Организационная структура УПА

18 Июль 2013 автор: admin

ИВАН БУТКОВСКИЙ, ПОДПОЛКОВНИК УПА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПА
Вторая мировая война внесла кроме новых элементов в области техники, изменивших стратегический и тактический облик войны, еще один очень важный элемент: территориальную партизанскую и подпольную войну.
Как массовое явление выступали на арену военных действий целые народы, продолжая войну даже тогда, когда их регулярные армии враг разбил и ликвидировал. Выступали и такие народы, которые своих регулярных армий вовсе не имели. Выступали один за другим в том порядке, в котором вызвали их на военную арену исторические события.
Формы этой борьбы у разных народов и в разных фазах войны были разные, такими же разными были политические концепции, на которых эта борьба базировалась. В основном это интервенционные концепции, ориентированные на одну из воюющих великих держав и очень часто этими великими державами инспирированные.
Украинский народ избрал самостоятельную концепцию, которая без ориентации, без связи и помощи от любой из воюющих сторон нашла активную поддержку широких народных масс.
Внешним проявлением этой концепции, а вместе с тем и ее реализатором, было украинское освободительное подполье как политическая сила и Украинская Повстанческая Армия как вооруженная формация.
До этого времени вопрос организационной структуры этой вооруженной формации не был еще освещен, если не упоминать некоторых статей и мемуарных публикаций, занимавшихся этим вопросом фрагментарно и посредственно.
Перед тем как перейти к самой теме, хочу обратить внимание на существующую и у нас путаницу понятий «партизанский» и «повстанческий». А нам надо бы их конечно друг от друга отличать.
Партизанщина происходит от латинского слова «раrs,-tis»  часть, и употребляется для определения части воюющей регулярной вооруженной силы, которая во враждебном тылу, пользуясь отдельными методами, выполняет указанные оперативные и тактические поручения своего командования, поручения, которые в силу обстоятельств не могут выполнить регулярные фронтовые части. Характерной чертой партизанщины является то, что она не знает понятия территории такой, как ее понимает регулярная армия и за нее она не воюет. Она знает только ту территорию, т.е. подполье, которое в меньшей или большей степени предоставляется, чтобы нанести врагу урон, и которое дает меньшие или большие возможности для сохранения собственных сил.
В случае УПА определение «повстанческая» является не только метрикой ее рождения, не только ее генезисом, но и определением, которое подчеркивает ее суверенитет и независимость, ее появление является суверенным выражением воли народа к самостоятельной жизни. Она имеет свой руководящий центр на родных землях, и ни одна посторонняя, чужая сила не влияет на его решения и исполнение этих решений, ее удельная стратегическая концепция не изменяет ни ее организационной структуры, ни тактики. Эти элементы обусловлены обстоятельствами, в которых приходится вести борьбу.
Когда речь идет о тактике УПА, то она партизанская, и если вместе с определением «повстанческая» в некоторых случаях предпринимать и второе  «партизанская», то только в тактическом, а не концептуальном понимании.
Приступая к обсуждению организационной схемы УПА, то есть организации и деятельности руководящих органов, беру во внимание 1944 г., потому что в этом году завершается один ее период, продиктованный одной ситуацией, т.е. немецкой оккупацией. Обращаю внимание на этот момент еще и потому, что в первой половине этого года УПА учредила свой главный политический орган в лице Украинского Главного Освободительного Совета (УГОС).
Хочу предоставить по возможности статический срез, а не исторический очерк, потому что это не поместилось бы в рамки одной статьи.
Территориальное разделение
Из характера УПА как народной, повстанческой вооруженной силы, которая ведет борьбу против оккупантов в их тылу, из политической концепции этой борьбы и примененной в ней тактики выплывает ее организация. Деление на применяемые в регулярных армиях четко очерченные единицы и роды войск не могло применяться в УПА на этом этапе борьбы, если эта борьба должна была быть успешной. При создании организационной структуры необходимо было учитывать два принципа: сохранение единства и целеустремленности всего движения (стратегическая централизация) и обеспечение максимальной оперативности отделов (децентрализация исполнения).
Сохранение этих принципов гарантировало территориальное и административное деление. Согласно требованиям конспирации связей и поставок, необходимо было соблюдать административное деление территории оккупантом, вводя только незначительные, диктуемые географическими и тактическими моментами, коррективы.
Итак, целая территория, на которой действовала УПА, распределялась на такие края:
1. Северный Край (Волынская и Житомирская области).
2. Западный Край (Львовская, Тернопольская, Станиславская, Черновицкая и Дрогобычская области, Перемищина с Лемковщиной и Холмщиной).
3. Южный Край (Винницкая и Каменец-Подольская области) и согласно этому разделению действующие на указанных территориях силы имеют названия УПА-Север, УПА-Запад и УПА-Юг.
Следующей и низшей территориальной единицей является Военный Округ. Это единица, которая не покрывалась существовавшим тогда оккупантским административным делением, а была тенденция сравнить ее с границами советской области, которую немцы разделили на несколько своих округов. Такое разграничение Военных Округов, хотя не без исключений, было проведено на территории деятельности УПА-Запад, которая делилась на 6 Военных Округов, а именно:
I. ВО  Львов-город (ее немногочисленные отделы квартировали в Яновских лесах).
II. ВО  Львовская область и Холмщина.
III. ВО  Тернопольская область.
IV. ВО  Станиславская и Черновицкая области.
V. ВО  Дрогобычская область.
VI. ВО  Перемищина и Лемковщина, то есть южная часть той территории, которая позже в истории сыграла значительную роль под названием Закерзонье. Невозможно было применить этот принцип в полной мере на территории УПА-Север, где была важная враждебная снабжающая артерия, дорога Львов-Киев диктовала другое деление.

Штабы
Главный Военный Штаб (ГВШ) как орган руководства Главного Командира УПА состоит из командира штаба и следующих отделов:
I. Оперативного.
II. Разведывательного.
III. Учебного.
IV. Организационно-персонального.
V. Тылового.
VI. Политически-воспитательного.
Оперативный отдел разрабатывает боевые акции, координирует и управляет ими при помощи общих инструкций и конкретных приказов, разрабатывает планы и тактические мероприятия на различные фазы борьбы и отдельные ситуации, планирует и управляет крупными рейдами важнейшего политического значения и большой территориальной дислокации, дает общую оценку положения, обеспечивает всю территорию полученными картами и налаживает собственное производство карт.
Подчиненным этому отделу старшинам для тактических задач, которые были только при штабах двух высших ступеней в структуре УПА, то есть при ГВШ и КВШ, приходилось решать двойную задачу: первой из них было разработать в эвентуальном будущем планы организации партизанских действующих отделов во фронты; второй уже практической их задачей было организовать партизанские действующие фронты и управлять их акциями в случае появления опасности, угрожавшей двум или более территориальным единицам или только одной, но для устранения которой нужна была концентрация сил не только с одной территории. Если такие фронты были созданы по территории, превышающей один край, или силами более чем одного края, то организация и руководство ими принадлежало к компетенции старшин для тактических задач УПА при ГВШ. Если такие акции могли быть проведены в пределах и силами одного края, то ими руководили старшины для тактических задач края.
При этом необходимо отметить, что в таких случаях речь не шла о концентрации всех сил данной территориальной единицы или единиц, а о какой-то их части, так как опустошение всей территории создавало потенциальную опасность и на других местах.
Разведывательный отдел сосредоточивает, разрабатывает и использует весь разведывательный и контрразведывательный материал.
Учебный отдел прорабатывает направления и программы подготовки, программы офицерских и подстаршинской школ, организует и руководит непосредственно обучением в офицерских школах, сосредоточивает весь опыт борьбы и распространяет его в отдельных учебных инструкциях, обрабатывает и издает инструкции и различную военную литературу, руководит равномерным распределением закупленной или добытой вражеской военной литературы.
Организационно-персональный отдел прорабатывает организационные схемы, проводит реестр состояния, улаживает персональные дела, обеспечивает в соответствии с потребностями кадрами старшин и других специалистов.
Тыловой отдел выполняет свою сложную и тяжелую в подпольных условиях борьбы функцию при помощи служб вооружения, снабжения и санитарной службы. Ему принадлежит ведение реестров различного оружия и амуниции (УПА использовала оружие разных армий) как бывшей в употреблении, так и новой, центральное распределение оружия и амуниции, реорганизация и унификация вооружения на отдельных территориях, центральное руководство в снабжении продовольствием, одеждой, обувью, организация и равномерное распределение лекарств и всякого санитарного материала, обеспечение полевых госпиталей. К его компетенции относилось планирование и организация производственных предприятий различных участков.
Политвоспитательный отдел, хотя он и последний в структуре штаба, все же самый важный. Он указывает цель борьбы, обосновывает ее, проектирует политическую тактику, намечает перспективы борьбы. Формация того рода как УПА является формацией с очень выразительным политическим характером и этот момент должен был быть предусмотрен в ее структуре. Она родилась из политической концепции и, организуясь по принципу добровольности, должна добиваться, прежде всего, симпатии и поддержки собственного населения и отклика среди чужих народов, пытаться деморализовать и демобилизовать врага. Следовательно, она должна иметь значительный воспитательно-пропагандистский аппарат, который мог бы высоко поднять моральный, идейный и политический уровень собственного войска и его публичными выступлениями, личным примером и, что самое важное, политически целенаправленными акциями превратить УПА в политически пропагандистскую силу, дополняя таковой ее характер в соответствии с ситуацией издаваемыми листовками и прессой.
Непосредственно подчиненные Главному Командиру УПА инспекторы выполняют функцию его контрольного органа на всей территории действий УПА.
Шефу ГВШ подчинена служба связи, которая своей сетью связывает его с главным командиром, начальниками отдельных отделов и краями, и центральная техническая связь (ЦТЗ).
Структура краевых военных штабов (КВШ) такая же, как ГВШ. Они имеют те же отделы и службы за исключением ЦТЗ и выполняют эти же функции на территориях отдельных краев, а в случаях прерывания связей с Главным Командованием они являются высшим руководящим органом на территории своей деятельности.
Военный штаб военного округа (ВШВО) по своей структуре отличается от предыдущих только тем, что не имеет старшин для тактических задач, а командир ВО не имеет инспекторов. Отличается также характер работы этого штаба.
Примечательно, что как и в других вооруженных формациях этого рода, в УПА территориальное деление остановилось на достаточно высоком уровне. Дальнейшие шаги вниз скрывали в себе опасность чрезмерного раздробления диспозиционных ячеек и лишение дееспособности боевых единиц. Дальнейшее территориальное распределение могло иметь хорошее применение в случае боевой организации, ведущей подготовку к общему срыву восстания, а в свободное время занимается разведывательной, саботажной и диверсионной акциями, но не в случае УПА, которая была направлена на ведение боевых действий. Впрочем, этот принцип, применяемый другими, применялся также и в УПА, но только на отдельных участках штабной работы, требовавшей вспомогательного административного аппарата.
Если Главное Командование является стратегически-координационным центром, а КВШ выполняет эту функцию на определенной территории, то Военный Округ  это та ступень в структуре УПА, на которой начинается непосредственное руководство вооруженной силой и ее акциями. Далее идет уже тактическое разделение.
Размер территории, количество населения, его настроения и боевая готовность, территориальные возможности, необходимость и целесообразность  это те факторы, которые решали количество и качество отделов на территории Военного Округа. Все отделы Военного Округа создавали группу УПА. Количество их на территории отдельных Военных Округов была различна и доходила до тридцати. Отдел в системе УПА  это самая низкая, самостоятельно действующая боевая единица.
Все перечисленные до сих пор ступени на конструкционной лестнице УПА не дают никакого представления о ее силе, не являются понятиями, которые в воображении непосвященного вызывали бы конкретный образ. Уточнение, что отдел  это сотня, в определенной степени уже открывает завесу неизвестного. Только до определенной степени, потому что партизанская сотня не является конкретным понятием, как сотня регулярной армии, даже тогда, когда эти сотни, как в УПА, построены по четко обозначенным схемам. Если в регулярных армиях воспитание, обучение, техника и сама сложность машины, которой является армия, умаляют в большой степени значение индивидуальности, то в партизанской части индивидуальность командира имеет необычайно большое значение. Две одинаковые по численности сотни с одинаковым огневым запасом и одинаковой подготовкой – это две совершенно разные силы, значимость и вес которых определяют, прежде всего, качества сотенных.
Курень и отряд
Вооруженная сила ВО, т.е. Группа, состояла из отделов или, как мы уже уточнили, из сотен, из которых каждая подчинена непосредственно командиру ВО. Только в случае необходимости, для проведения больших акций, требующих концентрации большей силы, по 3-4 сотни объединялись в курени, а два и более куреня образовывали отряд. Объединение в курени и отряды для проведения зацепных акций происходило только по приказу командира ВО. На должность куренных назначались лучшие командиры отделов, входивших в состав куреней. Командование отрядом брал на себя согласно правилам командир ВО или начальник его штаба. Только для ведения оборонительных акций размещенные по соседству отделы могли сами объединяться в курени, если не было возможности во время получить на это согласия или приказа от командира, а потребность такого объединения была очевидна. На такой случай командиры куреней заранее определялись при расположении отделов на местности. Только в исключительных случаях в некоторых местностях были курени в качестве постоянных боевых единиц.
Выделение средних организационных ступеней как постоянно действующих единиц было продиктовано требованием на наивысшей командной ступени хорошо изучить силу и значение каждой составной части группы и обеспечить в соответствии с потребностями успешное управление операциями. Момент безопасности перед большими последствиями эвентуальной вражеской инфильтрации был здесь также учтен.
Для размещения отделы должны были обозначить достаточно большую территорию, а частое перебрасывание их из одного в другой район приводило к тому, что каждый отдел в каждом уголке Военного Округа чувствовал себя как дома. Это повышало его способность маневрирования, а тем самым боевую значимость на каждом месте ВО, в зависимости от потребностей. Одним из важных негативов этой конструкции, которым  учитывая, временами, большое расстояние от командования  была трудность связи, в результате чего во внештатных ситуациях отсутствие соответствующих приказов уравновешивалось вытекающим из этого позитивом, потому что вызывал у командира отдела чувство ответственности и способствовал проявлению инициативы. А если еще добавить, что «место постоя командира ВО  в седле», как требовало высшее командование, так как он находился в постоянном движении и был всегда там, где отделам угрожала или могла угрожать опасность, где его присутствие было крайне необходимым, то и этот негатив значительно бледнеет.
Самооборонные отделы
Были еще и другие аргументы, которые призывали к дальнейшему территориальному разделению и созданию локальных боевых единиц, аргументы, расцениваемые в частности со стороны аспекта обороны населения перед враждебным террором. К ним относились: хорошее знание местности и людей, а вследствие этого большие возможности для разведки, обмана, засады или отступления и значительно высшая степень упорства в обороне родного села. В противовес этим аргументам высказывалось также и негативные последствия: пагубное для партизанской части пребывание на одном месте, содействие деконспирации, воспитание локального патриотизма, не взвешенные решения, а в случае неудач и человеческих потерь  образ убитых сыновей, братьев, мужей или родителей вызывал среди населения моральную подавленность и уныние.
Но и это сложный вопрос был решен в организации т.н. Самооборонных Кустовых Отделов (СКО). Весь боеспособный и желающий поучаствовать в этом элемент одного или нескольких сел, в зависимости от количества этого элемента и расположения сел, был организован в соответствующие боевые единицы и конспиративно, ночами, обучен. Это были гражданские люди, имевшие дома спрятанное оружие, которые в случае опасности, в частности по ночам, становились на оборону села. Эта решение не оригинально, но и не скопировано. Оно применялось и в других странах, в частности широко использовали этот метод красные китайцы в борьбе против японской оккупации. Так, бок о бок с условно называемыми регулярными частями УПА существовали нерегулярные милицейские единицы, которые действовали, как правило, на открытых территориях, где не могли постоянно квартировать отделы, и давали положительные результаты.
Вооружение
Вооружение отделов УПА продиктовано партизанской тактикой, которой они руководствуются. Отделы УПА – это пехотинские сотни, построенные и вооруженные по двум схемам:
схема 1 (легкая) – 168 человек, вооруженные ружьями, легкими пулеметами, автоматами, пистолетами, ручными гранатами, взрывчатыми веществами;
схема 2 (тяжелая) – 186 человек с таким же вооружением, тремя станковыми пулеметами и тремя минометами калибром не более 82 мм.
Очень редко и только на территории УПА-Север были организованы и применялись конные отделы и артиллерийские батареи. Они относились к крупным единицам: к куреням и отрядам, действовавшим на временно освобожденных от оккупантов территориях.
Если конница еще находит свое применение в партизанских условиях борьбы, то использование пушки таит в себе большую опасность, ее очень незначительные в тех условиях положительные результаты никак не уравновешивают негативных последствий. Она лишает многих возможностей по-партизански действующую часть, уменьшая ее подвижность и привязывая ее к любым, самым худшим дорогам, дает врагу большую возможность успешно ее преследовать. Привязанность воина к его оружию лишает его возможности своевременно понять угрозу положения, и сознание опасности совпадает обычно с моментом полного разгрома и погибели, как это было в случае Ковпака.
Частичное решение этого вопроса, позволявшее минимизировать негативы артиллерии, но использовать ее положительные стороны, было найдено в форме т. н. «потенциальной артиллерии». Всех воинов отдела, которые служили в регулярной армии в артиллерии, сгруппировали в один рой. Задачей этого роя во время боя с врагом, располагающим артиллерией, было завладеть неповрежденной пушкой и его собственным оружием бить по его позициям. Полученную пушку, если было возможно забрать ее с поля боя, прятали в недоступном для врага месте и после использовали ее только в отдельных случаях для проведения некоторых акций и для обучения. Кроме того, функцию артиллерии в партизанских частях достаточно хорошо выполняет средний калибр миномета.
Объединение с ОУН
Рядом с УПА как политически вооруженной формации действует на этих самых территориях широко разветвленная политическая организация ОУН. Между этими двумя организациями должна была быть обеспечена гармония, в частности в той области, где начиналась практическая деятельность. Такими областями были Военный Округ УПА и область в структуре ОУН.
Роль и функция ОУН не ограничивалось только функцией политической партии. Кроме той, которая сосредоточивалась в основном в пропагандистской, а частично и в организационной референтурах. Она всеми другими референтурами выполняла еще и другую – административную функцию. В частности после основания УГОС она взяла и роль административного аппарата всего освободительного движения.
Объединение, которое было применено на этом этапе, было компромиссом между внепартийностью УПА и необходимостью такой связи. Командир ВО входил в состав областного провода ОУН с правом решающего голоса. Он должен был ориентироваться во всей работе ОУН, в частности в функционировании ее административного аппарата, который был вместе с тем еще и аппаратом Военного Округа. С другой стороны, учитывая вышеупомянутую внепартийность УПА, а в частности принимая во внимание тот факт, что на постах командиров ВО были люди, которые либо ничего общего с ОУН не имели, либо принадлежали к другой ее ветви, областной провод ОУН мог только высказывать свои пожелания относительно проведения или сворачивания боевых акций. Права выдачи поручений или приказов провод ОУН в отношениях УПА не имел. Тот уровень, на котором это объединение было принято, а вместе с тем политическая подготовка и зрелость людей, выполнявших функции на этих постах, обеспечивали гармоничность в функционировании обеих организаций.
Дальнейшими ступенями в организации ОУН были округ, уезд, район и станица. Начиная с округа и до района включительно, на руководящих постах были люди, которые в организационной номенклатуре назывались военными референтами данного провода. В УПА их называли организационно-мобилизационными референтами, или короче «оргмобами». Они были членами организации и организационно ей подчинены, их непосредственными военачальниками на своих участках были два начальника отделов штаба ВО, а именно: организационно-персональный и тыловой. «Оргмобы» со своими аппаратами, разветвленными в соответствии с потребностями, были именно тем продолжением прерванного на ступени ВО территориального деления, но уже с ограниченными до чисто административного характера функциями.
По линии организационно-персонального отдела ВШ ВО в компетенцию «оргмоба» входило: внедрить реестры военноспособного элемента в своей местности, искать нужных УПА специалистов, пополнять добровольцами разукомплектованные отделы или давать новобранцев для вновь сформированных. По линии тылового отдела штаба: обеспечивать боеприпасами и амуницией и снабжать ими отделы, в сотрудничестве с хозяйственным референтом ОУН – наладить пропитание отделов, организовать доставку медикаментов, организовать и обеспечивать медикаментами госпитали, заботиться об организации производственных станков. В его обязанности также входило организация и руководство упомянутыми ранее локальными самооборонными отделами (СКВ).
Связь
Связь – это нервная система подпольного организма. От исправности ее функционирования зависит дееспособность подпольного движения и успешность его борьбы. Поэтому в УПА к этому вопросу относились очень серьезно. Была организована отдельная служба, которой выдвигались большие требования. На должность руководителей этих служб назначались хорошие и находчивые организаторы.
На территории действий УПА, где существовала сеть ОУН, военным штабам и отделам были доступны ее связные средства, однако ввиду того, что эта связь, перегруженная большим организационным движением, функционировала слишком медленно для потребностей руководства войском, штабы УПА везде построили собственную систему связи.
Основой связного аппарата была сеть связных пунктов, разбросанных по всей территории, которые объединялись между собой в разных направлениях и создавали связные линии. ОУН развивала свою связь для пересылки почты, людей и снабжения и должна была использовать для этого подводы, что приводило к зависимости от дорог, а тем самым увеличивало опасность деконспирации и встречи с врагом. Чтобы уменьшать эту опасность, такая линия должна была иметь свой пункт в каждом селе, куда она переходила, задачей которого было разведывать о вражеских движениях в своих окрестностях и в случае опасности прекращать связь. Кроме того, в их обязанности входила смена лошадей, подвод и охраны.
Этими линиями связи часто пользовались снабженческие валки УПА.
Отдельные связные линии УПА, в основном построенные для передачи приказов и отчетов, основывались на конной связи, причем расстояние между связными пунктами было достаточно велико, а контакт между ними устанавливался самыми короткими полевыми тропами. Эта связь должна была быть установлена таким образом, что временное расстояние между КВШ и ВО не могло быть больше, чем 24 часа, а в середине ВО – не более, чем 12 часов. Кроме активной линии существовали еще и запасные.
Кроме этого основного и самого надежного способа связи применялись вражеские средства локомоции, собственные механизированные средства (автомобили, мотоциклы), а на территориях, освобожденных от оккупантов, вместе с существующей телефонной сетью, которая только отчасти могла быть использована, было организовано собственное полевое телефонное сообщение.
Эта сеть связи и такая система ее функционирования применялась только для соединения руководящих звеньев. Боевые отделы в бою пользовались средствами связи, применяемыми в аналогичных единицах регулярных армий.
Обязанность поддерживания связи в УПА была в обоих направлениях – сверху вниз и снизу вверх, чтобы в случае разрыва связной линии активность обоих разорванных концов давала больший шанс для восстановления контакта.
ЦТЗ
Центральная Техническая связь (ЦТЗ), находившаяся при ГВШ – это радиосвязь в стадии подготовки. Во времена немецкой оккупации она еще практически не действовала, а объединенное в этой сфере небольшое количество специалистов обучалось на отдельном курсе персонала, собирало и монтировало технические средства для обучения и практического действия.
Школы
Очень важной проблемой в УПА была подготовка собственных офицерских и подстаршинских кадров, приход которых из регулярных армий был слишком мал и в большой степени не покрывал потребностей. Для решения этой проблемы были созданы краевые старшинские и подстаршинские школы, организованные как минимум по одной в каждом ВО.
Таких старшинских школ на территории УПА было две: одна на территории УПА-Север и вторая в Карпатах на территории УПА-Запад. Их организовали начальники учебных отделов КВШ. Инструкторский состав офицерских школ был заодно аппаратом начальника учебного отдела ГВШ для проработки учебников для общего пользования (обычные переводы) и более важных проблем повстанческо-партизанской борьбы. Хозяйственные и тактические офицерские школы были подчинены командиру ВО, на территории которого находились.
Эта статья не раскрывает подробно всей проблематики структуры и строя УПА. Она, однако, намечает основные элементы, без которых уточнить и понять значение и роль УПА в новейшей истории Украины было бы невозможно.
«К оружию» № 24 (37), сентябрь 1954 г.

Комментарии закрыты.