Представление президента в КС Украины июнь 2015

28 Июнь 2015 автор: admin

ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ
20 июня 2015 года
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
УКРАИНЫ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
В соответствии со статьей 150 Конституции Украины, статей 13, 40 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» обращаюсь в Конституционный Суд Украины с ходатайством рассмотреть вопрос о соответствии Конституции Украины (конституционности) Закона Украины от 4 февраля 2015 года № 144-VIII «О лишении В. Януковича звания Президента Украины» (опубликован в газете «Голос Украины» от 17 июня 2015 года № 106).
Данным Законом Верховная Рада Украины постановила лишить В. Януковича звания Президента Украины (статья 1); этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования (статья 2).
Основанием для конституционного представления является несоответствие Конституции Украины (неконституционность) Закона Украины «О лишении В. Януковича звания Президента Украины».
1. Украина является правовым государством; органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией Украины пределах и в соответствии с законами Украины; Конституция Украины имеет высшую юридическую силу, законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей; органы государственной власти обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины (статья 1, часть вторая статьи 6, часть вторая статьи 8, часть вторая статьи 19 Конституции Украины).
Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная Рада Украины (статья 75 Конституции Украины).
Основной Закон Украины определяет полномочия Верховной Рады Украины, в частности в части первой статьи 85 Конституции Украины, и устанавливает в части второй названной статьи, что Верховная Рада Украины осуществляет также иные полномочия, которые в соответствии с Конституцией Украины отнесены к ее ведению.
Конституционный Суд Украины неоднократно указывал, что в соответствии с Конституцией Украины Верховная Рада Украины осуществляет только те полномочия, которые отнесены к ее ведению; это следует из положений части второй статьи 85, а также части второй статьи 19 Конституции Украины (Решение Конституционного Суда Украины от 14 июня 2001 года № 8-рп/2001 и другие).
Конституцией Украины, в частности нормами ее раздела IV «Верховная Рада Украины» и раздела V «Президент Украины», к ведению Верховной Рады Украины не отнесено решение вопроса о лишении звания Президента Украины.
Поэтому, приняв решение, что сформулировано в названии и тексте Закона, конституционность которого оспаривается, Верховная Рада Украины превысила свои конституционные полномочия и действовала вопреки предписаниям части второй статьи 6, части второй статьи 19, части второй статьи 85 Конституции Украины.
2. Как отметил Конституционный Суд Украины, институт Президента Украины основывается на совокупности норм, содержащихся в разделе V Конституции Украины (Решение от 10 декабря 2003 года № 19-рп/2003).
Звание Президента Украины охраняется законом и сохраняется за ним пожизненно, если только Президент Украины не был смещен с поста в порядке импичмента (часть третья статьи 105 Конституции Украины).
Таким образом, Конституцией Украины установлен единственный случай потери звания Президента Украины и не предусмотрено принятие ни одним органом власти отдельного акта в любой форме о лишении звания Президента Украины. Изменение или же расширение такого подхода возможно только путем внесения изменений в Конституцию Украины, ведь исключения из конституционных норм устанавливаются самой Конституцией Украины, а не другими нормативными актами (Решение Конституционного Суда Украины от 30 октября 1997 года № 5-зп).
В Решении от 23 декабря 1997 года № 7-зп Конституционный Суд Украины отметил, что верховенство конституционных норм распространяется на все сферы государственной деятельности, в том числе и на законотворческий процесс; Верховная Рада Украины, принимая законы, не имеет права допускать несоответствий в отношении любых положений, прямо закрепленных в Конституции Украины, перераспределение конституционной компетенции путем принятия закона возможно только путем внесения изменений в Конституцию Украины. Приведенные правовые позиции отражены, в частности, и в Решении Конституционного Суда Украины от 30 мая 2012 года № 12-рп/2012.
Исходя из изложенного, считаю, что закон, конституционность которого оспаривается, нарушает предписание части третьей статьи 105 Конституции Украины, в связи с чем противоречит и определенному в части второй ее статьи 8 принципа верховенства Конституции Украины.
3. Конституционный Суд Украины в Решении от 1 апреля 2008 года № 4-рп/2008 отметил, что Конституция Украины как правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляя принцип верховенства права (статья 8 Конституции Украины), последовательно проводит принцип верховенства закона в системе нормативно-правовых актов.
В Решении от 7 июля 1998 года № 11-рп/98 Конституционный Суд Украины отметил, что термин «закон» употребляется в части четвертой статьи 94 Конституции Украины в значении юридически целостного и структурно завершенного нормативно-правового акта, который принимается Верховной Радой Украины в соответствии с ее конституционными полномочиями (пункт 3 части первой статьи 85, статья 92 Конституции Украины).
Конституция Украины определяет законы как нормативно-правовые акты (второе предложение части второй статьи 8, пункт 1 раздела XV «Переходные положения»). Законы являются нормативно-правовыми актами и по содержанию норм статьи 92, других положений Конституции Украины, в которых закреплены предметы законодательного регулирования.
Конституционный Суд Украины установил, что признаками нормативности правовых актов является неопределенность действия во времени и неоднократность их применения, такие акты касаются не индивидуально определенных субъектов, а охватывают их широкий круг и рассчитаны на неоднократность применения; по своей природе ненормативные правовые акты, в отличие от нормативных, устанавливают не общие правила поведения, а конкретные предписания, обращенные к отдельному индивиду или юридическому лицу, применяются однократно и после реализации исчерпывают свое действие (решение от 23 июня 1997 года № 2-зп, от 27 декабря 2001 года № 20-рп/2001).
Осуществляя свои полномочия, Верховная Рада Украины принимает законы, постановления и другие акты (статья 91 Конституции Украины).
Нормативно-правовые акты Верховной Рады Украины устанавливают, изменяют или прекращают правовые нормы; акты правоприменительного характера влекут за собой возникновение, изменение или прекращение юридических прав и обязанностей (Решение Конституционного Суда Украины от 10 июня 2009 года № 14-рп/2009).
Поскольку Закон, конституционность которого оспаривается, не имеет нормативного характера, приняв его, Верховная Рада Украины действовала вопреки указанным нормам Конституции Украины, а следовательно и вопреки части второй статьи 19 Конституции Украины, которая обязывает парламент действовать на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией Украины.
Учитывая изложенное, прошу признать Закон Украины «О лишении В. Януковича звания Президента Украины» от 4 февраля 2015 года № 144-VIII таким, что не соответствует Конституции Украины (является неконституционным).
Принимать участие в конституционном производстве по этому представлению уполномочен заместитель заведующего Отделом представительства интересов Президента Украины в судах – заведующего сектором представительства Президента Украины в Конституционном Суде Украины, Администрации Президента Украины Михеенко Ростислав Михайлович.
Приложения: 1) Закон Украины от 4 февраля 2015 года № 144-VIII «О лишении В. Януковича звания Президента Украины»;
2) выписка из Конституции Украины;
3) Решение Конституционного Суда Украины от 23 июня 1997 года № 2-зп (дело об актах органов Верховной Рады Украины);
4) Решение Конституционного Суда Украины от 30 октября 1997 года № 5-зп (дело К.Г. Устименко);
5) Решение Конституционного Суда Украины от 23 декабря 1997 года № 7-зп (дело о Счетной палате);
6) Решение Конституционного Суда Украины от 7 июля 1998 года № 11-рп/98 (дело о порядке голосования и повторного рассмотрения законов Верховной Радой Украины);
7) Решение Конституционного Суда Украины от 14 июня 2001 года № 8-рп/2001 (дело о поручении Генеральной прокуратуре Украины);
8) Решение Конституционного Суда Украины от 27 декабря 2001 года № 20-рп/2001 (дело об указах Президиума Верховной Рады Украины в отношении Компартии Украины, зарегистрированной 22 июля 1991 года);
9) Решение Конституционного Суда Украины от 10 декабря 2003 года № 19-рп/2003 (дело о неприкосновенности и импичменте Президента Украины);
10) Решение Конституционного Суда Украины от 1 апреля 2008 года № 4-рп/2008 (дело о Регламенте Верховной Рады Украины);
11) Решение Конституционного Суда Украины от 10 июня 2009 года № 14-рп/2009;
12) Решение Конституционного Суда Украины от 30 мая 2012 года № 12-рп/2012 (дело о законодательной инициативе).

П. ПОРОШЕНКО

Комментарии закрыты.