Инструкция для сотрудников СБ по ведению допросов

25 Август 2013 автор: admin

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ СБ
ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОВЕДЕНИЯ ДОПРОСОВ
1. ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЕЙ [...]
…КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛИЧНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА…
Какую цель имеет допрос свидетелей, потерпевших, обвиняемых?
Задача следователя при допросе состоит в том, чтобы во время допроса получить от допрашиваемого точное и правдивое описание событий, фактов и обстоятельств, часто в [...] подробностях, которые являются предметом исследования в деле.
2. СВИДЕТЕЛЬ-ОЧЕВИДЕЦ должен во время допроса рассказать подробно и как можно точнее о том, что видел и слышал, чтобы все те, кто слушает, но не видели данного события, факты и обстоятельства, могли себе воспроизвести все так же, как если бы они были свидетелями произошедшего.
Свидетель не очевидец, который рассказывает, точнее, описывает некое отдельное обстоятельство в деле, должен изложить все настолько подробно и ясно, чтобы его свидетельские показания могли объяснить, помочь и связать уже известные, но несвязанные, разрозненные в деле факты, обстоятельства и события в единое целое.
В чем сложность работы следователя, проводящего допрос?
В чем сложность работы свидетеля, дающего показания?
Из каких элементов состоит работа того и другого?
Возьмем свидетеля-очевидца, который что-то видел, что-то слышал, который должен на допросе все рассказать.
Таким образом, в нашем процессе задействованы следующие способности свидетеля: способность воспринимать окружающее, способность запоминать воспринятое и способность воспроизводить. Свидетель должен обладать способностью понимать увиденное и правильно его воспринимать, правильно фиксировать в своей памяти, правильно воспроизводить, правильно рассказать то, что у него зафиксировано в памяти.
В чем сложность работы того, кто допрашивает?
Следователь должен уметь правильно и в соответствии с интересами следствия организовать допрос. Это касается подготовки необходимых для допроса материалов, чтобы получить от допрашиваемого правильный, ясный и исчерпывающий ответ, необходимый для разъяснения всех тех обстоятельств, выяснению которых могут посодействовать показания данного лица.
Следователь должен незаметно для допрашиваемого заставить заговорить молчаливого, скрытного, склонного к односложным ответам свидетеля и ограничить отведенными рамками болтливого, говорливого свидетеля.
Следователь должен найти общий язык с ребенком и со взрослым, с малограмотными и малоразвитыми свидетелями, мало- и высококультурными, образованными экспертами. Следователь должен уметь вести беседу, формулировать вопросы, выражения для постановки вопросов в соответствии с умственным развитием каждого отдельного свидетеля.
В умении следователя вести по-разному разговор с тем или иным свидетелем, в его умении очерчивать и соответствующим образом формулировать вопросы, незаметно обходить те из них, на которые свидетель почему-то не хочет отвечать. Так же незаметно для свидетеля вновь к этим вопросам возвращаться, чтобы все же получить на них ответы …
(Документ испорчен, не имеет начала и окончания. Копия. Машинопись. Без даты. Без археографической обработки. ЦГАВО, ф. 3833, оп.1, д. 233, л. 77).

Комментарии закрыты.