Заявление ЕС по переговорам ЕС-Украина-Россия

30 Июль 2016 автор: admin

Трехсторонние переговоры ЕС-Украина о создании Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA)
Мифы и реальность
24 декабря 2015 года
ЕС сохраняет свою нацеленность на поиск практических решений, направленных на минимизацию опасений России, связанных с реализацией Договора о создании Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли между ЕС и Украиной (DCFTA).
Процесс трехсторонних консультаций на министерском уровне был запущен в июле 2014 года.
До конца 2015 года было проведено 13 трехсторонних встреч, из которых 4 прошли на уровне министерств.
Настоящий документ вносит ясность в отношении некоторых мифов о данном процессе.

Миф 1: Россия вправе изменять таможенные правила CIS-FTA (Зоны свободной торговли СНГ) без проведения консультаций с другими странами-участницами CIS-FTA.
Реальность: Россия заявляет о том, что она соблюдает правила CIS-FTA, в частности, обязательство по проведению взаимных консультаций. Однако она не учитывала эти же правила CIS-FTA, когда в одностороннем порядке отменила торговые преференции для Молдовы (июль 2014 года) и теперь для Украины.
Согласно процедурным гарантиям, предусмотренным CIS-FTA (приложение 6), для того, чтобы увеличить импортные пошлины для члена CIS-FTA (напр., Украины), Россия должна:
• провести консультации с другими странами-участницами CIS-FTA;
• в отношении каждого товара представить доказательства того, что измененные условия (напр., введение в действие DCFTA между ЕС и Украиной с 1 января 2016 г.) приведут к ‘увеличению объемов импорта из Страны в таких количествах, которые нанесут или могут нанести вред промышленности Таможенного союза’.
На данный момент Россия не представила никаких доказательств влияния такого увеличения импорта или сопутствующих негативных последствий применения DCFTA, поскольку DCFTA еще не вступила в силу.
Комиссия предложила продолжить консультации после 1 января 2016 года, однако при условии если Россия отменит Президентский указ об аннулировании обязательств России перед Украиной, предусмотренных CIS FTA.
Миф 2: ЕС требует, чтобы все товары, продаваемые на украинском рынке соответствовать европейским техническим стандартам. И такое требования распространяется, помимо прочего, и на российские товары, продаваемые на украинском рынке.
Реальность: На самом деле, DCFTA предусматривает приведение в соответствие с нормами ЕС только 27 украинских отраслевых технических регламентов, в частности, тех, действие которых распространяется на игрушки, лифты, холодильники и т.п. Пока что Украина привела в соответствие с нормами ЕС 24 отраслевых технических регламента.
Просьба России о принятии переходных периодов для отсрочки приведения в соответствие с нормами ЕС украинских стандартов заставит Украину отменить уже принятое законодательство ЕС, а это будет нарушением положений DCFTA (Ст. 56).
Кроме того, согласно нашим сведениям ни одна российская компания еще не жаловалась на то, что столкнулась с трудностями экспорта своих товаров в Украину по причине технических стандартов. После более тщательного анализа показателей торговли за последний период мы даже видим увеличение российского экспорта в Украину товаров, которые попадают под гармонизацию с нормами ЕС согласно положениям DCFTA. Общая часть таких товаров в объемах двусторонней торговли между Украиной и Россией увеличилась с 8.8% до 12.3% в период 2012-2014 годов.
Вероятно, это связано с тем, что Россия, в целом, заинтересована в гармонизации своих технических регламентов и стандартов с нормами ЕС в различных отраслях, поскольку она хочет привлекать европейских инвесторов и иметь возможность экспорта товаров в ЕС в будущем. В течение многих лет ЕС реализовывал совместно с Россией проекты по гармонизации технических регламентов для промышленных товаров.
С этой целью, начиная с 2013 года, Комиссия финансировала проект ‘Гармонизация технических регламентов и систем стандартизации ЕС и Российкой Федерации’. Данный проект был вполне успешным в отношении сотрудничества с российскими властями в области гармонизации технических регламентов, даже если на практике некоторые законодательные акты не применяются. Таможенный Союз (с 2015 года Евразийский экономический союз) принял 35 технических регламента, большинство из которых основаны или соответствуют нормам ЕС (например, игрушки, оборудование, товары низкого напряжения и электромагнитной совместимости, индивидуальные средства защиты).
Наряду с возможностями, предусмотренные в DCFTA, ЕС готов рассмотреть возможность введение более длительных переходных периодов в отношении технических регламентов, связанных с конкретными отраслями /товарами, если Россия докажет их целесообразность. Однако до настоящего момента Россия не предоставила данные о своем экспорте в Украину в конкретных отраслях, в которых Украина уже провела или будет проводить гармонизацию законодательства с нормами ЕС. Вместо этого Россия утвердила семь отраслей, которые имеют приоритетное значение для России, но без представления каких-либо доказательств и обоснования. Украина уже провела гармонизацию законодательства с нормами ЕС в шести из семи вышеупомянутых отраслей.
Миф 3: ЕС стремится заставить Россию изменить таможенные правила, закрепленные Соглашением о зоне свободной торговли (CIS-FTA).
Реальность: Россия считает действующие правила CIS-FTA в отношении происхождения товара слишком либеральными. Согласно заявлениям России, действующие правила предоставляют возможность получения украинского происхождения определенными товарами, импортируемыми Украиной, и возможность беспошлинного экспорта в Россию таких товаров.
На самом деле, в ходе трехсторонних переговоров Комиссия лишь предложили России инициировать процедуру изменения правил CIS-FTA, если она считает, что правила CIS-FTA в отношении происхождения товара могут привести к проблемам каждый раз, когда член CIS-FTA подписывает с другой страной Соглашение о зоне свободной торговли (FTA).
Позиция ЕС основана на убеждении, что таможенные правила должны быть функциональными и не должны вести к взаимной исключительности партнеров.
Миф 4: ЕС вынуждает Россию принять систему фитосанитарного контроля ЕС.
Реальность: ЕС никогда не вынуждал Россия принять европейские стандарты в области фитосанитарного контроля (SPS). Однако очевидно, что российский экспорт в ЕС должен соответствовать SPS стандартам ЕС. В ходе трехсторонних переговоров ЕС в ответ на опасения России относительно таможенного сотрудничества с Украиной в области SPS стандартов предложил модернизировать двусторонний процесс признания ветеринарных сертификатов, взаимной оценки SPS систем, пересмотра правил в отношении происхождения товара в рамках CIS-FTA и расширить таможенное сотрудничество в целях борьбы с мошенничеством.
Миф 5: Проблема заключается не предложении России о введении переходного периода сроком не более десяти лет в отношении ограниченного количества отраслей.
Реальность: На первый взгляд данное предложение может показаться не представляющим вреда, но это будет означать запрет на реализацию большей части DCFTA между ЕС и Украиной в течение многих лет.
В то же время, вызывает сомнения положительное влияние такого предложения на российский экспорт. Данное предложение является примером неправильной интерпретации российской стороной полномочий Комиссии в сфере ‘поиска практических решений, направленных на минимизацию опасений России, связанных с реализацией DCFTA’.
Миф 6: России понадобится детальная информация по каждой операции экспорта товаров в Украину. ЕС должен предоставить такую информацию.
Реальность: Это не предоставит России надежную информацию относительно происхождения товаров, импортируемых Россией из Украины. Кроме того, это противоречит законодательству ЕС о защите конфиденциальности коммерческой информации.

Комментарии закрыты.