Историко-каноническая декларация УПЦ КП

25 Сентябрь 2011 автор: admin

ИСТОРИКО-КАНОНИЧЕСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА
С целью разъяснения позиции Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата относительно канонического статуса нашей Церкви, ее взглядов на ситуацию в украинском православии, путей прекращения существующего разделения Православной Церкви в Украине и утверждения единой Поместной Украинской Православной Церкви на основании Священного Писания и Священного Предания, канонов и опыта бытия Вселенской Православной Церкви, Архиерейский Собор УПЦ Киевского Патриархата провозглашает настоящую историко-каноническую декларацию.
I. Церковь
[Верую] в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
9 член Символа веры
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Церковь является возглавленным Самим Сыном Божьим Иисусом Христом собранием призванных (гр. екклисиа) в сообщество Господнее лиц, которые услышали Благую весть (гр. Евангелие), как призыв Господа ко спасению, уверовали в Иисуса Христа и последовали за Ним.
Существенные свойства Церкви Христовой – это те свойства, потеря которых сообществом означает, что это уже не Христова Церковь, а нечто другое. В Символе веры указаны четыре существенных свойства Церкви – единство, святость, соборность и апостольство. Все остальные свойства Церкви являются производными от этих четырех.
«Святая Соборная и Апостольская Церковь есть Церковь Единая, есть целостный мистический организм – Тело Христово. … Обновленная, безгрешная и обожествленная человеческая природа, которая находится во Христе и получает от Него новую жизнь, и есть Единая Церковь. Единство Церкви есть аксиома учения о Церкви, наиболее понятная каждому христианину». Цель Церкви – единение человека с Богом. «Сущность Церкви можно выразить одним словом – единство».
«Единство Церкви, как ее качественная характеристика, отличает Церковь от всех других видов объединение людей, потому что Церковь – не просто сообщество единомышленников, и единство в церковном смысле это не только сплоченность и единодушие. Церковное единство предполагает изменение самого образа бытия человеческой природы, его преображение из индивидуалистического выживания в единение по образу Лиц Пресвятой Троицы» (Катехизис).
Для правильного понимания этого природного единства Церкви есть основополагающие слова Первосвященницкой молитвы Спасителя: «Я явил имя Твое людям, которых Ты дал Мне от света; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Не за них только молю, но и за верующих в Меня по слову их. Да будут все едино, как Ты, отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им, чтобы было едино, как и Мы единое – Я в них, а Ты во Мне. Чтобы они были совершены в единстве, и да познает мир, что ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:6,17,20-23).
Исходя из этих слов, можем утверждать, что:
– за грехи люди потеряли первоначальную непосредственную связь с Богом, которую они до грехопадения имели в раю, а Иисус Христос словом и действиями восстановил эту связь, явив людям Своего Небесного Отца и соединив земное с небесным;
– каждый человек, который принимает, хранит и выполняет Христово Евангелие, как слово истины, освящается Богом;
– к этому сообществу освященных относятся не только те, кто слышал Евангелие непосредственно от Христа, то есть Апостолы, но и все, кто правильно веруют по слову их;
– единство общины верующих имеет ту же мистическую, духовную природу, что и единство между Отцом и Сыном, основу которого составляет любовь, ибо «Бог есть Любовь» (1Ин. 4:16).
С этим пониманием единства Церкви согласуется то, что Церковь для нас не столько видимый предмет знания, сколько мистический предмет веры. В Символе веры мы исповедуем свою веру в Единую Церковь, тем самым утверждая, что собственная природа Церкви и способ сохранения ее единства – мистические, таинственные и невидимые, ибо «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Поэтому Восточная Православная Церковь не принимает латинского учения о единой Церкви как обязательно видимую организацию во главе с Римским епископом, как ее видимым главой. Только Господь Иисус Христос является вечным и неизменным «главой Церкви, которая есть тело Его, полнота Того, Кто наполняет все во всем» (Еф. 1:22-23), а временными видимыми главами Церкви являются епископы, которые «правдиво учат слову [Господней] истины» (Литургия).
В реалиях украинской церковной жизни наблюдается желание подменить понятие мистического единства Церкви административным единством с Московским Патриархатом. Провозглашается, что административное подчинение Московскому Патриархату является необходимым условием принадлежности к Вселенской Христовой Церкви, что только через административное подчинение Московскому Патриарху происходит единение Украинской Православной Церкви с другими Поместными Православными Церквами.
В этой связи мы отвергаем любые попытки выдать административное единство с определенным признанным церковным центром как главное условие признания принадлежности к единой Христовой Церкви. Принадлежность Киевского Патриархата к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви определяется правильным и православным исповеданием истины, переданной Господом Иисусом Христом через апостолов всем, кто верует в Него, а не административным единством с Московским или иным Патриархатом. Все, кто принадлежат к Киевскому Патриархату, принадлежат к истинной Христовой Церкви в силу того, что Киевский Патриархат признает и исповедует словом и деянием ту же православную христианскую веру и те же истинные догматы, что и вся Полнота Единой Святой Соборной и Апостольской церкви.
Церковь называется Апостольской, хотя она берет свое начало не от самих апостолов, а от Господа нашего Иисуса Христа. Не апостолы создали Церковь, и не они являются ее Главой. Апостол Павел в послании ясно говорит: «Разве Павел распялся вас? Или во имя Павла вы крестились?» (1Кор. 1:13). Поэтому благодатное единство Церкви (в том числе апостольское преемство ее иерархии) в большей мере происходит от Единого Духа Святого, Который действует в Церкви, от единства веры, понимания Священного Писания и Предания, единства Традиции – духовной, богослужебной, богословской и т.д. Церковь называется Апостольской потому, что через Апостолов приняла вероучение, а не только преемство хиротоний, а также потому, что сохраняет ту же веру, которую имели апостолы. Юридическое (следовательно – рациональное) понимание единства Церкви как единства и непрерывности цепочки хиротоний характерно, скорее, для католической, нежели для православной эклезиологии. Поэтому, ценя и сохраняя апостольское преемство в хиротониях, Киевский Патриархат свидетельствует, что благодатность его жизни зависит в первую очередь от Самого Духа Святого, который непрерывно действует в Церкви и «дышит, где хочет» (Ин 3:8), а не там, где Ему указывают люди.
Никем не доказано, что в Киевском Патриархате проповедуется не единственное для всей Православной Церкви вероучение, а ересь. Напротив, главный представитель Московского Патриархата митрополит Смоленский Кирилл в своем письме к главе УГКЦ кардиналу Любомиру Гузару, опубликованном 10 июля 2006 г., признает, что общины Киевского Патриархата на Львовщине (а, следовательно, и все общины) являются «православными по вероисповеданию».
Киевский Патриархат категорически отвергает попытки приписать ему исповедание какой-либо другой «Церкви», параллельной с существующей Вселенской Христовой Церковью. Мы признаем, что, согласно Священному Писанию и Символу веры, Церковь Христова есть только одна и единственная, к которой относятся все Поместные Православные Церкви, в том числе УПЦ Киевского Патриархата, как одна из них. Видимым признаком неизменности этого исповедания является то, что Предстоятель Киевского Патриархата после каждой Божественной литургии поминает в надлежащем порядке имена и титулы всех действующих Предстоятелей других Поместных Православных Церквей, кроме Патриарха Московского, как виновника раскола Украинской Православной Церкви.
Киевский Патриархат является Поместной Православной Церковью, которая совершает свое служение в Украине для верующих всех национальностей, а не только для украинцев. Так же и в странах диаспоры к приходам Киевского Патриархата принадлежат не только украинцы. Поэтому Киевский Патриархат отвергает любые обвинения в том, что он является «националистической церковью» в том смысле, что он построен исключительно по национальному принципу.
Любовь к своей Родине и ее народу (патриотизм) является естественным выполнением Христовой заповеди любви к ближнему. Поэтому Киевский Патриархат занимает патриотическую позицию, всячески способствуя утверждению государственной независимости Украины. По воле Божьей, мирно, без кровопролития и насилия, украинский народ путем самоопределения провозгласил свою государственную независимость. Поэтому, соблюдая правила 17 Четвертого и 38 Шестого Вселенских Соборов, которые отмечают, что «гражданским и земельным распределениям пусть следует и распределение церковных дел», то есть что церковно-административное устройство должно соответствовать устройству государственному. Соблюдая 34 апостольское правило, которое гласит, что «епископам всякого народа надлежит знать первого среди них и признавать его как главу», опираясь на волю Поместного Собора УАПЦ 5-6 июня 1990 г. и Поместного Собора УПЦ 1-3 ноября 1991 г., Украинская Православная Церковь провозгласила свою автокефалию – полную административную независимость при сохранении полного единства вероучения, богослужения и церковного устройства со всеми Поместными Православными Церквами.

Комментарии закрыты.