами министерствам, другим центральным органам исполнительной власти, местным государственным администрациям и соответствующим субъектам хозяйствования, обеспечивает разработку и выполнения государственных программ приватизации; подает Верховной Раде Украины предложения относительно определения перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации;
способствует развитию предпринимательства на принципах равенства перед законом всех форм собственности и социальной направленности национальной экономики, осуществляет меры по демонополизации и антимонопольному регулированию экономики, развитию конкуренции и рыночной инфраструктуры;
обеспечивает осуществление государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности;
обеспечивает разработку и выполнение программ структурной перестройки отраслей национальной экономики и инновационного развития, осуществляет меры, связанные с реструктуризацией и санацией предприятий и организаций, обеспечивает проведение государственной промышленной политики, определяет приоритетные отрасли промышленности, требующие ускоренного развития;
обеспечивает защиту и поддержку национального товаропроизводителя;
обеспечивает защиту прав потребителей и повышение качества их жизни;
определяет объемы продукции (работ, услуг) для государственных нужд, порядок формирования и размещения государственного заказа на ее производство, решает в соответствии с законодательством другие вопросы по удовлетворению государственных потребностей в продукции (работах, услугах); образует по закону государственные резервные фонды финансовых и материально-технических ресурсов и принимает решение об их использовании;
обеспечивает проведение государственной аграрной политики и продовольственной безопасности государства;
обеспечивает проведение государственной финансовой и налоговой политики, способствующей стабильности денежной единицы Украины;
разрабатывает проекты законов о Государственном бюджете Украины и о внесении изменений в Государственный бюджет Украины, обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, подает Верховной Раде Украины отчет о его исполнении, принимает решение об использовании средств резервного фонда Государственного бюджета Украины;
обслуживает государственный долг Украины, принимает решение о выпуске облигаций государственных внутренних и внешних займов;
организует государственное страхование;
обеспечивает проведение государственной политики цен и осуществляет государственное регулирование ценообразования;
обеспечивает проведение внешнеэкономической политики Украины, осуществляет в пределах, определенных законом, регулирование внешнеэкономической деятельности;
организует и обеспечивает осуществление таможенного дела;
участвует в составлении платежного баланса и организует работу по составлению внешнеторгового баланса Украины, обеспечивает рациональное использование государственных валютных средств;
выступает гарантом по займам, которые в определенных законом о Государственном бюджете Украины пределах предоставляются иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями, а в других случаях – в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;
2) в сфере социальной политики, здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей среды и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
обеспечивает проведение государственной социальной политики, принимает меры по повышению реальных доходов населения и обеспечивает социальную защиту граждан;
выступает стороной социального диалога на национальном уровне, способствует его развитию, в соответствии с законом проводит консультации с другими сторонами социального диалога относительно проектов законов, других нормативно-правовых актов по вопросам формирования и реализации государственной социальной и экономической политики, регулирования трудовых, социальных, экономических отношений;
обеспечивает подготовку проектов законов о государственных социальных стандартах и социальных гарантий;
обеспечивает разработку и выполнение государственных программ социальной помощи, принимает меры по укреплению материально-технической базы учреждений социальной защиты инвалидов, пенсионеров и других нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения;
обеспечивает проведение государственной политики занятости населения, разработку и выполнение соответствующих государственных программ, решает вопросы профориентации, подготовки и переподготовки кадров, регулирует миграционные процессы, обеспечивает выполнение положений Генерального соглашения в рамках взятых на себя обязательств;
обеспечивает проведение государственной политики в сфере здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны материнства и детства, образования, физической культуры и доступность для граждан услуг медицинских, образовательных и физкультурно-оздоровительных учреждений;
обеспечивает проведение государственной политики в сфере культуры, этнонационального развития Украины и межнациональных отношений, охраны исторического и культурного наследия, всестороннего развития и функционирования государственного языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины; создает условия для свободного развития языков коренных народов и национальных меньшинств Украины, способствует удовлетворению национально-культурных потребностей украинцев, проживающих за пределами Украины;
обеспечивает разработку и осуществление мероприятий по созданию материально-технической базы и других условий, необходимых для развития здравоохранения, образования, культуры и спорта, туристического и рекреационного хозяйства;
проводит государственную политику в сфере информатизации, способствует становлению единого информационного пространства на территории Украины;
обеспечивает проведение научно-технической политики, развитие и укрепление научно-технического потенциала Украины, разработку и выполнение общегосударственных научно-технических программ;
принимает меры по совершенствованию государственного регулирования в научно-технической сфере, стимулированию инновационной деятельности предприятий, учреждений и организаций;
определяет порядок формирования и использования фондов для научно-технической деятельности;
обеспечивает проведение государственной политики в сфере охраны природы, экологической безопасности и природопользования;
обеспечивает разработку и выполнение государственных и межгосударственных экологических программ;
осуществляет в пределах своих полномочий государственное управление в сфере охраны и рационального использования земли, ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, других природных ресурсов;
принимает решение об ограничении, временном запрете (остановке) или прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в случае нарушения ими законодательства об охране труда и окружающей среды;
координирует деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанную с охраной окружающей среды, выполнением государственных, региональных и межгосударственных экологических программ;
обеспечивает осуществление мероприятий, предусмотренных государственными программами ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, принимает решения по вопросам ликвидации последствий других аварий, а также пожаров, катастроф, стихийных бедствий;
основывает премии и стипендии Кабинета Министров Украины за особые достижения в различных сферах общественной жизни, определяет их размер и порядок назначения;
3) в сферах правовой политики, законности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина:
обеспечивает проведение государственной правовой политики;
осуществляет контроль за соблюдением законодательства органами исполнительной власти, их должностными лицами, а также органами местного самоуправления по вопросам выполнения ими делегированных полномочий органов исполнительной власти;
принимает меры по защите прав и свобод, достоинства, жизни и здоровья человека и гражданина от противоправных посягательств, охране собственности и общественного порядка, обеспечению пожарной безопасности, борьбе с преступностью, предотвращению и противодействию коррупции;
осуществляет меры по обеспечению исполнения судебных решений органами исполнительной власти и их руководителями;
создает условия для свободного развития и функционирования системы юридических услуг и правовой помощи населению;
осуществляет меры по обеспечению функционирования системы бесплатной правовой помощи;
обеспечивает финансирование расходов на содержание судов в пределах, определенных законом о Государственном бюджете Украины, и создает надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей;
организует финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности правоохранительных органов, социальную защиту работников указанных органов и членов их семей;
обеспечивает координацию и контроль за деятельностью органов исполнительной власти по предотвращению и противодействию коррупции;
4) в сфере внешней политики:
обеспечивает в пределах своих полномочий внешнеполитическую деятельность Украины, разрабатывает и утверждает государственные программы в этой сфере, согласовывает программы пребывания официальных зарубежных делегаций, в состав которых входят представители Кабинета Министров Украины, и другие связанные с этим документы;
обеспечивает в соответствии с законом о международных договорах решение вопросов заключения и выполнения международных договоров Украины;
принимает решение о приобретении за границей в собственность Украины недвижимого имущества (строительство, реконструкцию объектов) для нужд иностранных дипломатических учреждений Украины;
5) в сфере национальной безопасности и обороноспособности:
осуществляет меры по охране и защите государственной границы Украины и территории Украины;
осуществляет меры по укреплению национальной безопасности Украины, разрабатывает и утверждает государственные программы по этим вопросам;
осуществляет меры по обеспечению боеспособности Вооруженных Сил Украины, определяет в пределах бюджетных ассигнований на оборону численность граждан Украины, подлежащих призыву на срочную военную службу и учебные сборы;
принимает меры по обеспечению обороноспособности Украины, оснащению Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законом воинских формирований;
обеспечивает социальные и правовые гарантии военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей;
осуществляет руководство единой системой гражданской защиты Украины, мобилизационной подготовкой национальной экономики и переводом ее на режим работы в условиях чрезвычайного или военного положения;
решает вопросы обеспечения участия военнослужащих Украины в международных операциях по поддержанию мира и безопасности в порядке, определенном законом;
определяет приоритетные направления развития оборонно-промышленного комплекса;
6) в сфере совершенствования государственного управления и государственной службы:
осуществляет меры по кадровому обеспечению органов исполнительной власти;
разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на совершенствование системы органов исполнительной власти с целью повышения эффективности их деятельности и оптимизации расходов, связанных с содержанием аппарата управления;
принимает решения по обеспечению представительства интересов Кабинета Министров Украины во время рассмотрения дел в Конституционном Суде Украины;
принимает в пределах своих полномочий меры по поощрению и принимает в соответствии с законом решение о привлечении к дисциплинарной ответственности:
а) руководителей центральных органов исполнительной власти и их заместителей;
б) председателей местных государственных администраций (кроме освобождения их от должности);
в) других должностных лиц, которые назначаются на должность Кабинетом Министров Украины;
утверждает предельную численность работников органов исполнительной власти;
определяет в соответствии с законом условия оплаты труда работников бюджетных учреждений и предприятий государственного сектора экономики, а также денежного обеспечения военнослужащих (лиц рядового и начальствующего состава).
организует проведение единой государственной политики в сфере государственной службы;
образует, реорганизует и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной власти в соответствии с законом в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на содержание органов исполнительной власти, утверждает положения об указанных органах;
2. Кабинет Министров Украины осуществляет также другие полномочия, определенные Конституцией и законами Украины.
РАЗДЕЛ V. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ В ОТНОШЕНИЯХ С ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Статья 21. Полномочия Кабинета Министров Украины в отношениях с министерствами и другими центральными органами исполнительной власти
1. Кабинет Министров Украины направляет и координирует работу министерств и других центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих проведение государственной политики в соответствующих сферах общественной и государственной жизни, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
2. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти ответственны перед Кабинетом Министров Украины, подотчетны и подконтрольны ему.
3. Вопросы деятельности министерств в Кабинете Министров Украины представляют соответствующие министры.
4. Деятельность центральных органов исполнительной власти, руководители которых не входят в состав Кабинета Министров Украины, направляется и координируется министрами. Вопросы деятельности таких центральных органов исполнительной власти представляют соответствующие министры, к сфере направления и координации которых относятся эти органы.
5. Кабинет Министров Украины утверждает предельную численность работников министерств и других центральных органов исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины для содержания органов исполнительной власти.
6. Кабинет Министров Украины может отменять акты министерств и других центральных органов исполнительной власти полностью или в отдельной части.
7. Кабинет Министров Украины назначает на должность и освобождает от должности по представлению Премьер-министра Украины:
1) руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины;
2) в соответствии с законом членов коллегиальных центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины;
3) первых заместителей и заместителей министров;
4) первых заместителей и заместителей руководителей других центральных органов исполнительной власти.
8. Особенности отношений Кабинета Министров Украины с отдельными центральными органами исполнительной власти могут определяться законами Украины.
Статья 22. Полномочия Кабинета Министров Украины в отношениях с Советом министров Автономной Республики Крым и подведомственными ему органами
1. Кабинет Министров Украины направляет и координирует деятельность Совета министров Автономной Республики Крым по выполнению Конституции и законов Украины, актов Президента Украины и актов Кабинета Министров Украины на территории Автономной Республики Крым. Кабинет Министров Украины имеет право получать от Совета министров Автономной Республики Крым информацию по вопросам ее деятельности.
2. Совет министров Автономной Республики Крым подотчетен и подконтролен Кабинету Министров Украины по вопросам исполнения им государственных функций и полномочий.
3. Кабинет Министров Украины заслушивает отчеты Председателя Совета министров Автономной Республики Крым по вопросам выполнения Советом министров Автономной Республики Крым государственных функций и полномочий.
4. Кабинет Министров Украины устанавливает порядок участия Совета министров Автономной Республики Крым и подведомственных ему органов в выполнении общегосударственных программ, других мероприятий общегосударственного значения.
5. В случае ненадлежащего исполнения Председателем Совета министров Автономной Республики Крым возложенных на него полномочий, Кабинет Министров Украины имеет право обратиться к Президенту Украины и Верховной Раде Автономной Республики Крым с представлением об освобождении его от должности.
Статья 23. Полномочия Кабинета Министров Украины в отношениях с местными государственными администрациями
1. Кабинет Министров Украины направляет и координирует деятельность местных государственных администраций по выполнению Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, органов исполнительной власти высшего уровня, осуществлению на соответствующей территории других предоставленных местным государственным администрациям полномочий.
2. Кабинет Министров Украины рассматривает вопросы:
1) согласования кандидатур заместителей председателей областных государственных администраций;
2) предоставления в случае мотивированного отказа председателя областной государственной администрации или поддержки председателем областной государственной администрации мотивированного отказа председателя районной государственной администрации согласовать назначение руководителя территориального органа министерства, другого центрального органа исполнительной власти, руководителя предприятия, учреждения, организации, находящейся в управлении министерства, другого центрального органа исполнительной власти, согласие на назначение соответствующего руководителя;
3) представление Президенту Украины предложений относительно отмены актов местных государственных администраций, противоречащих Конституции и законам Украины, другим актам законодательства Украины, с одновременным приостановлением их действия.
4) назначения на должность или освобождения от должности глав местных государственных администраций и внесения Президенту Украины соответствующих представлений;
3. На заседание Кабинета Министров Украины, на котором рассматривается вопрос о назначении руководителя территориального органа министерства, другого центрального органа исполнительной власти, руководителя предприятия, учреждения, организации, находящейся в управлении министерства, или другого центрального органа исполнительной власти, приглашается соответствующий председатель областной государственной администрации, ему предоставляется возможность вносить предложения по обсуждаемому вопросу, делать оговорки, давать объяснения.
4. Председатели местных государственных администраций при осуществлении своих полномочий ответственны перед Кабинетом Министров Украины. Местные государственные администрации и их главы подотчетны и подконтрольны Кабинету Министров Украины в пределах его полномочий.
5. Кабинет Министров Украины получает от местных государственных администраций информацию об их деятельности, регулярно заслушивает отчеты председателей государственных администраций по вопросам их деятельности.
6. Кабинет Министров Украины утверждает типичный регламент местных государственных администраций, типовое положение о структурных подразделениях местной государственной администрации, рекомендательный перечень ее структурных подразделений, определяет предельную численность и фонд оплаты труда работников местных государственных администраций, в том числе их аппаратов, и расходы на их содержание.
7. Проекты актов Кабинета Министров Украины по вопросам развития административно-территориальных единиц направляются соответствующим местным государственным администрациям для согласования. Кабинет Министров Украины перед принятием таких актов рассматривает замечания и предложения, представленные местными государственными администрациями.
8. Кабинет Министров Украины рассматривает предложения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций по вопросам, требующим решения Кабинетом Министров Украины. При рассмотрении таких предложений председатели областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций имеют право принимать участие в заседании Кабинета Министров Украины с правом совещательного голоса.
9. Районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации подают предложения по вопросам, требующим решения Кабинетом Министров Украины, в соответствии с Советом министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций для последующего представления их Кабинету Министров Украины, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти.
Статья 24. Полномочия Кабинета Министров Украины в отношениях с государственными хозяйственными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями
1. Кабинет Министров Украины в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, может создавать, реорганизовывать и ликвидировать в соответствии с законом государственные хозяйственные объединения, предприятия, учреждения и организации, в частности для осуществления отдельных функций по управлению объектами государственной собственности. Кабинет Министров Украины утверждает положения и уставы государственных хозяйственных объединений, предприятий, учреждений и организаций, размер ассигнований на их содержание и предельную численность работников, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей и заместителей руководителей, применяет к ним меры дисциплинарной ответственности.
2. Кабинет Министров Украины определяет методологию утверждения финансовых планов государственных хозяйственных объединений, предприятий, учреждений и организаций и вычисления объема доходов бюджета от управления государственными корпоративными правами.
3. Кабинет Министров Украины в соответствии с законодательством координирует и контролирует деятельность указанных государственных хозяйственных объединений, предприятий, учреждений и организаций.
4. Руководители государственных хозяйственных объединений, предприятий, учреждений и организаций, образованных Кабинетом Министров Украины, несут персональную ответственность перед Кабинетом Министров Украины за результаты работы этих объединений, предприятий, учреждений и организаций, эффективное использование государственного имущества.
РАЗДЕЛ VI. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ В ОТНОШЕНИЯХ С ПРЕЗИДЕНТОМ УКРАИНЫ
Статья 25. Отношения Кабинета Министров Украины с Президентом Украины
1. Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом Украины.
Президент Украины имеет право внести Верховной Раде Украины предложение относительно рассмотрения вопроса об ответственности Кабинета Министров Украины с учетом ограничений, определенных частью второй статьи 87 Конституции Украины.
2. Кабинет Министров Украины обеспечивает выполнение актов Президента Украины.
3. Премьер-министр Украины и министр, ответственный за акт Президента Украины, изданный Президентом Украины в пределах полномочий, предусмотренных пунктами 5, 18, 21, 23 части первой статьи 106 Конституции Украины, и за выполнение такого акта, обязаны скрепить его своими подписями в пятидневный срок со дня поступления акта для скрепления.
4. Кабинет Министров Украины может обратиться к Президенту Украины с ходатайством об определении проекта закона, который вносится в Верховную Раду Украины, как безотлагательного.
5. В заседаниях Кабинета Министров Украины может принимать участие Президент Украины или уполномоченный им представитель.
Статья 26. Отношения Кабинета Министров Украины с Советом национальной безопасности и обороны Украины, а также консультативными, совещательными и другими вспомогательными органами и службами, которые образуются Президентом Украины

Комментарии закрыты.