Проект инструкции для подготовки служащих СБ

25 Август 2013 автор: admin

ПРОЕКТ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СЛУЖАЩИХ СБ (ИЮЛЬ 1946)
Р-31 Коломыйщина
Инструкция написана для
коломыйского округа 27.7.46.*
Инструкция (проект)
воспитательно-обучающей работы в Службе Безопасности
1946
I. Введение
С момента последней освободительной войны (1918-21 годов) мы приняли решение готовиться к новой войне, которая в любой момент может начаться. В основу этого решения Провод националистического украинского движения положил, между прочим, вопрос воспитания нового типа украинца, украинца, готового и способного принимать бой и его выигрывать. Было видно, что на смену первым кадрам боевиков УВО должны прийти новые, молодые. ОУН – наследница УВО – решила, прежде всего, выиграть бой за молодежь украинского народа. Этот бой с самого начала и до сегодняшнего момента ведем среди огромных препятствий со стороны наших врагов – постоянных оккупантов Украины и этих наших «патриотов», которые не умели и не умеют честно и до конца отдаться службе только Украине. Сегодня ОУН – единственная сила в Украине, кто в борьбе с оккупантом сохраняет традиции боя за сильный тип нового украинца.
С разделением труда в Организации оказалось необходимым разместить ее кадры так и там, где каждый из них чувствовал бы себя на своем месте и сделал максимальный вклад. Осознавая задачи, которые стоят сейчас перед нами, и те задачи, которые ожидают нас в будущем, они напрягают все свои силы, чтобы дорасти до этих задач.
Сегодня каждый из нас является носителем большего или меньшего опыта в работе над собой. На принципе дружеского сотрудничества членов между собой и ответственности начальников за подчиненных, совершенствуется образование и подготовка наших кадров.
Лучшие результаты могли бы быть, если бы можно было везде опереть это сотрудничество на сформировавшиеся характеры. Но обращение к характерам членов, которые мы еще не успели закалить – не принес бы ожидаемых результатов. Считая нашу Организацию твердой школой жизни, в которой могут жить те, что выдерживают ее испытания, необходимо было решить принудительно самообразовываться и самообучаться и других воспитывать и обучать.
Каждый из отделов Организации (военный, политический и другие) стараются иметь таких членов, которые были бы способны выполнять задачи данного отдела. Каждый отдел имеет свой идеал человека, на которого ровняются в воспитании и подготовке.
При этом все внимание посвящается подбору людей. Также происходит в отделе Службы Безопасности. Воспитание членов СБ у нас происходит во время самой работы, подготовки, обучения и в работе на краткосрочных курсах. Очень актуально и необходимо на данный момент суммировать наш общий опыт на этом участке работы и издать инструкцию воспитательно-образовательной деятельности в Службе Безопасности, инструкцию, которая стала бы помощником для людей, заинтересованных этим участком организационной работы. У нас нет специальных школ и других инструкций СБ, где взгляды на дело оформлялись и систематизировались. Тогда и такая инструкция была бы делом простого сопоставления существующих и проверенных принципов. Сегодняшний наш проект инструкции ставит перед собой цель – активизировать мысль, в первую очередь ведущих сотрудников Службы Безопасности, путем воспитания и подготовки кадров СБ. Следующей целью этого проекта инструкции является согласование наших взглядов на существенные вопросы воспитания и подготовки, отбор людей в СБ и программу, которая в наше время является наиболее актуальной в этом вопросе.
II. Задачи Службы Безопасности
Характер ОУН – военно-политической организации, определяют задачи ее Службы Безопасности. Имея перед собой конечную цель в виде построения и укрепления собственного государства, задача нашей Службы Безопасности на данный момент перекликалась бы с задачами полиции, милиции, разведки, которые определили для себя другие государственные народы. На определение этих задач решающее значение будет иметь характер и геополитическое положение нашей страны. Сегодня эти задачи Службы Безопасности можно было бы обозначить только в общих чертах и насколько это нужно, чтобы понимать цели нашей воспитательно-образовательной работы:
1. Бороться за здоровое моральное состояние в нашей Организации и против вражеской агентуры (диверсии, провокации и разведки).
2. Беречь материальные блага в Организации от растрат и уничтожения и заботиться о личной безопасности членов и их имущества.
3. Выполнять определенные функции судебных органов в борьбе с вредными и враждебными элементами Организации и украинского народа.
4. Вести деятельность на чужих и враждебных территориях с целью разведки (политической, экономической, технико-промышленной, общей) – диверсий и провокаций.
III. Подбор людей в Службу Безопасности
Понимая задачи Службы Безопасности, следует позаботиться о подборе подходящих людей для работы в ее органах. Даже лучшее решение вопроса воспитательно-образовательной работы не даст нужных людей на нужное место, пока мы не отнесемся серьезно к подбору людей. Это очень важно, т.к. члены СБ воспитываются и обучаются во время конкретной работы СБ и только в малой степени на курсах. Поэтому прежде чем утвердить какого-то человека на работу в каком-то органе Службы Безопасности, надо решить, является ли этот человек тем, за кого можно поручиться, что с помощью воспитания и обучения его можно подготовить для выполнения его служебных обязанностей. Оценивать людей – это право и обязанность ведущих лидеров СБ. Личный интерес каждого члена СБ – познать и оценить самого себя. При этом следует уяснить себе характер СБ. Работа в органах СБ носит преимущественно самостоятельный характер и требует от руководителей безотлагательных действий на основании собственного логического рассуждения и быстрого решения. Быстрая ориентация относительно намерений противника, помощь в любой ситуации, быстрое понимание наказуемой природы каждого случая, основы знания людей и общественно-политических явлений – это главные условия, с которыми кандидат будет раз за разом сталкиваться в работе СБ. Тот момент, что, сталкиваясь с трудностями подпольной жизни, мы боремся за реализацию высоких политических целей, определяет устоявшийся характер нашей Службы Безопасности – прежде всего, как тайной политической полиции. Поэтому к интеллектуальному багажу каждого члена СБ должно принадлежать получение им большого политического образования.
Учитывая то, в какое время и в каком органе Службы Безопасности кандидат работает, есть определенные принципы, которые определяют его пригодность для этой работы. Это касается, прежде всего, психической и физической структуры его личности.
1. Психическая структура.
Сегодняшняя наука, главным образом психология призваний, дает нам почти полные направляющие отбора подходящих людей в СБ. Что касается психических свойств кандидата, которые создают основу его служебной дееспособности, то их следует отнести к требованиям относительно:
а) общей интеллигентности;
б) специальных способностей;
в) черт характера.

а) Требования к общей интеллигентности.
Интеллигентностью называют врожденную условную способность, которая проявляется в умении понимания новых, неизвестных ситуаций, которые до этого времени не встречались. Она развивается с возрастом посредством образования и упражнений. Нельзя ее, однако, приобрести путем самообразования. Уровень интеллигентности кандидата не должен быть ниже уровня интеллигентности той среды, в которой он должен работать. Иначе исход его работы будет ничтожным или отсутствовать вовсе. Опять же наличие дополнительных черт характера, соответствующего интереса и специальных способностей является залогом лучшей служебной способности. Несомненно, что для высшей квалифицированной и ведущей службы высокий уровень интеллигентности является хорошим показателем способности.
б) Требования относительно специальных способностей.
Наблюдения подтверждают, что для первого вида работы в СБ нужны люди, обладающие специальными способностями. Эти способности относятся к возможностям памяти, возможностям зрения и слуха и удачи. Кстати, эти способности путем упражнений в значительной степени совершенствуются до высоких показателей.
1. Диспозиционная память. Диспозиционная память – это способность запомнить на короткое время служебные директивы, приказы и инструкции. Практическая значимость диспозиционной памяти проявляется в основном в ситуациях, требующих быстрого действия и не позволяющих долгого их изучения или написания важных поручений. От того, имеет ли сотрудник СБ специальный вид памяти, в таких случаях зависит, насколько хорошо или плохо он выполнит свои служебные обязанности.
2. Память для физиономии фигуры. Это та способность СБ, при помощи которой он узнает лиц, которых уже однажды видел. Вторая форма этой способности: на основании снимка или описания особенностей находить человека в толпе. Используется на двух участках СБ, а именно: в следственной службе и службе опознания. Работники этих служб должны отличаться этим видом памяти.
3. Способность быстрого и всестороннего наблюдения. Смотреть и видеть, слушать и слышать – это способности сотрудника СБ, которые он должен иметь для правильного собственного мнения и соответствующих выводов.
4. Объективность восприятия явлений и сопротивляемость характера чужим влияниям. В СБ ценится объективная, чистая действительность. Субъективное освещение действительности сотрудником СБ или под влиянием чужого мировосприятия обесценивает ее способность к изучению нового. Эта способность, прежде всего, необходима разведчикам. К сожалению, это только врожденная способность, которая затрудняет правильность подхода. Вещественность и самостоятельность – это те положительные черты сотрудника СБ, которые с точки зрения характера соотносят его со своим мировосприятием.
в) Требования к чертам характера.
Когда речь идет о характере человека, то при наличии у него отрицательных черт характера, СБ не включает его в реестр своих кадров. Если в работе органов СБ считается правильным использовать все средства, ведущие к цели, то в отношении членов Организации и честных украинцев сотрудник СБ не пользуется бесхарактерностью как оружием. Берем во внимание положительные черты характера: ни слишком молчаливый (замкнутый в себе), ни слишком болтливый тип характера не желателен для сотрудника СБ. Молчун – потому что эта служба находится в социальной среде и требует частых взаимоотношений с людьми. Болтун – потому что служебные тайны могут из-за него стать общеизвестными. Обязательность (добросовестность), честность, наказуемость, трудолюбие, сочувствие, выдержанность (упрямство), отвага, тяга к приключениям – это положительные черты характера сотрудника СБ, разведчика-революционера.
2. Физическая структура.
Физическая структура. Что касается физических особенностей тела сотрудника СБ, которые составляют необходимую основу служебной пригодности – важнейшими требованиями являются: удобство, закалка, соответствующая выносливость, естественная осанка и обычное лицо. Красота тела женщин-разведчиц классифицирует их, как служебно-пригодных к разведывательной службе, если только они отличаются еще и другими необходимыми для разведки психическими и физическими качествами.
IV. Программа воспитательно-образовательной деятельности
Воспитательно-образовательная деятельность в большой мере может приспособить сотрудника СБ к выполнению его служебных обязанностей: врожденные способности можно усилить и развить. То, что можно получить – достигается посредством обучения и упражнений. Воспитание и обучение (образование) в СБ надо ставить на один уровень. Воспитание в нашей программе должно касаться всех учебных наук. Поэтому не создаем отдельную программу воспитания. Задача наставника и самоучек заключается в том, чтобы так пользоваться учебным материалом, чтобы все его качества использовать для воспитательных целей. Обучая надо воспитывать. Выполняя определенную организационную работу, надо ставить перед собой определенные воспитательные цели. В программу воспитания и подготовки (обучения) отобранных в СБ людей, входят:
1. а) Воспитание положительных черт характера человека, которые делают его сильным в борьбе за существование – собственное и народа. Положительные черты характера сотрудника СБ обозначены в разделе о подборе людей.
б) Развитие морально-этических норм следует утверждать на правильном понимании жизни как постоянного боя.
2. Интеллектуальное обучение следует получать путем практики и изучение тех наук, которые имеют для сотрудника СБ особую важность: изучение иностранных языков, кроме родного, прежде всего язык наших врагов – русский, немецкий, польский; географии, истории, литературы, экономики, психологии и педагогики.
3. Высокое политическое образование и широкое общее образование. Идеология нашего движения, история наших освободительных выступлений, история политических движений, история дипломатии, история войн, пресса.
4. Общую военную подготовку и технические сведения. Организация войска, история военной разведки, наука стрельбы, топография, езда на велосипеде, мотоцикле и машине, строение и обслуживание радио, телефона и телеграфа.
5. Культура повседневной жизни.
а) Признание товарищеских форм и принципов культурного поведения.
б) Знание форм и принципов конспиративного поведения (конспирация – искусство жизни подполья).
в) Физическая культура, тренировки, спорт, танец.
V. Реализация программы.
Реализацию программы надо начинать с максимально детального обдумывания плана работы на ближайшее время, а на определенный период времени необходимо составить общий план. Для воспитания и тренировок СБ необходимо учитывать следующее:
1. Задачу СБ на ближайшее и отдаленное время.
2. Организацию труда, причем надо брать во внимание те цели, которые нужно реализовывать.
3. Методы работы, которые определяют те попытки, которые надо использовать в воспитательно-обучающей работе.
4. Отбор тренировочного материала. Рамки хорошего тренировочного материала устанавливает программа.
Реализовывать план воспитания и тренировок приходится нам в условиях подполья. И по этой причине способы реализации планов оговариваются:
1. Ситуациями подпольной жизни.
2. Нехваткой удовлетворяющего числа профессиональных воспитателей и инструкторов.
3. Недостатком профессиональной литературы.
Поэтому:
а) Ни один из пунктов плана не будет реализован, если не станет частью характера сотрудников СБ, их пониманием потребности исключительно собственными силами совершенствовать себя (например, изучение языков, технические способности, физическая культура и т.п.).
б) То считается важным на данный момент, реализуется и будет реализовываться на краткосрочных курсах и путем издания материалов, книг.
в) Главным и пока важнейшим способом реализации наших планов надо считать самовоспитание и самообучение, как руководителей, так и подчиненных. Все-таки перед военачальниками стоит куда более ответственные задачи, поскольку они должны самостоятельно получать куда большие знания и умения, передавать их тем, кто находится под их опекой. По своей природе высший организационный состав, в отличие от низшего, должен помогать своим подчиненным, быть им наставником и инструктором.
Там, где можно найти людей с педагогическими способностями, следует возложить на них обязанности наставников и инструкторов.
VI. Наставники и инструкторы
Все наставники и инструкторы, прежде всего, сами должны получить и усвоить знания, которые следует распространять среди кадров. Здесь должен быть врожденный дар, умение обучать, а обучая – воспитывать. В первую очередь следует наладить и удерживать контакт с воспитанниками. Когда делом воспитания и подготовки занимается начальник, то его успехи на этом поприще будут удовлетворительными только в том случае, если он проявит себя как педагог. Определенная педагогическая подготовка и педагогическое образование по этой причине необходимы для всех наставников и инструкторов. Поэтому изучать психологию и педагогику необходимо. Наставник или инструктор, который в своей работе не уделяет внимания сложным психологическим проблемам, не учитывает факт, что у всех воспитанников разный характер и темперамент, не получит ожидаемых хороших результатов за свои учебные и воспитательные усилия. Несмотря ни на что, наставник или инструктор должен быть авторитетом и образцом для воспитанников. Когда они почувствуют, а почувствуют они скоро, что наставник или инструктор имеет большую, чем у них, жизненную силу (характер), интеллект (знания, опыт), что его преданность делу, идейность очевидна и несомненна, он может быть уверен, что в своей работе он не встретится ни с одним проявлением негодования или непослушания. Этот авторитет наставника или инструктора не уменьшится, если он мужественно признается в не владении некоторыми вопросами, с которыми он до этого времени не сталкивался или которые требуют определенного времени, долгой подготовки. Тактикой подготовки к работе с людьми инструкторы должны хорошо овладеть. В этом вопросе похвала и наказание также имеют свое место, потому и то, и другое (похвала и наказание) является воспитательным средством, которое все же не стоит часто использовать. Прежде чем ими пользоваться, наставники и инструкторы должны хорошо осознать вес и значение похвалы и наказания, составить их в определенные схемы. Хуже всего, когда воспитанники не понимают природы похвалы или наказания, которые исходят со стороны руководителей, или справедливо считают их несправедливыми. Авторитет таких руководителей упадет, и вместо ожидаемой пользы получим вред.
Библиотека
В воспитательно-учебной деятельности воспитывать понимание ценности хорошей книги и прессы. То, что мы неоднократно требуем от наставников и инструкторов, легко и быстро можно найти в книге. Главное в обучении – стараться убедить воспитанников, что книга может их обучить и дать специальность. Поэтому ищем хорошие книги и налаживаем тесные контакты между ними и нами – сотрудниками СБ. В центрах обучения следует создавать профессиональные библиотеки и популяризировать их среди состава, дать возможность пользоваться собранными книгами.

(Копия. Машинопись. Брошюра. Без археографической обработки.
ЦГАВО, ф. 3833, оп. 1, д. 233, л. 44-а – 44-к).

Комментарии закрыты.