С. Бандера. За правильное понимание освободительно-революционного процесса

17 Февраль 2014 автор: admin

ЗА ПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ОСВОБОДИТЕЛЬНО-РЕВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Статья эта, за полной подписью Степана Бандеры, была напечатана в рождественском номере еженедельника «Шлях Перемоги», Мюнхен, год II, чч. 1-2/46-47 от 7 января 1955 г. Она рассматривает украинскую послевоенную политическую деятельность в течение последних 10 лет и утверждает недостаток значимых достижений и упущенных возможностей из-за погони за иллюзорным союзом с западными силами. Вместе с тем, она предостерегает от ошибки рассматривать украинское революционно-освободительное движение только как политически-военную кампанию, рассчитанную на проведение в течение ограниченного времени, а не как глубинный многогранный процесс.
Эта статья была перепечатана в сборнике статей «Большевизм и освободительная борьба», Библиотека Украинского Подпольщика, ч. 5, изд. 34 ОУН, 1957 г., с. 184-190. Отрывок статьи под названием «Самое главное в жизни и развитии нации» был напечатан в журнале «Визвольний Шлях», год изд. XI (XVII), кн. 10 /200, за октябрь 1964 г.

Приближается десятилетие окончания Второй мировой войны. За это время пришлось сделать много переоценок относительно международной расстановки сил, инициативы и формирующей роли главных факторов.
Линии и методы большевистской экспансии, проводимой за это время с небывалой последовательностью и успехом, не были неожиданностью для всех, кто знаком с московским империализмом, в частности же, с большевизмом. Но тот факт, что свободный мир, в основном западные великие державы, так легко это допустили, вызвал глубокое разочарование у каждого, кто хотел видеть в лице Запада определенного защитника перед большевистским порабощением. Не только борьба УПА проходила при полном равнодушии западных государств. Также союзнические обязательства и гарантии Запада в отношении тех народов, которые в результате войны оказались под большевистским игом, не были соблюдены и нисколько не помогли тем народам. Авторитет западных великих держав совершенно подкосило то, что они не только не встали на сторону поддержки антибольшевистской борьбы других народов, но тем самым допустили чрезвычайно опасный для них рост большевистской силы.
Все послевоенное развитие наглядно показало, что слепая ориентация на освобождение силами Запада народов, порабощенных московским большевизмом, не имеет реальных оснований. Западные государства не ведут никакой политики в этом направлении и не видно даже таких серьезных планов. Их политика не выходит за рамки концепции «мирной коэкзистенции» на основании сохранения существующего положения.
Поэтому все течения и группы, которые в основу освободительной борьбы кладут ориентацию на решающую помощь западных государств и которые к их политике хотели бы приобщить украинскую политику, идут неверным путем. То, что должно было бы быть реальным расчетом, на самом деле только пустое желание, весьма далекое от действительности.
За десять лет украинской послевоенной политической деятельности в эмиграции из-за погони за иллюзорным союзом с западными силами и с их помощью напрасно потрачено много энергии, вызвано множество нежелательных конфликтов и утрачена масса ценных достижений и важных позиций украинской самостоятельной политики. Эффектов, которые можно было бы считать уважительной причиной для освободительного дела, нет никаких. Если бы еще и вся зарубежная часть освободительно-революционного движения вступила на этот путь слепой ориентации на внешние силы и приспособления к их желаниям, тогда целостность украинской самостоятельной деятельности за границей стояла бы сегодня в безвыходном слепом углу. От западных государств мы все вместе не получили бы прочной базы для освободительной борьбы также, как ее не получили те группы, которые добивались ее любой ценой. Потому что генеральная линия политики тех государств не давала такой возможности. Вместо этого мы утратили бы собственную силу и базу освободительного движения, которые образуют концепция собственных сил, и полную независимость в формировании его внутреннего содержания и действий.
Еще худшие последствия для освободительного движения возникли бы в результате переориентации его борьбы на Родных Землях на внешние силы и их помощь. Тогда сегодня мы оказались бы перед его полным поражением. Западные государства в своей политике не решаются и не способны дать антибольшевистской революционной борьбе в Украине реальную поддержку. Идейно-политическая дискредитация движения перед народом путем ориентации на политику Запада, который все время ищет мирного сожительства с большевизмом, уничтожила бы все почву влияния и освободительных действий этого движения.
Анализируя развитие событий за последнее десятилетие, находим в нем очень выразительное утверждение, что концепция собственных сил, полная самобытность и независимость украинского освободительного движения, как на Родине, так и за рубежом, это единственные определенные и реальные факторы. Правда, наши собственные силы и способности, которые в настоящий момент можем мобилизовать в освободительной борьбе, малы по сравнению с теми силами и средствами, которые вступают в игру с обеих сторон мирового фронта. Но они уверены, на них можно строить освободительную акцию в любой ситуации и с ними можно вступить в борьбу за самостоятельность всем народом.
Десятилетнее послевоенное развитие событий показало, что концепция борьбы с одним только режимом СССР – ошибочна. Как в западной антибольшевистский пропаганде, так и в политико-публичной работе некоторых украинских участков, главные силы направлены против сталинизма как системы, которая опирается на диктатуру одного человека и его приближенных. Таким образом, пренебрегали, а иногда и выбеливали сам источник бедствия – коммунистическую доктрину. А она, как мировоззрение и общественно-политическая система, спаренная с историческим московским империализмом, породила все ужасы большевизма.
За таким отношением к проблеме скрывалась надежда, что персональные изменения или другие внутренние потрясения в верхах режима могут привести к сокрушению или значительному перерождению большевистской системы. Тем временем Сталин умер, ликвидировали Берию и ни катаклизма, ни более глубоких изменений в направлении ослабления большевизма не было. Это наглядно показывало беспочвенность всяких надежд на ослабление большевистского давления вследствие внутренних изменений в самом режиме.
Большевизм – это тоталитарная система не только в смысле всеобъемлющей и безоглядной диктатуры режима во всех сферах жизни, но еще больше в том смысле, что все элементы большевизма, начиная с доктрины и заканчивая практикой, создают одно целое. Они неразрывно сплетены таким образом, что одно возникает из другого, одно поддерживает другое. Побороть большевизм можно только при полном игнорировании всех его составляющих, в частности же, противопоставляя его теории соответствующие ценности христианской религии и духовности, сокрытые в них национально-политические и общественные идеи.
Было бы ошибочно рассматривать современное украинское освободительно-революционное движение только как политически-военную кампанию, рассчитанную на проведение в течение ограниченного времени и в соответствующей ситуации принятых стратегических планов, на этом деятельность этого движения заканчивалась бы – победой или неудачей. Такое движение не имело бы ни смысла, ни возможности развиваться в существующей, послевоенной ситуации, если бы оно было направлено на деятельность только при таком положении, которое создает видимость устранения большевистского ига путем общего вооруженного восстания, с использованием выгодных международных или внутриимперских осложнений.
В одностороннем понимании исключительной милитаристской стратегии развитие освободительно-революционной борьбы в Украине за последнее десятилетие выглядело бы абсолютно неуспешным. Потому что хотя в конце войны и была мобилизована значительная революционно-военная сила – УПА и ее действиями создан большой подъем революционных настроений среди народа, особенно на Западных Землях, однако не было возможности поднять общее вооруженное восстание. Так же не было возможности сохранить целостность мобилизованных сил, сохраняя их для вооруженной борьбы в наиболее выигрышной ситуации. В последующие послевоенные годы, с 1948 г., в тяжелейших условиях подпольного быта и борьбы постепенно значительно уменьшилось количество действующих революционных кадров в Украине, в частности отделов УПА и их вооруженных акций. Но оценка проблемы национально-освободительной революции исключительно под один углом военно-стратегической целесообразности – абсолютно ошибочна, ибо она не усматривает всей сути революции.
Украинское освободительное движение, как его позиционирует ОУН, это многогранный процесс внутридухового и политического перерождения нации и им воодушевленная борьба с московским большевизмом за собственное содержание, самобытность и свободное развитие во всех сферах жизни, за национально-государственную независимость. Процесс внутреннего формирования народа, от глубинных, духовых основ к идейно-политической и деятельно-революционной мобилизации, является существенной, базовой частью освободительной революции, без которой техническая борьба зачахла бы, как речка с высохшими источниками.
Могло бы быть иначе, если бы враг поработил Украину только в сфере политической, государственно-административной и экономической, как это бывает в некоторых колониальных системах, а внутрисубстанциональная жизнь и развитие нации не были бы оккупацией остались нетронутыми. Тогда могло бы быть оправданным возложение всей тяжести освободительного движения на материальную, вооружено-политическую борьбу. Такое сосредоточение всего внимания на этом участке и возведение на первое место мерила оперативной, стратегической и тактической целесообразности применяется также на повстанческом этапе освободительной революции, когда речь идет о том, чтобы мобилизовать все возможные силы, поднять весь народ на непосредственную, вооруженную борьбу и самым рациональным способом достичь победы над врагом.
Но в нашем положении и на сегодняшнем этапе освободительно-революционного восстания правят законы непрерывного, долговременного революционного процесса, затяжной борьбы, которая ведется в первую очередь за душу народа. Вся система московско-большевистского порабощения Украины направлена на уничтожение души украинской нации, духовой самобытности и самостоятельности украинского народа. Эту цель преследуют все наиболее жестокие и коварные методы большевистской тоталитарной тирании: уничтожение религии, национальной культуры, ликвидация воспитательно-духовых функций семьи, насильственное навязывание лживой коммунистической доктрины тоталитарными методами воспитания и пропаганды, крайнее материальное угнетение, эксплуатация, жесточайший террор, массовые аресты, ссылки и переселения, физическое уничтожение всех предводителей и т.д. Большевистская Москва пытается разложением и уничтожением духовной сущности украинской нации превратить ее физическую субстанцию в новых янычар – «советский народ».
И в этой плоскости мы должны вести нашу главную борьбу. Во-первых, речь идет о сохранении от уничтожения, о сохранении того, что является самым главным в жизни и развитии нации, что является сутью ее самобытности, смыслом ее развития как целостной единицы. Речь идет о защите наивысших общечеловеческих ценностей – веры в Бога, свободы, достоинства, права и свободного развития народа и человека. Ведь все освободительное движение ведется как раз для того, чтобы в собственной, независимой стране в полной мере и как можно лучше обеспечить, развить и вознести все эти ценности.
Важнейшей целью сегодняшней освободительно-революционной деятельности ОУН должна быть именно оборона, поддержание, сохранение и распространение тех главных духовых ценностей народа, на которые идет главное наступление врага. Этой борьбой отбиваем сокрушительные атаки большевизма, поддерживаем искру неубитой самостоятельной жизни украинской нации и продолжаем строительство грядущего освобождения. Все эти три момента наиболее важные, они необходимы для самостоятельности Украины и между собой неразрывно связаны.
В этом смысле процесс освободительно-революционной борьбы на данном этапе не является лишь ступенькой на пути к освобождению. Он, прежде всего, является важнейшим фактором и свидетельством жизни и живучести нации. Чтобы развиваться, чтобы осуществлять свои цели, надо в первую очередь жить. Как человеческий, так и национальный организмы живут до тех пор, пока в них не погаснут собственные жизненные двигатели. За физическое сохранение народа непрестанно и, можно сказать, автоматически соревнуется каждый человек и национальное сообщество в целом; инстинкт физического самосохранения присутствует в народе везде, с большим напряжением. А духовное сохранение лежит в зоне ответственности, усилий и борьбы избранных. Их растить, готовить, организовывать и направлять на революционную деятельность среди народа, против смертоносного натиска врага – это одна из главных и наиболее ответственных задач революционной, националистической Организации.
Если рассматривать освободительно-революционное движение в том смысле, что речь идет не только о плане и стратегии освободительной борьбы, но вместе с тем и о самой основе, об удержании жизненного огня для самостоятельности нации – тогда все составляющие и проявления этой борьбы приобретают присущее им значение. Осознав для себя, что такая борьба необходима, неизбежна, что только посредством нее могут осуществиться те высшие идеи, порывы, стремления, которые сосредоточены в идее Украинского Самостоятельного Соборного Государства, станем прикладывать и надлежащую мерку ко всем элементам революционного процесса.

Комментарии закрыты.