1950 Программа подготовки членов СБ

7 Январь 2015 автор: admin

ПРОГРАММА
обучения СБ (по проблемам безопасности)
А. 1-й уровень (для низшего членства до районов включительно)
1. Почему членам подпольного движения надо знать оккупационную (большевистскую) полицию: враг страшен, когда его не знаешь; изучить врага — половина успеха победы; знать врага — уметь успешно ему противостоять: конспирацией, организационной чувствительностью и применением соответтсвующих методов борьбы с агентурой.
2. Из истории большевистской полиции: время существования отдельных полицейских органов (ЧеКа, ДПУ—ОДПУ, НКДВ-МВД, НКГБ-МГБ), общая характеристика их работы; что сделали в течение времени своего существования и с кем боролись.
3. Краткая характеристика большевистских органов полиции: структура сверху вниз (центр, союзная республика, область и район), структура в районе (милиция, МГБ, МВД), самые важные отделы в области (агентурно-оперативный, следственный и учетный), чем между собой отличаются МГБ, МВД и полиция, какую работу ведут эти органы, какие методы используют в своей работе.
4. Как большевистская полиция ищет кандидата на сексота: сферы, из которых вербуют сексота, как изучает кандидата, на что обращает внимание при изучении кандидата.
5. Как большевистская полиция вербует сексота: тайный или открытый арест; допрос, чтобы кандидат признал вину; пропаганда, шантаж и террор, используемые во время вербовки; подпись расписки (заявления о сотрудничестве); первые задания; сообщение о способе контакта.
6. Как большевистская полиция встречается с сексотом: способы — непосредственные и опосредованные: как часто и в каких местах; конспирация встреч.
7. Как большевистская полиция руководит сексотом: конспирация сексота; помощь оперативника в работе сексота; мотивация к работе; воспитание и обучение сексота; отчетность; передача заданий и указаний, как эти задания надо выполнить; о способах разведки внешней агентурой; сведения о внутренней агентуре.
8. Как большевистская полиция завершает дела, разработанные сексотом: как большевистская полиция ликвидирует дело, когда сексот заанчивает разведку и как его маскирует.
9. О большевистских чекистско-военных операциях: цель – физически побороть подпольное движение; когда их применяют; когда не имеют никаких агентурных данных, когда имеют начальные агентурные данные, когда имеют точные агентурные данные, но пытаются их маскировать; о способах ведения акций; обучение войск, которые участвуют в операциях; чем грозят эти операции подпольному движению.
10. О революционной бдительности, как предпосылке успешной борьбы с внешней и внутренней агентурой: что такое революционная бдительность, почему она нужна, ее важность в борьбе с агентурой, означает ли она недоверие; борьба с мнением, что в данной среде нет агентуры; информирование начальников о результатах агентурной деятельности — честная обязанность каждого революционера.
11. Как собирать материалы на подозрительных сексотов: на кого собирать (те, кто что-то имели с большевиками или были ими арестованы; те, которых большевики должны были за что-то засудить и вывезти;, те, кто специально ведет разведку о подпольном движении); как собирать (узнавать о таких в разговорах с населением; говорить с подозрительными лично и следить, как они будут себя вести и что говорить); что собирать (каким способом и когда могли быть завербованы, есть ли следы встреч с оперативником, есть ли следы разведки за нашим движением и населением).
12. Как арестовывать и конвоировать: открытый, тайный, замаскированный и провокативный арест; задержание, способ конвоирования, обращение с арестованным и задержанным, содержание заключаенного, почему целесообразно применять режим, освобождение.
Обучающие материалы для программы 1-го уровня:
1. МВД-МГБ и их агентура.
2. Как НКДВ-ГБ борется с т.н. «контреволюцией в СССР».
3. Повысить революционную бдительность.
4. Изучить два—три протоколи с/о и а/ч. Обратить внимание на мето¬дику агентурно-оперативной работы большевистской полиции, описанную в протоколах.
Примечание: Материал «уничтожить революционную бдительность» был обработан раньше и теперь устарел. Поэтому в обучении им можно руководствоваться только в качестве дополнительного. Особое внимание надо обратить на два первых материала.
Практическая основа программы 1-го уровня:
1. Собрать на нескольких подозрительных сексотов материалы, на основе изучения пунктов программы. На основе собранных материалов написать сообщение.
2. Провести два—три ареста и конвоировать подозрительных сексотов. Охранять их во время допросам.
Примечание к программе 1-го уровня: рай. проводника и рай. инфор¬матора дополнительно обязывает второй раздел (информативная робота) програмы 2-го ступеня.
Б. II-й уровень (для низшего членства провода)
I. О большевистской полиции и ее работе.
1. Оборона перед полицией оккупанта — одна из самых важных задач подпольного движения: почему нужно защищаться, о формах борьбы с вражеской полицией: изучение вражеской полиции как предпосылка борьбы, пассивная оборона (конспирация), активная оборона (информативная разработка и следственная работа).
2. Краткая история большевистской полиции и ее работы:
ЧеКа, ГПУ, НКВД до 1939г., НКВД и НКГД 1939-41 гг., НКГБ во времена второй империалистической войны, НКВД-ГБ и МВД—ГБ на украинских землях в период широкой повстанческой борьбы, МВД—ГБ 1947 года.
3. Горизонтальная и вертикальная структура большевистской полиции в последнее время: структура МГБ, МВД, милиции и погранвойск на всех уровнях, назначение и важность отдельных отделов, методика их работы, их полное и сокращенное название, время организации важнейших отделов, их переход от одних в другие полицейские органы, другие ячейки, которые ведут полицейскую работу (контрразведка, политическая, военная и экономическая разведка за границей и т.п.).
4. Агентурно-оперативная работа:
а) работа оперативника с агентом: поиск кандидата на агента, вербовка, способы контакта, руководство, ликвидация дел, разработанных агентом.
б) разведывательная работа агентуры:
1) задание в разведывательной работе — внешней и внутренней агентуры, в частности, задание внутренней агентуры в подпольной организации.
2) способы разведывания внешней и внутренней агентуры: подслушивание разговоров, ведение непосредственных разговоров, ведение опосредованных разговоров, наблюдение, наблюдение с разговорами, провокационные высказывания и слухи, использование посторонних лиц.
3) значение психологии в разведывании: подходы к отдельным людям (амбиционерам, болтунам, обиженным, отчаявшимся), обощение характеров, игра нервов, игра чувств, жестикуляция.
4) маскировка разведывательной работы: маскировка разведчика, его быта, целей прибытия и разговоров, маскировка разведанного, завоевание доверия, обработка и применение легенд.
5) агентурные знаки: сигналы, знаки на земле, на деревьях, знаки охранные, разведывательные, информативные, ориентационные и знаки для контакта.
6) агентурно-разведывательное обучение: время держания, способ перевода, преподаваемые дисциплины, преподаватели, участники, полезность обучения.
в) другие виды агентурной работы: диверсионная работа в целом и моральная диверсия, в частности, боевая работа агентуры.
5. Военно-чекистские действия (физическая борьба): цели, методы, о т.н. «чекистских приманках», обучение войск, объединение с агентурной работой, последствия, угроза.
6. О некоторых методах следственной работы: на чем основывается следственная работа МГБ—МВД (ее задачи), способы осуществления, некоторые методы (конвеерная, перекрестная, последовательная), средства, при помощи которых добиваются быстрых признаний, т.н. допрос с режиссурой, конфронтация, психологические моменты в допросах.
7. Деловодство: учет и документы для т.н. преступного элемента, учет и документы агентуры, документы следствия.
II. Информативная работа
1. Информативная и разведывательная работа: характеристика оперативной работы, виды оперативной работы, низшие уровени оперативной работы, которые можно применить в подпольных условиях, информативная работа — основания развязки и решения всех дел.
2. Перый источник информации — свидетели, подозреваемый: какой должна быть информация, как определить достоверность информации, проверка информации, определение первого источника, какую информацию могут сообщать свидетели и от чего это зависит, как спрашивать свидетелей об информации, перекручивание информации.
3. Информаторы: обученные или сознательные и случайные информаторы, задача сознательных информаторов, среда, в которой можно иметь информаторов, обучение информаторов, передача конкретных задач и инструктажей для информаторов.
4. Где и как собирать информацию: организационный отчет, передача докладов, дневник работы, автобиография, личные разговоры с подозреваемым, начальники подозреваемого, низшие кадры, гражданское население, наблюдения информатора.
5. Запись и хранение информации: почему целесообразно быстро записывать информацию, как и не записывать, конспирация в записывании, хранение информации.
6. Недостатки в проведении проверки и сборе информации: информация не собирается, потому что подозреваемый находится на хорошем счету у начальнико или о нем не говорят ничего плохого; недостаток основательного знакомства с кадрами; кроме отягощающих негативных материалов не собираются позитивные оправдывающие материалы; растягивание дела в бесконечность; поверхностный сбор информации, слишком большое доверие к своей памяти; слишком большое доверие к полученной через чье-то посредничество информации, что приводит к поверхностным утверждениям и слишком быстрым выводам; недостаток использования всех источников для сбора информации; несоответствующий способ сбора информации, из-за чего подозреваемый узнает о подозрениях в отношении его; несоответствующий сбор информативных материалов, из-за чего они попадают к врагу.
7. Ход проверки кадров (период изучения подозреваемого): о картотеках кадров, мероприятия для получения начальных материалов (занесение в личный лист начальных данных, информации о подозреваемом от начальников, устный организационный отчет, автобиография), детализация начальных материалов, способы детализации, лица, которые могут проводить детализацию, какие моменты надо детализировать, изучение психики.
8. О завершении изучения территории сотрудниками СБ: на чем основывается изучение територии, его значение, способы изучения, признаки, которые указывают на заагентуреность территории, общие выводы, сделанные на основе изучения, переход от общих выводов к индивидуальным признакам агентурной окраски (а не от индивидуальных к общим).
9. О соответствующей для работы СБ атмосфере: подходящая и неподходящая для работы СБ атмосфера в выявлении агентуры, ее значение, атмосфера страха перед СБ, атмосфера недоверия, способы устранения, методы восстановления надлежащей атмосферы, чувствительность и черствость среди кадров и сотрудников СБ.
10. Значение конспирации для выяснения дел.
IIІ. Разработка:
1. Что представляет собой разработка: определение, цели, методы, польза, соединение разработки с допросом (о комбинированном методе и следствии).
2. Общие способы, которые надо разрабатывать: конспирация и маскировка в разработке, подбор ответственных людей, которые должны кого-то разрабатывать, обдуманность и плановость работы, представление докладов, учет данных в разработке.
3. Посередничество при разработке: непосредственная и опосредованная разработка, разработка по собственной инициативе и по поручению.
4. Источники поиска темных мест в разработке: темные места: в биографии, методика разведки, методика большевистских операций и ликвидации нашего движения, методика контакта и аген¬турных знаков, методики конспирации и маскировки агентурной работы, темные места психологического характера.
5. Психологический анализ: анализ психологических особенностей и характеристик личности: темпера¬мента, воспитания, характера, национального сознания, убеждений, настроений, интересов и воли; сравнение с темными местами; их влияние на преступность; о духовном расположении разрабатываемого в интересных нам моментах; вплияние духового расположения, остановки и побочных факторов на сломление при наличии позитивных психологических особенностей личности; изучение для выявления, какой надо применить подход; роль психологии в разработке.
6. Конкретные приемы, которые надо разрабатывать: разговоры для раскрытия, пассивное наблюдение, активное наблюдение и действие, наблюдение внешних признаков, которые выявляют душевное состояние, подход к отдельным темпераментам.
7. Личное знакомство с разрабатываемым: цель (завершение изучения), способ перевода, маскировки, на что обращать внимание, донос, составление плана дальнейшего следствия.
IV. Арест:
Способы, маскировка и конспирация, наблюдение внешних признаков, которые выявляют душевные переживания, осторожность, когда при аресте надо допрашивать, конвоирование и охрана заключенного, как в программе 1-го уровня.
V. Процесс допроса:
1. Дополняющее изучение (компрометирующих материалов и допрашиваемого): его задача, как отдельного этапа допроса, общие методы, яркое его завершение и сознательный переход на второй этап, задача и способ проведения изучения психики на первом этапе, отдельные части первого этапа:
а) изучение компрометирующих материалов.
б) вступительный допрос: способ проведения, цель (проверка и дополнение предыдущего изучения, подтверждение качества памяти, какой надо применить подход), какие темы подымать (психические переживания, личные психические особенности допрашиваемого, личная организационная работа, физическое состояние), как вести разговоры.
в) первая часть допроса: способ проведения, на что обращать внимание (как говорить о целостности, способ высказываний, как на него влияет требование рассказать биографию), запоминание моментов, когда наступают изменения в мимике и пантомиме, окончательные выводы из первой части, обработка плана дальнейшего допроса, недостатки и определение мероприятий для их исправления, запись первых признаний.
г) вторая часть допроса: способ проведения, расспрашивать о настроениях и убеждениях (отдельно или совместно), детальный расспрос автобиографии, способ расспроса, прямые и побочные вопросы, способ задания вопросов, детализация темных мест и каких именно, психологическое состояние допрашиваемого и его внешние проявления, поведение следователя и допрашиваемого, оправдание допрашиваемого, заметки, выводы, предположения, прогнозирование.
д) третья часть допроса: разделение биографии и ее периодов на отдельные этапы, способ детализации каждого по отдельности, маскировка детализации, уточнение темных мест, итоговые выводы.
2. Заламливание: когда приступать ко втором этапу (заламливание), важная задача второго этапа, общие методы, задача и способ проведения изучения психики, отдельные части второго этапа допроса:
а) выявление нелогичностей: об аргументах при допросе в целом, наличие аргументов в деле, способ их выявления, составление плана доказывания.
б) доказывание: психическое и физическое состояние допрашиваемого и следователя в начале и в ходе дальнейшего доказывания, о логичном доказывании, о доказывании лжи, способ использования аргументов в доказывании, раскрытие легенд, заведение допрашивания в тупик через прямой или побочный вопрос, как выстроить аргументы в доказывании, о психике допрашиваемого и следователя в доказывании.
в) внутренняя борьба: что такое внутренняя борьба, признаки начала внутренней борьбы, поведение и подход следователя, пропаганда, углубление внутренней борьбы и ее направление в желаемом для следователя направлении, использование психических моментов для усиления борьбы, о видах сломления, следы частичного сломления, доведение до полного сломления.
3. Выявление истины: что понимается под выявлением истины как отдельным третьим этапом допроса, задача третьего этапа допроса, когда к нему приступать (граница между вторым и третьим этапом), отметки между отдельными этапами, общие способы проведения третьего этапа, задача и способ изучения психики на третьем этапе допроса, отдельные части третьего этапа допроса:
а) общее уточнение признаний: способы проведения, какие дела выявлять, уточнение болезненных для допрашиваемого моментов.
б) детальное уточнение признаний: способы проведения, какие дела уточнять, выявление болезненных, ранее закрытых темных мест, способы проверки достоверности признаний, контроль перехода в третье состояние сломления.
в) изучение психики после сломления: достоверность признаний допрашиваемого о своей психике на отдельных этапах и частях допросах, сравнение предыдущих признаний допрашиваемого и заметок следователя с искренними признаниями о психике; о расхождениях между заметками следователя и искренними признаниями допрашиваемого относительно изучения психики, выводы на будущее, выводы о психике следователя на отдельных этапах и частях допроса, задача изучения психики допрашиваемого и следователя (для ви¬явления правды и применения соответствующего подхода).
VI. Запись протокола и студии психики: Заметки, задача протокола и изучения психики (студийный материал для руководства: обработка инструкций, обучающих материалов для информирования о большевистской полиции и обработка обучающих материалов как способов борьбы с ней, выявление преступности), способ записи на отдельных этапах дпроса, окончательная запись, на какие дела обращать внимание, конспирации в записывании, внешнее оформление.
VII. Окончание следствия: компетенции в наказании, о НС СБ, организация и осуждение, объявление приговора, виды наказаний.
VIII. Основы психологии и логики: Изучать психологию и логику изнебольшевистских учебников (лучше в идеалистическом освещении). Если таких нет, то можно изучать по большевистским учебникам, но критически относиться к материалистическому подходу авторов. Глубже изучать разделы о чувствах, памяти, темпераменте, характере, интересах, воле и др. Детально остановиться на внешних признаках психических переживаний, характерис¬тике и подхода к отдельным типам темперамента и характера.
Обучающие материалы для программы 2-го уровня:
1. Студийно-информативный материал о работе большевистской полиции.
2. О борьбе с агентурой.
3. Агентура НКГБ в действии.
4. Об агентурно-разведывательном обучении.
5. Информативная работа.
6. Примечания о ведении следствия.
7. Указания к следствию от 48 года (передаются устно).
8. О комбинированном методе в следствии (передаются устно).
9. Учебник психологии и логики. Можно изучать учебник психологии для СШ Теплова или для педшкол Корнилова. Для сравнения целесообразно пересмотреть украинский учебник психологии Валея. Еще лучше изучать учебник психологии для ВУЗ-ов Костюка. Логику изучать по учебнику для СШ Челпанова, а еще лучше по учебнику для ВУЗ-ов Асмуса.
10. Изучить несколько протоколов с/о, а/о, а/м, а/в.
11. Беллетристическая литература полицейской тематики.
12. Обучающие материалы, которые входят в объем программы первого уровня.
Практическая основа:
1. Собрать материалы на нескольких с/о, а потом на а/в (если есть) на основе изучения информативной работы.
2. На основе указаний профессионального сотрудника СБ разработать нескольких с/о, а потом, если есть, а/в.
3. Присутствовать на двух показательных допросах возле профессионального следователя. При этом изучать процесс ведения допроса.
4. На основе практики самостоятельно допросить нескольких с/о, а потом, если есть, а/в.
В. Третий уровень (для среднего членства провода)
1. Углубить изучение большевистской полиции на основе большевистской и небольшевистской литературы, на основе допросов агентуры и сотрудников большевистской полиции участников агентурно-разведывательного обучения, добытых документов, добытой обучающей литературы, предназначенной для сотрудников большевистской полиции, протоколов допросов с других территорий, разговоров с профессионалами. Широко изучать ее деятельность в течение всего существования, организационную структуру в отдельные периоды и методику ее работы. Глубоко изучать работу агентуры. Вести конспекты-справочники, в которых записывать материалы по изучению большевистской полиции. Наиболее интересные и ценные материлы выделять в отдельные статьи, оформлять их как обучающие материалы из цикла «Об изучении большевистской полиции», для их распространения среди кадров.
2. Изучать методику, организационную структуру, деятельность и аген¬туру иностранной полиции (за пределами СССР). Данные черпать из радиовестей, большевистских легальных изданий, предвоенной литературы и т. п.
3. Глубоко изучать и экспериментировать разработку, информативную и следственную работу на практике. Вести конспекты-справочники изучения этих участков работы. Интересными и важными новыми мето¬дами делиться с компетентными кадрами. Писать из них отдельные обучающие материалы из цикла «Об изучении борьбы с вражеской полицией». Обратить внимание, как надо будет вести эти участки работы в государственных условиях.
4. Углублять изучение психологии и логики (из разных сфер). Специальное внимание обратить на психологию следствия (психологию исследуемого и следователя).
5. Изучать протоколы. Виявлять в них методику. Определять их достоверность. Выдавать нижним ячейкам соответствующие замечания.
Сентябрь, 1950 г.
ГА СБУ— Ф. 1З. – Спр. 376 – Т. 50- С. 3-9.
(Машинопись, оригинал)

Комментарии закрыты.