Стратегия нацбезопасности Украины 2015

1 Июнь 2015 автор: admin

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ № 287/2015
О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 мая 2015 года «О Стратегии национальной безопасности Украины»
В соответствии со статьей 107 Конституции Украины постановляю:
1. Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 мая 2015 года «О Стратегии национальной безопасности Украины» (прилагается).
2. Утвердить Стратегию национальной безопасности Украины (прилагается).
3. Признать утратившими силу:
Указ Президента Украины от 12 февраля 2007 года № 105 «О Стратегии национальной безопасности Украины»;
статью 2 Указа Президента Украины от 8 июня 2012 года № 389 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 8 июня 2012 года «О новой редакции Стратегии национальной безопасности Украины».
4. Контроль за выполнением решения Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенного в действие настоящим Указом, возложить на Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования.
Президент Украины Петр ПОРОШЕНКО
26 мая 2015 года
Введено в действие
Указом Президента Украины
от 26 мая 2015 года
№ 287/2015
РЕШЕНИЕ
Совета национальной безопасности и обороны Украины
от 6 мая 2015 года
О Стратегии национальной безопасности Украины
Рассмотрев проект Стратегии национальной безопасности Украины и предварительные результаты проведения комплексного обзора сектора безопасности и обороны Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины решил:
1. Одобрить проект Стратегии национальной безопасности Украины и предложить его Президенту Украины для утверждения.
2. Работу Министерства обороны Украины по организации проведения комплексного обзора сектора безопасности и обороны Украины признать недостаточно эффективной.
3. Кабинету Министров Украины:
1) завершить до 30 мая 2015 года выполнение мероприятий комплексного обзора сектора безопасности и обороны Украины;
2) разработать и внести в месячный срок в установленном порядке на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны Украины комплексные предложения по реформированию органов сектора безопасности и обороны Украины;
3) обеспечивать привлечение общественности к подготовке проектов стратегических документов по вопросам реформирования Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований и правоохранительных органов государства;
4) обеспечить подготовку до 25 июня 2015 года с целью обеспечения последовательного перевооружения Вооруженных Сил Украины и других военных формирований на новые образцы вооружения и военной техники проекта концепции Государственной целевой оборонной программы развития вооружения и военной техники на период 2016 – 2020 годов;
5) утвердить в трехмесячный срок новую редакцию Морской доктрины Украины;
6) принять в установленном порядке меры по совершенствованию законодательства в сфере безопасности и обороны Украины с учетом новой Стратегии национальной безопасности Украины;
7) подготовить совместно с Национальным институтом стратегических исследований и подать в установленном порядке предложения по системе индикаторов (показателей) состояния национальной безопасности.
4. Министерству обороны Украины доработать в месячный срок с учетом замечаний Совместной рабочей группы Украина – НАТО по вопросам военной реформы высокого уровня проекты концептуальных документов в сфере национальной безопасности и обороны.
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины А. ТУРЧИНОВ
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента Украины
от 26 мая 2015 года
№ 287/2015
СТРАТЕГИЯ
национальной безопасности Украины
1. Общие положения
Революция достоинства (ноябрь 2013 года – февраль 2014 года) против коррумпированной власти, которая, сознательно игнорируя права, свободы и законные интересы граждан, под давлением извне пыталась помешать европейскому выбору Украинского народа, открыла перед Украиной возможности для построения новой системы отношений между гражданином, обществом и государством на основе ценностей свободы и демократии.
Стараясь помешать стремлению Украинского народа к европейскому будущему, Россия оккупировала часть территории Украины – Автономную Республику Крым и город Севастополь, развязала военную агрессию на Востоке Украины и пытается разрушить единство демократического мира, ревизовать мировой порядок, сформировавшийся после окончания Второй мировой войны, подорвать основы международной безопасности и международного права, сделав возможным безнаказанное применение силы на международной арене.
Российская угроза, имеющая долгосрочный характер, другие коренные изменения во внешней и внутренней среде безопасности обусловливают необходимость создания новой системы обеспечения национальной безопасности Украины, что предусматривает настоящая Стратегия.
Политика национальной безопасности Украины основывается на уважении к нормам и принципам международного права. Украина будет защищать свои фундаментальные ценности, определенные Конституцией и законами Украины, – независимость, территориальную целостность и суверенитет, достоинство, демократию, человека, его права и свободы, верховенство права, обеспечение благосостояния, мир и безопасность. Их защиту обеспечат эффективные Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования, созданные в соответствии с законами Украины, разведывательные, контрразведывательные и правоохранительные органы государства, динамическое развитие экономики Украины.
Настоящая Стратегия национальной безопасности Украины направлена на реализацию до 2020 года определенных ею приоритетов государственной политики национальной безопасности, а также реформ, предусмотренных Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, ратифицированным Законом Украины от 16 сентября 2014 года № 1678-VII, и Стратегией устойчивого развития «Украина – 2020», утвержденной Указом Президента Украины от 12 января 2015 года № 5.
2. ЦЕЛИ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
Основными целями настоящей Стратегии являются:
минимизация угроз государственному суверенитету и создание условий для восстановления территориальной целостности Украины в пределах международно-признанной государственной границы Украины, гарантирование мирного будущего Украины как суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства;
утверждение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение нового качества экономического, социального и гуманитарного развития, обеспечение интеграции Украины в Европейский Союз и формирования условий для вступления в НАТО.
Для достижения обозначенных целей необходимо:
укрепление Украинского государства путем обеспечения последовательного социально-политического и социально-экономического развития Украины;
качественно новая государственная политика, направленная на эффективную защиту национальных интересов в экономической, социальной, гуманитарной и других сферах, комплексное реформирование системы обеспечения национальной безопасности и создание эффективного сектора безопасности и обороны Украины;
новое внешнеполитическое позиционирование Украины в мире в условиях нестабильности глобальной системы безопасности.
3. АКТУАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
3.1. Агрессивные действия России, которые осуществляются для истощения украинской экономики и подрыва общественно-политической стабильности с целью разрушения государства Украина и захвата ее территории, а именно:
военная агрессия, участие регулярных войск, советников, инструкторов и наемников в боевых действиях на территории Украины;
разведывательно-подрывная и диверсионная деятельность, действия, направленные на разжигание межэтнической, межконфессиональной, социальной розни, сепаратизма и терроризма, создание и всесторонняя поддержка, в частности военная, марионеточных квазигосударственных образований на временно оккупированной территории части Донецкой и Луганской областей;
временная оккупация территории Автономной Республики Крым и города Севастополя и дальнейшие действия для дестабилизации обстановки в Балто-Черноморско-Каспийском регионе;
наращивание военных группировок у границ Украины и на временно оккупированной территории Украины, в том числе размещение на полуострове Крым тактического ядерного оружия;
блокирование усилий Украины в отношении противодействия монополизации стратегических областей национальной экономики российским капиталом, в отношении избавления от зависимости от монопольных поставок критического сырья, прежде всего энергетических ресурсов;
торгово-экономическая война;
информационно-психологическая война, принижение украинского языка и культуры, лживое изложение украинской истории, формирование российскими средствами массовой коммуникации альтернативной действительности искривленной информационной картины мира.
3.2. Неэффективность системы обеспечения национальной безопасности Украины:
несформированность сектора безопасности и обороны Украины (далее – сектор безопасности и обороны) как целостного функционального объединения, управляемого из единого центра;
институциональная слабость, непрофессионализм, структурная несбалансированность органов сектора безопасности и обороны;
недостаточность ресурсного обеспечения и неэффективное использование ресурсов в секторе безопасности и обороны Украины;
отсутствие эффективных внешних гарантий безопасности Украины;
деятельность незаконных вооруженных формирований, рост преступности, незаконное использование огнестрельного оружия.
3.3. Коррупция и неэффективная система государственного управления:
распространение коррупции, ее укоренение во всех сферах государственного управления;
слабость, дисфункциональность, устаревшая модель публичных институтов, депрофессионализация и деградация государственной службы;
осуществление государственными органами деятельности в корпоративных и личных интересах, что приводит к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан и субъектов хозяйственной деятельности.
3.4. Экономический кризис, истощение финансовых ресурсов государства, снижение уровня жизни населения:
монопольно-олигархическая, низкотехнологичная, ресурснозатратная экономическая модель;
отсутствие четко обозначенных стратегических целей, приоритетных направлений и задач социально-экономического, военно-экономического и научно-технического развития Украины, а также эффективных механизмов концентрации ресурсов для достижения таких целей;
высокий уровень «тенизации» и криминализации национальной экономики, уголовно-клановая система распределения общественных ресурсов;
деформированное государственное регулирование и коррупционное давление на бизнес;
чрезмерная зависимость национальной экономики от внешних рынков;
неэффективное управление государственным долгом;
уменьшение благосостояния домохозяйств и рост уровня безработицы;
активизация миграционных процессов вследствие боевых действий;
разрушение экономики и систем жизнеобеспечения на временно оккупированных территориях, потеря их человеческого потенциала, незаконный вывоз производственных фондов на территорию России.
3.5. Угрозы энергетической безопасности:
искажение рыночных механизмов в энергетическом секторе;
недостаточный уровень диверсификации источников поставок энергоносителей и технологий;
криминализация и коррумпированность энергетической сферы;
недейственная политика энергоэффективности и энергообеспечения.
3.6. Угрозы информационной безопасности:
ведение информационной войны против Украины;
отсутствие целостной коммуникативной политики государства, недостаточный уровень медиакультуры общества.
3.7. Угрозы кибербезопасности и безопасности информационных ресурсов:
уязвимость объектов критической инфраструктуры, государственных информационных ресурсов к кибератакам;
физическая и моральная устарелость системы охраны государственной тайны и других видов информации с ограниченным доступом.
3.8. Угрозы безопасности критической инфраструктуры:
критическая изношенность основных фондов объектов инфраструктуры Украины и недостаточный уровень их физической защиты;
недостаточный уровень защищенности критической инфраструктуры от террористических посягательств и диверсий;
неэффективное управление безопасностью критической инфраструктуры и систем жизнеобеспечения.
3.9. Угрозы экологической безопасности:
чрезмерное антропогенное воздействие и высокий уровень техногенной нагрузки на территорию Украины;
негативные экологические последствия Чернобыльской катастрофы;
значительный объем отходов производства и потребления и ненадлежащий уровень их вторичного использования, переработки и утилизации;
неудовлетворительное состояние единой государственной системы и сил гражданской защиты, системы мониторинга окружающей среды.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
4.1. Восстановление территориальной целостности Украины
Восстановление территориальной целостности Украины и целостности демократических институтов на всей ее территории, реинтеграция временно оккупированных территорий после их освобождения является стратегической задачей политики национальной безопасности.
Исходя из приоритета мирных средств, Украина будет использовать все возможные средства защиты своей территориальной целостности, которые не противоречат международному праву.
Залогом национальной безопасности и восстановления территориальной целостности Украины являются мощные Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования в соответствии с законами Украины о военных формированиях, обеспеченные современным вооружением и военной техникой, активная внешнеполитическая деятельность, эффективные разведывательные, контрразведывательные и правоохранительные органы.
4.2. Создание эффективного сектора безопасности и обороны
Формирование и развитие сектора безопасности и обороны Украины, который должен обеспечить адекватное и гибкое реагирование на угрозы, рационально используя возможности и ресурсы, является приоритетом политики национальной безопасности. При этом необходимо обеспечить:
комплексное усовершенствование законодательства по вопросам национальной безопасности и обороны Украины, в частности принятие новой редакции Закона Украины о внесении изменений в Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» (новая редакция), который определит механизмы управления в сфере национальной безопасности и обороны, нормирует структуры и состав сектора безопасности и обороны, систему управления, координации и взаимодействия его органов;
централизованное управление сектором безопасности и обороны в мирное время, в кризисных ситуациях, которые угрожают национальной безопасности, и в особый период, межведомственную координацию и взаимодействие;
согласование концепций (программ) реформирования и развития органов сектора безопасности и обороны и оборонно-промышленного комплекса по единому плану;
совершенствование государственной системы стратегического планирования, создание единой системы мониторинга, анализа, прогнозирования и принятия решений в сфере национальной безопасности и обороны, обеспечение эффективной координации и функционирования единой системы ситуационных центров профильных органов государственной власти сектора безопасности и обороны Украины;
внедрение интегрированной системы образования, боевой и специальной подготовки персонала для органов сектора безопасности и обороны с привлечением преподавателей, инструкторов из стран – членов НАТО, ЕС, формирование новой культуры безопасности;
совершенствование бюджетной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороны Украины путем поэтапного увеличения соотношения бюджетных расходов сектора безопасности и обороны на развитие, боевую подготовку и оперативную деятельность в соответствии с практикой стран – членов НАТО;
применение программно-целевого подхода к определению объемов финансовых и материально-технических ресурсов, необходимых для эффективного функционирования органов сектора безопасности и обороны и оборонно-промышленного комплекса;
профессионализацию сектора безопасности и обороны, повышение профессионального уровня персонала, эффективную его мотивацию к надлежащему выполнению задач по назначению, максимально целесообразное сокращение обслуживающих подразделений органов этого сектора;
качественное совершенствование системы демократического гражданского контроля над органами сектора безопасности и обороны, усиление парламентского контроля в этой сфере;
развитие системы военно-патриотического воспитания, внедрение программ военной подготовки и гражданской защиты в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях.
4.3. Повышение обороноспособности государства
Обеспечение готовности государства, его экономики и общества к обороне и отражению внешней агрессии в любых формах и проявлениях (в том числе в форме гибридной войны), повышение уровня обороноспособности государства является ключевым приоритетом политики национальной безопасности.
Основными задачами в этой сфере являются:
подготовка государства к отражению вооруженной агрессии, повышение способности органов государственной власти, военного управления и органов местного самоуправления, сил обороны, системы гражданской защиты, оборонно-промышленного комплекса к функционированию в условиях кризисных ситуаций, которые угрожают национальной безопасности, и особого периода;
реформирование сил обороны с ориентацией на создание высокоэффективных боеспособных подразделений Вооруженных Сил Украины и других, созданных в соответствии с законами Украины военных формирований, обеспечение приоритета их качественных, а не количественных характеристик;
реформирование системы мобилизационной подготовки и мобилизации, формирование надлежащих условий для комплектования Вооруженных Сил Украины, других, созданных в соответствии с законами Украины военных формирований обученным персоналом, реализация при этом принципа экстерриториальности, создание электронного реестра военнообязанных;
создание мощного, многочисленного, военно-обученного резерва, приписанного к определенным военным частям, готового к быстрому развертыванию и способного выполнять задачи по назначению;
активизация подготовки населения и территории страны к выполнению задач обороны, усовершенствование системы территориальной обороны;
модернизация и опережающее развитие оборонно-промышленного комплекса, наращивание его производственных мощностей, разработка конкурентоспособных на мировом рынке вооружений и военной техники, импортозамещение и увеличение собственного производства критических комплектующих и материалов;
углубление оборонно-промышленного и военно-технического сотрудничества с другими странами, прежде всего государствами – членами НАТО, ЕС, достижение полной независимости от России в вопросах производства вооружений и военной техники;
поддержка перспективных, практически направленных научных исследований в сфере национальной безопасности и обороны;
направление двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-партнерами на обеспечение обороноспособности Украины, получение современных образцов вооружения и военной техники, содействие снятию искусственных ограничений в сфере военно-технического сотрудничества.
Приоритетом в этой сфере является реформирование Вооруженных Сил Украины с целью обеспечения их эффективности, мобильности, оснащения современным вооружением, военной и специальной техникой и на основе этого – способности обеспечить оборону государства.
В среднесрочной перспективе Вооруженные Силы Украины будут комплектоваться по смешанному принципу с постепенным наращиванием контрактной составляющей и созданием многочисленного высокомобильного резерва первой очереди.
Реформа Вооруженных Сил Украины предусматривает:
уточнение функций и задач, пересмотр структуры и численности, повышение качества личного состава, усовершенствование системы управления и подготовки войск, их оснащение современным вооружением, военной и специальной техникой;
устранение дублирования функций Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, внедрение централизованной структуры руководства обороной государства;
формирование Объединенного оперативного штаба как органа управления межвидовыми и межведомственными группировками войск (сил);
развитие Сил специальных операций Вооруженных Сил Украины в соответствии с доктринами и стандартами НАТО;
усовершенствование и развитие на современной технологической базе в соответствии со стандартами НАТО системы управления, защищенных коммуникаций, разведки, радиоэлектронной борьбы, получение оперативного доступа к данным аэрокосмической разведки;
усиление контрразведывательной защиты Вооруженных Сил Украины, приведение систем военной разведки и военной контрразведки в соответствие со стандартами НАТО;
укрепление боевого потенциала ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины, принятие на вооружение современных ракетных комплексов национального производства, способных обеспечивать сдерживание агрессора;
модернизацию авиации и системы противовоздушной обороны Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины, обеспечение их способности адекватно реагировать на военные угрозы;
формирование адекватных угрозам военно-морских возможностей Украины, обеспечение обороны морского побережья государства, развитие необходимой инфраструктуры базирования Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, а также ее восстановление в Крыму после возвращения временно оккупированной территории под контроль Украины;
реформирование системы материально-технического и медицинского обеспечения Вооруженных Сил Украины, внедрение электронных систем учета материально-технических ресурсов, приведение объемов неприкосновенных запасов материальных средств в соответствие с реальными потребностями в этих запасах;
усовершенствование военной кадровой политики, повышение престижа военной службы, улучшение финансового и социального обеспечения военнослужащих и членов их семей;
обеспечение максимальной взаимосовместимости Вооруженных Сил Украины с вооруженными силами государств – членов НАТО путем внедрения стандартов Североатлантического альянса;
укрепление воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах Украины, создание Военной полиции.
4.4. Реформирование и развитие разведывательных, контрразведывательных и правоохранительных органов
Реформирование и развитие разведывательных, контрразведывательных и правоохранительных органов Украины должно осуществляться на основе принципов верховенства права, патриотизма, компетентности, департизации, целесообразной демилитаризации, координации и взаимодействия, распределения задач и устранения дублирования функций, демократического гражданского контроля и прозрачности.
Реформа Службы безопасности Украины преследует цель создания динамичной, укомплектованной высокопрофессиональными специалистами, обеспеченной современными материальными и техническими средствами специальной службы, способной эффективно защищать государственный суверенитет, конституционный строй и территориальную целостность Украины.
При этом будет обеспечена концентрация усилий на:
контрразведывательной деятельности;
нейтрализации сепаратистских и экстремистских движений и организаций;
обеспечении государственной безопасности в сферах борьбы с терроризмом; экономической, информационной, кибернетической безопасности;
защите государственной тайны;
содействии быстрому и эффективному обмену информацией с государствами – членами НАТО, ЕС на основе взаимного доверия.
Целесообразно также обеспечить передачу большинства правоохранительных функций, кроме борьбы с преступлениями против основ национальной безопасности, от Службы безопасности Украины к правоохранительным органам.
Целями реформы разведывательных органов Украины является приоритетное развитие разведывательных возможностей Украины, обеспеченное на основе согласованного функционирования разведывательных органов. Будет принята Национальная разведывательная программа, в рамках реализации которой необходимо:
сосредоточить усилия разведывательных органов на приоритетных направлениях обеспечения национальной безопасности;
расширить возможности агентурной разведки;
обеспечить развитие возможностей технической разведки, электронного перехвата и мониторинга телекоммуникаций, а также киберразведки, создание современной системы аэрокосмической разведки на основе новых технологических решений;
усовершенствовать информационно-аналитическую деятельность и обработку открытых источников информации;
усилить координацию разведывательных органов и их взаимодействие между собой, в том числе для подготовки согласованных разведывательных оценок;
укрепить взаимодействие разведывательных органов с партнерскими спецслужбами стран – членов НАТО, в частности используя конкретные меры для построения взаимного доверия.
Реформа Министерства внутренних дел Украины должна обеспечить максимально целесообразную консолидацию правоохранительной деятельности в сфере его ответственности, избавление от несвойственных контрольных и разрешительных функций, повышение уровня доверия граждан к правоохранительным органам, трансформацию в гражданский центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует гражданскую политику в сферах правоохранительной деятельности, защиту государственной границы, миграционной деятельности и гражданской защиты.
Национальная же полиция как центральный орган исполнительной власти, деятельность которого будет направляться через Министра внутренних дел Украины, будет выполнять функции в сферах противодействия преступности, в частности организованной, и обеспечения общественного порядка; для поддержания общественного порядка на местах органы местного самоуправления будут создавать в рамках собственных бюджетов муниципальную полицию.
Развитие Национальной гвардии Украины как военного формирования с правоохранительными функциями должно быть направлено на увеличение ее возможностей в отношении обеспечения общественной безопасности, физической защиты объектов критической инфраструктуры, участия в охране и обороне государственной границы, а также поддержки операций Вооруженных Сил Украины в кризисных ситуациях, которые угрожают национальной безопасности, и в особый период.
Развитие Государственной пограничной службы Украины как военного формирования должно обеспечить эффективную реализацию политики безопасности в сфере защиты и охраны государственной границы Украины, а также охраны суверенных прав Украины в ее исключительной (морской) экономической зоне, в том числе путем создания системы интегрированного управления безопасностью государственной границы Украины, усовершенствования информационной, оперативной, технической, физической составляющих, внедрения современных систем контроля, создания надлежащим образом оснащенных мобильных пограничных отрядов.
Развитие Государственной миграционной службы Украины должно быть направлено на обеспечение прав и свобод граждан, предоставление качественных административных услуг, эффективный контроль за миграционными процессами, борьбу с нелегальной миграцией, защиту национального рынка трудовых ресурсов, содействие внедрению безвизового режима с Европейским Союзом.
Развитие Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям должно обеспечить повышение ее способности относительно эффективного управления единой государственной системой гражданской защиты; оснащение сил гражданской защиты современными видами техники, средствами и снаряжением; оптимизацию дислокации ее подразделений, внедрение системы экстренной помощи населению по единому телефонному номеру, подготовку и просвещение населения относительно норм и правил поведения в условиях чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Украины должно быть создано в Украине Государственного бюро расследований Украины как государственный правоохранительный орган, ответственный за проведение уголовных расследований. Необходимо завершить реформирование органов прокуратуры в соответствии с нормами и стандартами Европейского Союза.
4.5. Реформирование системы государственного управления, новое качество антикоррупционной политики
Государственное управление должно основываться на принципах верховенства права, равенства граждан перед законом, честности и прозрачности власти, а его приоритетом должна стать защита прав, свобод и законных интересов граждан, национальных интересов Украины. При этом следует обеспечить:
очищение власти от коррупционеров и агентуры иностранных спецслужб, непрофессионалов, политической конъюнктуры, невозможность преобладания личных, корпоративных, региональных интересов над общенациональными;
реформирование института государственной службы, формирование высококвалифицированного, патриотического, политически нейтрального корпуса государственных служащих, реформирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственной службы, внедрение современных этических норм государственных служащих, военнослужащих, работников правоохранительных органов;
децентрализацию функций государства и бюджетных ресурсов;
открытость, прозрачность и подотчетность государственных органов, внедрение электронного управления.
Эффективное государственное управление требует последовательной антикоррупционной политики, которая будет осуществляться путем:
ограничения контрольно-регуляторных функций государства;
мотивации работников государственных органов к добросовестному труду;
обеспечения неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения.
При этом необходимо:
усовершенствовать процедуру проверки на добродетельность и обеспечить действенный мониторинг образа жизни, доходов и расходов государственных служащих;
обеспечить прозрачность расходов Государственного и местных бюджетов;
завершить формирование и обеспечить эффективную деятельность Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции; а также обеспечить взаимодействие в рамках задач и структуры, определенных законодательством, между Национальным антикоррупционным бюро и Государственным бюро расследований Украины;
активизировать взаимодействие с международными антикоррупционными организациями, в частности с Группой государств Совета Европы против коррупции (GRECO), внедрение лучших практик.
4.6. Интеграция в Европейский Союз
Разделяя общие с ЕС ценности и стратегические цели, Украина рассматривает интеграцию в политические и экономические структуры Европейского Союза как приоритетное направление своей внешней и внутренней политики.
Соглашение об ассоциации между Украиной и определяет стратегические ориентиры для проведения системных политических и социально-экономических реформ в Украине, широкомасштабной адаптации законодательства Украины к нормам и правилам ЕС. Украина обеспечит постепенную конвергенцию в сфере внешней и оборонной политики и будет развивать взаимодействие в рамках Совместной политики в сфере безопасности и обороны ЕС для усиления возможностей сектора безопасности и обороны, а также поддержания международной безопасности и стабильности.
Приоритетом является формирование ключевых предпосылок, необходимых для обретения Украиной членства в ЕС – важной гарантии демократического развития, экономического благосостояния и укрепления безопасности. Членство Украины в ЕС будет способствовать улучшению климата доверия и безопасности в регионах Восточной Европы и Черного моря.
4.7. Особое партнерство с НАТО
Украина рассматривает развитие особого партнерства с НАТО на основе Хартии об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического договора, подписанной 9 июля 1997 года, Декларации о ее дополнении от 21 августа 2009 года и Годовых национальных программ сотрудничества Украина – НАТО как приоритетное направление своей политики безопасности.
Сотрудничество с НАТО способствует утверждению в Украине демократических ценностей, формированию стабильной сферы безопасности, является важным инструментом поддержки реформ, в частности в секторе безопасности и обороны, а также обеспечивает совместное противодействие современным вызовам и угрозам безопасности.
Исходя из долгосрочной цели присоединения к общеевропейской системе безопасности, основу которой составляет НАТО, Украина будет углублять сотрудничество с Альянсом с целью достижения критериев, необходимых для обретения членства в этой организации, по направлениям:
углубление политического диалога по вопросам внедрения демократических реформ и обеспечения региональной безопасности;
реализация кратко- и среднесрочных мероприятий по повышению обороноспособности Украины, в частности проведение совместных учений;
развитие взаимодействия в сфере планирования безопасности и обороны, в частности путем периодического проведения комплексного обзора сектора безопасности и обороны Украины, по результатам которого будут уточняться документы по планированию обороны и безопасности;
внедрение реформ в секторе безопасности и обороны в соответствии со стандартами НАТО;
создание эффективного механизма реагирования на кризисные ситуации, которые угрожают национальной безопасности;
участие в операциях НАТО по поддержанию мира и безопасности;
развитие способностей по предотвращению и борьбе с терроризмом, а также совместной борьбы с терроризмом;
имплементация принципов Инициативы НАТО по построению целостности, прозрачности, добродетельности и снижению коррупционных рисков в секторе безопасности и обороны;
развитие совместных программ подготовки персонала органов сектора безопасности и обороны, в частности Программы профессионального развития;
взаимодействие в сферах энергетической безопасности, науки и технологий и защиты окружающей среды.
Приоритетной задачей является достижение полной совместимости сектора безопасности и обороны с соответствующими структурами стран – членов НАТО, что должно обеспечить возможность обретения в будущем членства Украины в Североатлантическом альянсе с целью получения действенных гарантий государственного суверенитета и территориальной целостности Украины.
4.8. Обеспечение национальной безопасности во внешнеполитической сфере
Отказавшись от политики внеблоковости, которая не обеспечила территориальной целостности государства, Украина в среднесрочной перспективе будет опираться на собственные возможности и оставляет за собой право выбирать участие в системах коллективной безопасности и обороны как способ обеспечения государственного суверенитета и территориальной целостности Украины.
Внешние гарантии безопасности будут обеспечиваться путем формирования сети союзничества как с отдельными государствами и региональными организациями и инициативами (путем заключения соглашений о совместной обороне или военной помощи), так и с международными организациями по безопасности (путем участия в механизмах коллективной безопасности).
Внешнеполитическая деятельность Украины в сфере гарантирования национальной безопасности государства будет опираться на политику европейской и евроатлантической интеграции и осуществляться на разных уровнях – глобальном, региональном, субрегиональном.
На глобальном уровне Украина рассматривает углубление стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки как гарантом международной безопасности на евроатлантическом пространстве на основе Хартии Украина – США о стратегическом партнерстве от 19 декабря 2008 года как главный внешнеполитический приоритет. Украина будет стремиться к стратегическому развитию взаимодействия на основе партнерских отношений с другими государствами – ключевыми центрами влияния, в частности КНР. Будет продолжаться активное использование глобальных форматов – международных организаций, прежде всего ООН, «Группы двадцати», «Группы семи», других механизмов, направленных на укрепление мира и стабильности в мире, соблюдение норм международного права и справедливое урегулирование конфликтов.
Украина будет способствовать процессу ядерного разоружения, а также поддерживать инициативы по заключению универсального международного договора о гарантиях безопасности, прежде всего безъядерным государствам, который бы содержал четкий перечень обязательств и действий сторон в случае его нарушения, в том числе в контексте применения санкций к государству-нарушителю. Украина стремится к созданию на основе Меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (Будапештский меморандум) эффективного механизма гарантирования своего государственного суверенитета и территориальной целостности.
Агрессия России против Украины увеличила актуальность реформирования Совета Безопасности ООН. Поэтому в рамках работы Генеральной Ассамблеи ООН внимание сосредоточится на поддержке таких инициатив по реформированию Совета Безопасности ООН, которые обеспечат его адекватное реагирование на нарушения международного права, даже если нарушитель является постоянным членом этого органа.
Усилия на региональном уровне будут направлены на создание эффективной системы взаимодействия в Центральной и Восточной Европе с целью обеспечения безопасности и стабильности. Для этого будут использоваться в первую очередь инструменты и возможности ОБСЕ и Совета Европы. Особое внимание будет уделяться формированию механизмов обеспечения безопасности в регионе Черного моря.
Украина будет проводить совместно с другими европейскими союзниками политику денуклеаризации и демилитаризации Черноморского региона; способствовать возвращению к режиму обновленного Договора об обычных вооруженных силах в Европе; принимать активное участие в разработке существующих и внесении новых инициатив по безопасности, направленных на укрепление стабильности и коллективной безопасности в Европе.
На субрегиональном уровне Украина будет продолжать активно использовать существующие форматы – «Веймарский треугольник», «Вышеградскую группу», ГУАМ, ЦЕИ, ОЧЭС и т.д. – с целью обеспечения защиты территориальной целостности и суверенитета государства, реализации экономических и энергетических проектов и инициатив.
С целью осуществления активной внешнеполитической деятельности развитие Министерства иностранных дел Украины должно быть направлено на формирование внешнеполитического ведомства европейского образца, обеспеченного необходимыми для эффективного продвижения национальных интересов государства ресурсами и возможностями.
4.9. Обеспечение экономической безопасности
Основным содержанием экономических реформ является создание условий для преодоления бедности и чрезмерного имущественного расслоения в обществе, приближение социальных стандартов к уровню стран Центральной и Восточной Европы – членов ЕС, достижение экономических критериев, необходимых для обретения Украиной членства в ЕС.
Ключевым условием нового качества экономического роста является укрепление экономической безопасности путем:
«деолигархизации», демонополизации и дерегуляции экономики, защиты экономической конкуренции, упрощения и оптимизации системы налогообложения, формирования благоприятного бизнес-климата;
эффективного применения механизма специальных экономических и других ограничительных мер (санкций), невозможности контроля стратегических отраслей капиталом государства-агрессора;
создания лучших в Центральной и Восточной Европе условий для инвесторов, привлечения иностранных инвестиций в ключевые отрасли экономики, в частности в энергетический и транспортный сектора, как инструмента обеспечения национальной безопасности;
обеспечения готовности экономики к отражению Украиной вооруженной агрессии;
развития оборонно-промышленного комплекса как мощного высокотехнологичного сектора экономики, способного играть ключевую роль в ее ускоренной инновационной модернизации;
юридической защиты в международных институтах имущественных интересов физических и юридических лиц Украины и Украинского государства, нарушенных Россией;
повышения устойчивости национальной экономики к негативным внешним воздействиям, диверсификации внешних рынков, торговых и финансовых потоков;
обеспечения целостности и защиты инфраструктуры в условиях кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности, и особого периода;
эффективного использования бюджетных средств, международной экономической помощи и ресурсов международных финансовых организаций, действенного контроля за состоянием государственного долга;
стабилизации банковской системы, обеспечения прозрачности денежно-кредитной политики и восстановления доверия к отечественным финансовым институтам;
системного противодействия организованной экономической преступности и «тенизации» экономики на основе формирования преимуществ легальной хозяйственной деятельности и одновременно консолидации институциональных возможностей финансовых, налоговых, таможенных и правоохранительных органов, выявления активов организованных преступных группировок и их конфискации.
4.10. Обеспечение энергетической безопасности
Приоритетами обеспечения энергетической безопасности Украины являются:
реформирование энергетических рынков, обеспечение прозрачности хозяйственной деятельности, конкуренции на этих рынках и их демонополизация, интеграция энергетического сектора Украины в энергетические рынки ЕС и системы европейской энергетической безопасности;
повышение энергетической эффективности и обеспечение энергосбережения;
диверсификация источников и маршрутов энергоснабжения, преодоление зависимости от России в поставках энергетических ресурсов и технологий, развитие возобновляемой и ядерной энергетики с учетом приоритетности задач экологической, ядерной и радиационной безопасности;
создание условий для надежного энергообеспечения и транзита энергоресурсов по территории Украины, защищенности энергетической инфраструктуры от террористической угрозы;
формирование системы энергообеспечения национальной экономики и общества в особый период.
4.11. Обеспечение информационной безопасности
Приоритетами обеспечения информационной безопасности являются:
обеспечение наступательности мер политики информационной безопасности на основе асимметричных действий против всех форм и проявлений информационной агрессии;
создание интегрированной системы оценки информационных угроз и оперативного реагирования на них;
противодействие информационным операциям против Украины, манипуляциям общественным сознанием и распространению искаженной информации, защита национальных ценностей и укрепление единства украинского общества;
разработка и реализация скоординированной информационной политики органов государственной власти;
выявление субъектов украинского информационного пространства, которые созданные и/или используются Россией для ведения информационной войны против Украины, и предотвращение их подрывной деятельности;
создание и развитие институтов, отвечающих за информационно-психологическую безопасность, с учетом практики государств – членов НАТО;
совершенствования профессиональной подготовки в сфере информационной безопасности, внедрение общенациональных образовательных программ по медиакультуре с привлечением гражданского общества и бизнеса.
4.12. Обеспечение кибербезопасности и безопасности информационных ресурсов
Приоритетами обеспечения кибербезопасности и безопасности информационных ресурсов являются:
развитие информационной инфраструктуры государства;
создание системы обеспечения кибербезопасности, развитие сети реагирования на компьютерные чрезвычайные события (СЕRТ);
мониторинг киберпространства с целью своевременного выявления, предотвращения киберугрозами и их нейтрализации;
развитие возможностей правоохранительных органов по расследованию киберпреступлений;
обеспечение защищенности объектов критической инфраструктуры, государственных информационных ресурсов от кибератак, отказ от программного обеспечения, в частности антивирусного, разработанного в Российской Федерации;
реформирование системы охраны государственной тайны и иной информации с ограниченным доступом, защита государственных информационных ресурсов, систем электронного управления, технической и криптографической защиты информации с учетом практики государств – членов НАТО и ЕС;
создание системы подготовки кадров в сфере кибербезопасности для нужд органов сектора безопасности и обороны;
развитие международного сотрудничества в сфере обеспечения кибербезопасности, интенсификация сотрудничества Украины и НАТО, в частности в рамках Трастового фонда НАТО для усиления возможностей Украины в сфере кибербезопасности.
4.13. Обеспечение безопасности критической инфраструктуры
Приоритетами обеспечения безопасности критической инфраструктуры являются:
комплексное совершенствование правовой основы защиты критической инфраструктуры, создание системы государственного управления ее безопасностью;
усиление охраны объектов критической инфраструктуры, в частности энергетической и транспортной;
налаживание сотрудничества между субъектами защиты критической инфраструктуры, развитие государственно-частного партнерства в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них;
разработка и внедрение механизмов обмена информацией между государственными органами, частным сектором и населением относительно угроз критической инфраструктуре и защиты чувствительной информации в этой сфере;
профилактика техногенных аварий и оперативное и адекватное реагирование на них, локализация и минимизация их последствий;
развитие международного сотрудничества в этой сфере.

4.14. Обеспечение экологической безопасности
Приоритетами обеспечения экологической безопасности являются:
сохранение природных экосистем, поддержка их целостности и функций жизнеобеспечения;
создание эффективной системы мониторинга окружающей среды;
ресурсосбережение, обеспечение сбалансированного природопользования;
снижение уровня загрязнения окружающей природной среды, обеспечение контроля источников загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, снижение уровня загрязнения и восстановление плодородия почв; очистка территорий от промышленных и бытовых отходов;
формирование системы переработки и утилизации отходов производства и потребления;
минимизация негативных последствий Чернобыльской катастрофы;
недопущение неконтролируемого ввоза в Украину экологически опасных технологий, веществ, материалов, трансгенных растений и возбудителей болезней.
Украина примет меры по обеспечению биобезопасности, предотвращению распространения опасных инфекционных заболеваний, будет поддерживать международные усилия в этой сфере.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стратегия национальной безопасности Украины является документом, обязательным для исполнения, и основой для разработки других документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности – Концепции развития сектора безопасности и обороны, Военной доктрины (Стратегии военной безопасности), Стратегии кибербезопасности, других отраслевых стратегий, а также государственных программ развития органов сектора безопасности и обороны.
Реализация этой Стратегии потребует направления ежегодно на бюджетное финансирование сектора безопасности и обороны не менее 5 процентов от валового внутреннего продукта.
Реализация Стратегии национальной безопасности Украины будет происходить на основе национального оборонного, экономического, интеллектуального потенциала и безопасности, с использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также с привлечением международной консультативной, финансовой, материально-технической помощи.
Научно-экспертное обеспечение координации и контроля деятельности в сфере национальной безопасности и обороны осуществляет Национальный институт стратегических исследований с привлечением ведущих научных, аналитических и экспертных учреждений Украины и институтов гражданского общества.
По результатам анализа выполнения этой Стратегии Совет национальной безопасности и обороны Украины заслушивает ежегодные доклады и принимает решения о состоянии ее реализации.

Глава Администрации Президента Украины Б. ЛОЖКИН

Комментарии закрыты.