Следствие-допрос

20 Июнь 2015 автор: admin

СЛЕДСТВИЕ – ДОПРОС
Допрос – это разведывательный метод борьбы органов полиции с преступниками. В наших условиях допрос проводится аналитическим способом. При допросе, прежде всего, различаем темпераменты людей – их врожденные качества. Темпераменты бывают:
1. Сангвинический – чувствительный, изменчивый, порывистый и слабый.
2. Меланхолический – нечувствительный, стойкий, сильный. Меланхолия – глубокая задумчивость, психическая болезнь, самообвинение, часто ведет к самоубийству.
3. Холерический – чувствительный, сильный (человек легко обидчивый с сильными, легко меняющимися проявлениями).
4. Флегматичный – нечувствительный, сильный, мрачный, медленно воспринимает впечатления и слабо реагирует.
Кроме этих четырех темпераментов еще различаем:
а) аморфный;
б) апатичный – безразличный, мягкий. Апатия – отсутствие чувства горя и радости, в полном понимании – это безразличие, невосприимчивость внешних явлений;
в) нервозный – повышенная чувствительность нервов и воображения, неумение владеть собой;
г) сентиментальный – слишком восприимчивый, слезливый, расплывчатый;
д) пассивный.
Психология арестованного
1. У каждого человека после ареста появляется нервозность и волнение. Степень нервозности зависит от темперамента.
2. Сдержанность в разговоре: каждый арестованный всегда старается показать свои плюсы, а минусы скрыть. Старается выставить себя в положительном свете. Часто ссылается на свидетелей, которые доказали бы его невиновность, всегда скрывает темные стороны.
3. Арестованный старается овладеть положением, в которое попал и узнать:
а) что о нем знают – старается завязать разговор, чтобы выведать, что о нем знают: другой представляется, что для него все это удивительно, что он ничего не знает, в то же время старается составить план защиты.
б) следит за всеми окружающими его, старается узнать, что это за люди, пытается найти среди этих людей приятеля (конечно того – кто его обслуживает – курево, еда и т.д.).
в) старается выяснить, что с ним сделают. Если уверен, что его застрелят, использует любой способ для побега, даже тогда, когда во время следствия имеются только минимальные успехи. Чтобы узнать, что с ним сделают, арестованный анализирует отдельные вопросы следователя, подслушанные разговоры и делает выводы, очень часто ложные. У арестованного появляется сверхчувствительность, в результате чего он принимает на свой счет все услышанные разговоры. В это время часто арестованный не живет умом, а инстинктом самосохранения. Конечно, при неудачном побеге наступает перелом. Под влиянием инстинкта самосохранения у арестованного появляется сильная концентрация воли, и он внимательно следит за следователем, заметив невнимание с его стороны, старается все дела, не связывающие его, отложить.
4. Когда арестованный сознается, он старается оправдать себя, почему он так поступал. В нем пробуждается сознание, что его преступление слишком велико. Когда арестованный сознается, он внимательно следит за мимикой следователя, чтобы узнать, какое впечатление произвело его признание на следователя. Обычно арестованный говорит правду свободно и чувствует облегчение, будто избавился от тяжести. После такого признания арестованный хочет иметь какие-то льготы (например, ослабление режима, вежливое к нему отношение).
У некоторых типов после того, как они сознаются, наступает сильная реакция, арестованный представляет себе, что за преступление его могут застрелить, жалеет, что сознался, и пытается бежать.
При аресте нужно наблюдать, какую реакцию вызовет арест. Его нервозность надо использовать при запирательстве.
Поведение во время ареста должно убедить арестованного в том, что:
а) Это произошло ошибочно, чтобы не насторожить его.
б) Предотвратить представленное им алиби.
в) Неожиданным, прямым допросом привести арестованного к признанию.
Прямой допрос производится в том случае, если следователь знает психику арестованного и располагает уже проверенными материалами. Следователь немедленно после ареста должен использовать нервозность арестованного и сразу же приступить к допросу. В связи с тем, что арестованный старается собой овладеть, следователь не должен дать ему этой возможности.
К 3. а) Так как арестованный хочет выведать, что о нем знают, следователь должен обратить на это внимание при постановке ему вопросов и в поведении с ним.
На заявление: «спрашивайте – я буду отвечать» – следователь должен сказать: «говори всю правду». Если арестованный представляется, что не знает, за что он арестован, тогда следователь обычно говорит: «Ты знаешь, и мы знаем – говори». Это нервирует арестованного. Ввиду того, что арестованный хочет составить себе план защиты, следователь должен помешать ему в этом.
б) В связи с тем, что арестованный старается найти людей приветливых, следователь должен примениться к нему, дать ему закурить, развязать ему сперва руки, не ругать его, а отругать часового за плохое с ним обращение и т.п. Другой следователь должен представлять грозного, и когда допрашивает грозный, то первый не должен при этом присутствовать.
в) Так как арестованный подробно анализирует поведение окружения, не следует вести никаких переговоров при нем, а делать это так, чтобы он не видел. Нельзя забирать у арестованного вещи, вплоть до окончания следствия, они должны быть нетронуты и в таком месте, чтобы арестованный их видел. Нельзя отказывать арестованному в его просьбах: бритье, умывание, курение и т.д., нельзя бить его по голове, по почкам, т.к. это может привести к смерти.
После неудачного побега арестованного нельзя бить, а обходиться с ним вежливо и доказать ему его нетактичность. Ввиду того, что арестованный старается собрать свою волю и использовать невнимательность следователя в местах, которые его изобличают, следователь не смеет рассеивать свое внимание, а должен быть максимально внимателен. Ему нельзя нервничать в присутствии арестованного, а если у него такое состояние, должен прервать следствие и уйти.
Если допрос происходит при свете лампы, хорошо повернуть свет на арестованного, а самому быть в тени. Для большого нервирования арестованного следователь приказывает ему держать на коленях руки и т.д.
К 4. Своим поведением и мимикой следователь не должен дать возможности узнать, что он придает большое значение допросу – выражение лица должно быть спокойное.
Следователь должен убедить арестованного в том, что он не виноват, что его самого заставили работать и т.п., когда у арестованного наступит момент признания, следователь должен его использовать полностью и вытянуть из него побольше. Чтобы не терять времени, признание писать не надо, а следует его просто использовать. После признания допрашиваемый имеет различные желания – надо их удовлетворить. Обычно бывает так, что допрашиваемый дает показания о методах разведки, но в то же время пытается признаться в своей вине – предательстве. В таком случае оказывать давление на больные для него вопросы не следует, а стоит спрашивать о них несколько позже.
Если арестованных двое, то создается впечатление, что один выдает другого. Их следует изолировать. С целью психического воздействия на арестованных можно повести пропаганду, только надо знать, на чем его взять. Ее надо проводить реальным языком – это значит, что слова следователя не должны быть в разрыве с делами. Пропаганду разделяем на:
а) идейное воздействие;
б) пропаганда на почве семейных чувств;
в) пропаганда на почве личных чувств (характера и страстей);
г) доказательства, что арестованный будет жить.
К а) Идейное воздействие зависит от того, как воспитан арестованный и с кем имеет дело. Если он воспитан в чужой среде, то ему доказывают, что его идеи ложны, что это агентура оккупанта и т.д. Если человек нашего воспитания – ему указывают суть нашей борьбы, указывают на то, что большевики стараются восстановить брата против брата, однако это им не удается, ибо человек, насыщенный национальными чувствами, не может за короткое время стать изменником. Указывать на то, что у большевиков шаблон, что в данном населенном пункте они должны были иметь сексотов, что кто-то ими должен быть и если кто на это не согласится, угрожают Сибирью и т.п.
К б) Указывать на то, что семья арестованного порядочная, также как и он сам, и что только в такое трагическое для Украины время большевики сделали из него сексота; сказать, что если допрашиваемый не сознается во всем, то его застрелят, этим он опозорит свою семью и она почувствует это и т.д.
К в) Интересоваться здоровьем арестованного, если он болен – оказывать ему помощь, если арестованный специалист – указать, что такие люди пригодятся, они сейчас нужны. Доказывать, что большевики с такими людьми как он не считаются, посылают их на верную смерть, а сами за это получают ордена. Указывать на то, почему МГБ само не выполняет той собачьей работы, какую выполняет он и т.д.
К г) Доказывать ему, что если бы мы хотели его убить, то могли бы сделать это сразу, но что СБ не является тем, кто расстреливает людей, показать инструкцию и др., сказать, что если скажет правду, то будет жить, что нам нужны воины и т.п. В крайнем случае, сказать, что на основании материалов, имеющихся у нас в руках, его можно застрелить, однако от него требуют всей правды и он будет освобожден. Если арестованный захочет узнать, что мы знаем о нем, то надо ему сказать, что не говорим ему об этом потому, что хотим убедиться в его искренности. Только искренность является для него единственным выходом.
Указания допрашивающему:
Успех допроса зависит от:
1. Сбора компрометирующих материалов.
2. Квалификации следователя.
3. Положения допрашиваемого.
Допрос проводим аналитически, психологическими методами.
Непосредственное влияние на ход допроса имеет арест и конвоирование, которые нужно проводить в соответствии с общими методами следствия или его приемами.
1. Арест
а) Внутренняя агентура – арест проводим под видом вызова к орг. руководителю, перевода, посылки на связь, учебу и т.п.
б) Внешняя агентура – арест производим под предлогом указания дороги, указания желательных мест, людей и т.п.
А) Резидента арестовывать под предлогом призыва в УПА и др. Нельзя арестовать и говорить о том, что он арестован. Следует создать впечатление, что это недоразумение или какое-нибудь небольшое дело. Если посылают боевиков кого-нибудь арестовывать, то их следует хорошо проинструктировать как они должны себя вести.

2. Конвоирование
А) Конвоирование зависит от способа ареста. С точки зрения успеха дела, при конвоировании лучше не связывать руки, но с точки зрения безопасности, лучше связать, хотя это и могло быть не в пользу делу. При передаче арестованного вахтеру его следует хорошо проинструктировать, как он должен себя вести (проверка рук и т.п.).
По служебному – следует с арестованным поступить так – заковать в кандалы и проверить при передаче другому вахтеру. Конвоир не имеет права чистить оружие, спать и т.п. Если арестованных два – должен быть конвоир охраны. В сторону арестованного отводят два вахтера. Если с арестованным случится какой-нибудь случай, то в первую очередь отвечает тот, кто ведет следствие, а затем – охранявшие его. Если арестованный находится в укрытии, оружие надо держать отдельно или составить его в козлы, считаться с арестованным при устройстве его физиологических потребностей. Если арестованный у огня, то за него отвечает конвоир. При аресте конвоир обязательно должен иметь батарейный фонарик. Никогда не следует развязывать арестованному руки при вводе его в укрытие. Вахтеру запрещается говорить с арестованным, разве только в отдельных случаях, если ему укажет следователь – такой разговор имеет определенную цель.
Если по одному делу имеется несколько арестованных, их надо изолировать, чтобы они даже мимикой не могли между собой договориться.
Собственно допрос
Допрос разделяется на вступление и 3 части. Проводить его следует таким образом, чтобы объект не сориентировался, что он находится на следствии. Разговор вести сначала на свободные темы.
а) вступительный разговор с а) б) (внутренним) хорошо вести под видом требования отчета. Он будет тогда разговаривать о своей деятельности, о своих дополнительных сторонах.
В это время не следует задавать ему больных для него вопросов или указывать ему на то, что нас интересует. Надо вести разговор так, чтобы объект говорил сам, хорошо играть роль пропагандиста – это делается тогда, когда он еще не арестован.
б) Если же объект из внешней агентуры и уже арестован, вести разговор на свободную тему, дать ему возможность высказаться, причем самому следует маскироваться, представляя из себя труса, боящегося допросов, чтобы объект убедился, что имеет дело с обыкновенным человеком. Перед вступительной беседой следует изучить психологию объекта или дополнить законченное изучение, если он до этого разрабатывался. Во время вступительной беседы надо проверить память объекта.
1 часть допроса
В этой части спрашивать автобиографию. а) Если он не арестован еще, спрашивать его под углом проверки автобиографических данных. Для того чтобы он не сориентировался, надо провести аналогичные разговоры с другими воинами. В это время нельзя ставить никаких вопросов. Эта часть допроса должна быть краткой, цель ее – ориентация виновен объект или нет.
Этот рассказ-автобиографию следует выучить на память, чтобы в дальнейшем не обращать внимания на главное, а места подозрительные выбрать и подчеркнуть. Если главная мысль длинная и тяжело запоминается, надо незаметно ее записать, а затем выучить. В отдельных случаях надо предложить написать самому объекту, но это надо чем-то оправдать. Тут следует сделать выводы уже в самой методике. Обычно допрашиваемый старается законспирировать те места, которые его могут скомпрометировать, если не сориентируется и сам вспомнит о них, то говорит, что, мол, забыл.
2 часть допроса
В этой части допроса следует провести арест объекта, предупредить его, что он арестован и должен говорить правду. Следователь должен использовать этот случай в своих интересах. С этой целью он должен поступать соответствующим образом. Провести арест неожиданно, чтобы захватить врасплох объект. Надо провести основательный обыск. Следователю не следует спрашивать объекта о вещах, изъятых у него при обыске, и не говорить ему об этом. Лучше всего производить обыск в третьей части допроса, но обычно это делается во второй, чтобы объект тайно чего-нибудь не уничтожил.
В этой части еще раз спрашиваем автобиографию, но очень точно и не только о том, что нас интересует, но и обо всей его жизни, чтобы объект не ориентировался, что нас собственно интересует и что мы знаем. В целях детализации жизни объекта можно ставить дополнительные вопросы, но ни в коем случае не говорить о своих делах. Допрашивающий должен быть очень внимательным, чтобы не пропустить ни одного вопроса. В этой части допрашивающий должен выработать себе понятие о цели дела и жизни подозреваемого и доискиваться агентурной окраски.

3 часть допроса
В третьей части допроса жизнь допрашиваемого следует разделять на отдельные периоды (польские времена, первая большевистская оккупация, немецкая, вторая большевистская) и спрашивать о периодах не в хронологическом порядке, пусть допрашиваемый говорит, но очень точно. Разбитые периоды уже можно записывать. Чтобы все подробно выпытать, нужно ставить вспомогательные вопросы, нельзя задавать прямых вопросов о том, что мы знаем. В каждом случае нельзя давать объекту доказательственных материалов.
Свидетели:
Свидетелей следует допрашивать отдельно и на основании их показаний составить характеристику объекта. Показания свидетелей бывают:
1. Положительные свидетельства – если он приятель арестованного.
2. Отрицательные – если враг.
3. Объективные – если есть объективность.
Очная ставка
Если несколько человек допрашиваются по одному делу, то надо, чтобы они не знали друг о друге. В таких случаях делается немая очная ставка, при допросе можно провести очную ставку с разговором. Это делается тогда, когда допрашивающий делает вид, что арестованный говорит правду.
1. Арестованный скажет нам только то, что мы подскажем (прим. «Иван говори правду» или «Я сказал все, что знал»).
2. Во время очной ставки не допускать, чтобы объекты договорились даже мимикой (повернуть их друг к другу спиной).
Перекрестные вопросы:
В допросах не задавать перекрестных вопросов. Обычно допрос проводит один следователь, хотя их может быть и больше. Если есть больше, то они только следят за ходом дела и обмениваются между собой мнениями и замечаниями. Другой следователь только с разрешения ведущего дело может задавать вопросы, но если так не делается, то они только портят друг другу ведение дела.
Физическое принуждение
Физическое принуждение применяем в крайнем случае и еще тогда:
1. Когда следователь убежден, что объект преступник и принципиально не хочет говорить.
2. Когда допрашиваемый не реагирует на поставленные ему вопросы.
В случае, когда следователь убежден, что объект преступник и не хочет говорить и сознаваться, а все время лжет, тогда надо сделать так, чтобы на мелочах доказать ему его ложь.
Если есть два таких допрашиваемых, тогда случайно их соединить, а затем расспросить и доказать лживость показаний.
При такой очной ставке отыскать расхождения и оперировать ими в дальнейшем. Во время физического принуждения (нельзя увечить), нельзя так бить, чтобы допрашиваемый потерял надежду на жизнь. В это время нельзя объекту задавать вопросы. Признание, полученное во время физического принуждения, надо проверять, согласно агентурной методике.
При ликвидации дела обратить внимание на агентурные знаки (объект вышел, а другие попадали), не бить, если в один день не хочет сознаться в провале – надо анализировать агентурную методику объекта. Физическое принуждение перед другими надо скрывать.
Выполнение такового должно быть систематическим, чтобы постепенно сломить объект.
Конвейер
Выступает 2-3, а иногда и больше следователей. Один из них старший, руководит следствием, а остальные – помощники. Разговор ведет старший, а помощники уточняют некоторые пункты или во время перерыва первого следователя разговаривают с ним на различные темы. Таким образом не дадут ему возможности создать легенду. Цель конвейера психически и физически измотать агента.
Способ раскрытия легенд
Бывает тогда, когда несколько человек уточняют рассказ подозреваемого и уточняют при проверке легенд. На основании уточнений изобличается объект.
Разработка
Легенды побегов из Красной Армии, транспорта, лагеря, проверять маршруты по картам. Если имеется несколько допрашиваемых, надо спрашивать всех и записывать расхождения (напр., что ели, какими ложками, кто первый бежал, второй и т.д.). Инициатором побега всегда должен быть агент. Картой пользоваться так, чтобы объект не видел; лучше всего, чтобы он был убежден в том, что допрашивающий знает территорию.
Раскрытие с помощью т.н. «крючьев»
(Например, бежит из Катовице, шел по звездам, имел при себе игральные карты, документы, снимки). Агент может иметь несколько легенд – тогда переписывать их несколько раз – их следует подготовить и рассматривать по очереди.
Разработанные и режиссированные легенды
В этих случаях легенды раскрываются путем анализа. Разоблачать искусственность легенд (побег, как герой, ослабление изоляции, счастливый случай). Раскрывается с помощью точных описаний домов, комнат, планов домов, не был ли в камере оперработник, на основании описания людей, оперработник после побега потирает руки, дает курить – обратить внимание на организаторов групповых побегов.
Освобождение из тюрем, из рук органов полиции из-за недостатка компрометирующих материалов – легенды:
Их следует проверить на основании V раздела картотеки. Если нет картотеки, тогда с помощью разговоров уточнить, с кем работал, не был ли еще кто-нибудь из этих людей арестован, не провалился ли, какая была работа, велась ли конспиративно, могли ли о ней знать большевики. Таким образом раскрывать легенды на основании левых документов и фамилий.
Освобождение из Красной Армии по болезни – легенды:
Следует установить не перебрасывался ли объект в другую часть, не вызывала ли его какая-нибудь комендатура, политрук, не было ли каких-нибудь арестов в его части, роте, взводе. Установить, был ли настолько болен, что его могли освободить, если симулировал – имели ли возможность его проверить. Обращать внимание на побеги из Донбасса, переход через Днепр, очень тяжелый.
Проверка на допросах:
Рассматривать уточнения следствия, вербовки, способ связи и инструктаж (конечно провалы будут скрывать), объект может говорить, что большевики говорили ему делать то-то и то-то.
К скрытию связи с органами полиции – легенды:
Установить путем уточнения, например: был на просвечивании, ходил в летнюю школу – проанализировать отдельные случаи, обращать внимание на искусственность.
Для просьбы в подполье – легенда:
Следует уточнить все искусственные моменты, счастливое стечение обстоятельств, проявление храбрости и т.д.
Автобиографические легенды:
Обратить внимание на всех репрессированных большевиками, раскулаченных, СБУ, тех, что при немцах имели связь с организацией и т.п. Уточнять действительность, имеющую агентурную окраску, на основании методов оперативной работы (методика связей).
Полицейские приемы
Способ проведения вербовки, подписка, кличка. Обратить внимание на метод разведки: агентурные знаки, уточнить вид сексотов, сексот может сознаться в менее важных преступлениях, чтобы скрыть таким образом большие; может сознаться вплоть до подписания заявления, но не признаться так, чтобы его провалить.
Разработать агентурно-оперативные методы:
Обратить внимание на 5 основных точек агентурно-оперативной методики. Здесь нельзя задавать объекту вопросы.
а) Подбор объекта для агентурной работы: установить, не было ли вызовов в отделы кадров и т.п., не подружился ли случайно кто-нибудь с ним, не завязывал ли разговоров, не требовал ли писать автобиографию и чем это объяснял, не вызывали ли в какое-нибудь учреждение и о чем с ним говорили (изучение объекта).
Если был арестован, то не подружился ли с ним кто-нибудь из заключенных, не рассказывал ли объект кому-нибудь о своих переживаниях, не оказывал ли ему кто-нибудь бескорыстных услуг, не спрашивал ли объекта о других людях, не давал ли объекту литературы, оружия, не заходил ли кто-нибудь в дом объекта из людей, связанных с полицией, не был ли кто из родственников арестован, как долго сидел, о чем его спрашивали и т.п.
б) Вербовка: способ связи вербовки, как оперработники конспирируют контакт вербовки (напр. ехал в командировку), кто выдавал командировку, можно подозревать, что был связанный контакт вербовки; через арест, как, кто арестовывал, как обращались до и после вербовки, дали ли ту же камеру после вербовки, как конвоировали, допрашивали и вербовали, те же самые или другие люди, в той же комнате, где допрашивали раньше или нет, когда допрашивают, когда вербуют, сообщить время, как и что подписывал (фамилию, псевдоним), сколько раз, как освобождали, подробный текст легенды и ее режиссировки, режим в камере после вербовки, не был ли ослаблен режим, передачи, как осуществляется контроль камеры, кого используют на работах – пилке дров и т.п., подробное описание дома, размещение во всем доме. С этой целью разработать характерные черты самого оперработника и записать в протоколе список лиц, присутствовавших при вербовке, или тех, кто вербовал, также сообщить.
в) Контакты: где контактировался, как конспирировал контакты, переодевался ли оперработник в гражданскую одежду, всегда ли был в этой одежде, какую пользу приносил скрытым (тайникам), постоянно ли имел контакт с одним или другим оперработником, кто его затем забрал, старший или младший по рангу оперработник или сексот, принадлежавший МВД, которого передали МГБ, и как выглядела формальная передача (сильная конспирация связей сексота с оперработником указывает на полноценность сексота).
г) Указания – при разработке сексота надо полностью выпытать у него указания и инструктаж, полученные им от оперработника, взять способ их выполнения и помощи, которые оказывал оперработник сексоту во время выполнения задания. Для того чтобы выведать инструктаж, который сексот может не помнить, а может быть и не сможет рассказать весь инструктаж, надо помогать себе вопросами (напр. – как он должен был узнать проводника, как следить в поле и т.п.). При этом следует отличать инструктаж оперработника от опыта сексота.
Разработать отдельные приемы сексота в быту и на работе с расчетом на обстоятельства (напр. должен был оправдать свое пребывание в городе, где он никогда не был); как оперработник стимулировал сексота. Как выполнял поручения и как сексот отчитывался перед оперработником.
д) Ликвидация дел – разработать приемы ликвидации дел: конспирирование сексота (легенды, пропаганда, наушничанье, облавы и т.д.).

Комментарии закрыты.