Стратегия возвращения Крыма

10 Декабрь 2014 автор: admin

СТРАТЕГИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ КРЫМА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
Возвращение АР Крым в состав Украины начнется именно с ввода украинских войск на территорию полуострова. При этом никаких референдумов для подтверждения мандата Украины на возврат Крыма в свой состав проводиться не должно, поскольку Украина с самого начала процесса аннексии заявила о непризнании любых незаконных референдумов.
Как же нам приблизится к этому счастливому моменту восстановления территориальной целостности нашей страны?
Стратегия Украины должна учитывать следующие направления:
– противостояние Украина-Россия в сфере военной и экономической, с акцентом на экономические санкции, которые должны быть сбалансированными с гуманитарным аспектом;
– Украина должна позаботиться о сохранении и усилении чувства значительной общественной поддержки в самом Крыму и в Украине относительно стратегии возвращения Крыма, что дополнительно подкрепит претензии Украины на Крым кроме чисто правовых аспектов;
– учет и мобилизацию факторов содействия и противодействия стратегии возвращения во внутренней политике Украины, поиск места для вновь появившихся структур гражданского общества (фактора «Майдана»);
– усиление и эффективное использование отношений с ключевыми внешними партнерами и союзниками для достижения целей стратегии возвращения.
1. В основе противостояния эффективным видится стратегия «экономичного изнурения» Кремля и создание ситуации, когда дальнейшее удерживание АР Крым в составе РФ станет экономически разрушительным для экономики России и самого Крыма. Здесь важное значение имеет успешность комбинации национальных интересов и иностранных экономических санкций, системы запретов и взвешенных юридических шагов относительно взыскания штрафов через международный арбитраж.
Целевые секторы стратегии возвращения – инфраструктура, продовольственный рынок, энергетика, туристический бизнес АР Крым. Применение санкций должно усилить негативную реакцию по отношению к Кремлю за аннексию Крыма со стороны российских регионов и системного бизнеса с целью вынуждения его отказаться от политики аннексии. Важным элементом остаются дипломатические усилия Украины по удержанию России в глубокой международной изоляции.
Военный аспект стратегии также остается важным и призван решать следующие цели: недопущение создания «коридора» сухопутного сообщения Крыма с РФ, стратегическое сдерживание и обеспечение «входа» в Крым украинской власти в благоприятный момент.
2. Общественной опорой стратегии возвращения должен стать принцип заботы со стороны Украины о лояльных гражданах АР Крым, в первую очередь временно перемещенных на материковую часть Украины, а также тех, кто остался, воздерживаясь на начальном этапе от активного подстрекания их к сопротивлению оккупационной российской власти. Целесообразно с самого начала признать, что количество проукраински настроенных жителей в АР Крым стабильно не будет превышать половины населения. Основной целевой группой для нас остаются крымские татары, этнические украинцы, представители малого и среднего бизнеса, студенты.
Правительство Украины должно создать условия для позитивного стимулирования бизнесменов и олигархов Украины, у которых есть свой бизнес на полуострове, состоятельных украинцев, которые владеют недвижимостью в курортной зоне Крыма, к возвращению его под юрисдикцию Украины.
3. Важным элементом успешной стратегии возвращения Крыма должны стать мероприятия правительства в следующих сферах внутренней политики Украины:
– ликвидация в структурах власти (парламент Украины, госаппарат и, в первую очередь, сектор безопасности и обороны) нелояльных по отношению к государству пророссийских элементов, успешность проведения политики люстрации,
– повышение уровня доверия населения к стратегии правительства путем существенного снижения уровня коррупции в стране,
– включение окрепшего гражданского сектора («фактора Майдана») в систему государственной власти («четвертый сектор»), без чего власть не будет постоянно чувствовать сильное и внутреннее давление со стороны общества, желательным видится привлечение «Майдана» к реализации стратегии. Решение указанного вопроса потребует изменений системы мышления у бюрократического аппарата, следовательно, его люстрация станет неотвратимой.
4. Стратегия не принесет успеха, если на международной арене усилия Украины не будут обеспечены поддержкой со стороны сильных и щедрых союзников и просто заинтересованных «третьих» стран:
– должно стать приоритетным обеспечение введение дружественными странами Запада санкций третьего уровня против отдельных отраслей экономики РФ. Их объектами должны стать активы руководителей правительства и крупных бизнесменов АРК, прекращение функционирования в АР Крым собственно украинских компаний, минимизация деятельности украинского бизнеса в РФ, особенно в таких важных сферах, как инвестиционной, ВПК, инфраструктурные проекты, энергетика.
– касательно третьих стран (КНР, Турция), приоритетом должно стать создание условий, не позволяющих им вести бизнес в АР Крым во всех возможных сферах, в России – в критически важных сферах, таких как энергетика, ВПК, инвестиции, банковский сектор, создание условий для присоединения этих стран к западным экономическим санкциям против РФ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
События в Крыму начиная с 20 февраля, как даты начала «освобождения Крыма», затем захват ВС Крыма, решение Совета Федерации РФ от 1 марта о разрешении на применение ВС на территории Украины, проведение 16 марта псевдо референдума о статусе Крыма показывают, что это был завершающий этап усилий РФ по оккупации Крыма, которые длились все годы независимости Украины и имеют такие видимые этапы как «мешковщина» в 1993 г., «Тузла» 2003 г., российско-грузинская война 2008 года и «харьковские договоренности» 2010 г.
УРОКИ АННЕКСИИ:
Если украинская власть относится серьезно к намерениям возвратить Крым под свою юрисдикцию, то сначала следует усвоить полученные в результате аннексии уроки, которые сводятся к следующему:
1. Крым географически и экономически является «островом», как для России, так и для Украины, при этом от России он практически полностью автономен. Так же Крым почти полностью автономен и от Украины, остается зависимым только в ключевой транспортной инфраструктуре (железная дорога), в поставках электроэнергии, продовольствия, воды для нужд сельского хозяйства. Тем не менее, среди ключевых экономических факторов, которые оказали воздействие на общественное мнение жителей полуострова, оказались следующие: существенно более высокий уровень пенсий для военных пенсионеров; обещания ощутимых инвестиций в экономику полуострова и преодоление коррупции (последние, скорее всего, оказались блефом). Все это указывает на то, что политика Украины на полуострове длительное время не отвечала чаяниям его жителей. Определенным подтверждением серьезности намерений РФ стали инвестиции в отдельные проекты в АР Крым, в частности в сфере недвижимости незадолго перед аннексией.
2. Военное присутствие ЧФ РФ сыграло решающую роль для успешности действий российских военных при силовом захвате полуострова как в правовом аспекте, так и с точки зрения логистики. Кроме того, заметную роль в успешной аннексии сыграли незаконные полувоенные формирования в АР Крым (казаки), которые создавали постоянное силовое давление на проукраинских активистов, а 20 февраля были молниеносно трансформированы в вооруженные отряды «самообороны» для прикрытия силовых действий российских военных.
3. Идеологическая компонента оказалась наиболее проработанной и длительной по времени реализации, но именно она сыграла ключевую роль в обеспечении дружественного восприятия местными жителями российских военных в ходе оккупации АР Крым. Накануне аннексии до 35% жителей Крыма имели сепаратистские настроения – стабильно наивысший уровень на всей территории Украины:
– – Со времени обретения независимости Украины РФ настойчиво создавала и поддерживала на самом высоком уровне пророссийские политические партии, движения и объединения для запугивания проукраинских активистов. Предпринимались попытки постоянного публичного давления на правительство, с целью помешать реализации программ в сфере национальной безопасности (противодействие учениям «Sеа Вrееzе» с помощью громких протестных акций и участием в выборах органов местного самоуправления). Важным элементом стало прямое иностранное финансирование таких структур.
– языковой вопрос целесообразно выделить как важный пропагандистский фактор: он прост для понимания населением и провокационен по своей сути в реальных условиях АР Крым, с его помощью легко манипулировать общественным мнением;
– важным стратегическим элементом аннексии Крыма, стали усилия россиян по формированию выгодной россиянам самоидентификации крымчан как отдельного этноса, родственного российскому и чужеродного украинскому. Намеренно искривлялась история Крыма, создавались препятствия для преподавания украинского языка, истории Украины, была обеспечена российская монополии на СМИ и сделан акцент на защите прав человека через специально созданные структуры «Русского мира» В. Никонова;
– аннексии способствовал психологический фактор превалирования меркантильных интересов над патриотическими, который имел место у большей части населения полуострова, и, именно этот фактор усугублялся и эксплуатировался «сепаратистами» в их агитационных усилиях в ходе аннексии, что, в конечном итоге, привело к минимизации движения проукраинского сопротивления.
4. Политическая составляющая предусматривала поддержку сепаратизма на самом высоком политическом уровне РФ с привлечением видных политиков – депутатов Госдумы, мэра Москвы. В заключительной фазе сильным политическим фактором для поддержки аннексии стал миф о якобы не легитимности и профашистской сути временной власти Украины, что создало у жителей иллюзию законности аннексии Крыма со стороны РФ.
5. Важным фактором, который содействовал успешной аннексии Крыма, стало политическое предательство высшего политического руководства Украины и АР Крым, которое активно содействовало «сдаче» Крыма россиянам минимум с лета 2013 года.
В 2010 году РФ удалось не только привести к власти в Украине пророссийскую политическую силу во главе с В.Януковичем, но и расставить на руководящие должности оборонного сектора и сектора безопасности своих офицеров, которые на вполне законных основаниях руководили и реализовывали политику Кремля. Результатом их деятельности стало приведение в негодность и вывод из строя оперативных сил и средств СБУ, ВСУ, МВД, это обеспечило отсутствие активного противодействия подразделений этих министерств и ведомств в АРК во время аннексии, что позволило провести оккупацию без вооруженного сопротивления и добавило «легитимности» этому незаконному акту. Крым оказался самым твердым бастионом старой элиты, который возглавлялся в течение всего периода независимости преимущественно представителями ПР и КПУ, усиленный фактором присутствия на полуострове ЧФ РФ и его сухопутных подразделений на фоне стабильно пророссийских настроений, которые местная украинская элита подогревала вопреки национальным интересам страны.
6. Стоит отметить мощный моральный фактор, который возник в результате аннексии Крыма в РФ и в Украине и который начал воздействовать на моральный дух населения и на политическую стабильность. В России аннексия Крыма вызвала эйфорию и привела к существенному росту уровня доверия к высшему политическому руководству. Одновременно, в украинском обществе факт аннексии и обстоятельства, при которых это происходило, вызвали мощную волну недоверия уже к руководителям новой власти. А в случае проведения непрозрачного либо неполного расследования, это обстоятельство будет и дальше подрывать доверие к власти, ставить под сомнение ее преданность национальным интересам и отравлять отношения власти и общества, поскольку в обществе уже существует уверенность, что украинская власть имела все возможности для вооруженной обороны своей территории, и что она просто «сдала» РФ Крым исключительно вследствие государственной измены. Аннексия Крыма без вооруженного сопротивления подорвала моральный дух украинской нации, поселила в душах украинцев недоверие ко всему политическому классу страны.
7. Аннексия Крыма не завершила территориальные захваты России в Украине, а только их начала. Островной характер экономики Крыму заставляет РФ прибегать к дальнейшим территориальным претензиям для соединения полуострова с Россией суходольным коридором, в частности посредством территорий Донбасса, Одесской и Херсонской областей. Значительное количество отрядов «самообороны» Крыма ведет боевые действия против украинских силовиков на Донбассе. С другой стороны, жители Донбасса сохраняют значимые экономические связи с Крымом: многие из них владеют объектами недвижимости в курортной зоне Крыма. Значительное количество беженцев с Донбасса временно выехали из мест проведения АТО именно в Крым, где продолжают оставаться под воздействием российской пропаганды и, после возвращения, будут представлять для нас определенную угрозу как носители антиукраинской идеологии.
8. Правовой аспект оказался наиболее слабым местом российской стратегии, однако руководство РФ стремится его компенсировать наглостью, откровенной ложью и ставкой на военную силу. В ходе аннексии Крыма руководство РФ однозначно дало понять, что действует и планирует действовать далее вне рамок международного права. На это четко указывает вызывающее заявление на церемонии подписания Договора о вхождении Крыма (ратифицировано 21 марта Советом Федерации России) в состав России 18 марта 2014 года в Георгиевском зале, которое закрепило аннексию Крыма и Севастополя, а также реакция Кремля на принятие Резолюции ГА ООН о поддержке территориальной целостности Украины от 27 марта 2014 года. Решившись на «национализацию» в Крыму государственного и частного имущества украинских собственников Россия де-факто вышла даже за рамки собственного правового поля.
9. Методика аннексии включает в себя набор следующих действий: создание незаконных воинских формирований, совершение насильственного государственного переворота, установление режима террора, пытки и убийства политических оппонентов, фальсификация результатов «референдума», создание пропагандистской машины для промывания мозгов и формирования образа врага, построение авторитарного режима. К этому прибавился массовый с 2004 года подкуп украинских чиновников, подрывные действия по снижению эффективности управления оборонным сектором и сектором безопасности.
Стоит добавить, что оккупация Крыма привела не только к негативным последствиям, но и создала ряд позитивных моментов во внутриполитической жизни Украины, которые целесообразно разумно использовать для реализации стратегии возвращения, а именно:
– В Украине наконец избавились от иллюзий относительно «договороспособности» России, которая на самом деле уважает только силу и готова нарушить любой договор или международное обязательство, если это выгодно для реализации ее имперских амбиций. Теперь уже понятно, что никакие международные договоры не способны заменить собственной мощной армии и евроатлантической системы коллективной безопасности. У Украины появился предлог реально оценить «признание и любовь» к себе со стороны российских деятелей культуры – достаточно прочитать список тех в России, кто поддержал действия В.Путина по оккупации Крыма и интервенции на Донбассе.
– В то же время, Украина потеряла больше миллиона избирателей, которые последовательно голосовали за пророссийские политические силы и не желали присоединяться к строительству украинского национального проекта. С другой стороны, страна получила национальную идею, в основе которой лежит тема свободы, отличности от «братского народа», его предательство и несправедливая агрессия, а, следовательно, импульс для внутренней мобилизации и национального единства с целью защиты своей независимости от конкретной угрозы со стороны соседнего государства, как минимум на среднюю перспективу.
– Тема возвращения Крыма должна стать достойной целью, объединение вокруг которой даст Украине шанс мобилизоваться в перманентной конкурентной борьбе с Россией в части роста уровня жизни, создания эффективного государственного аппарата, строительства экономики равных возможностей и появления социальных лифтов, возрождения Вооруженных Сил, укрепления гуманитарной сферы. При условии успешного проведения таких реформ, даже сам факт возвращения Крыма будет занимать второстепенное место.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ СТРАТЕГИИ ВОЗВРАЩЕНИЯ КРЫМА
При формировании реалистичной стратегии возвращения Крыма целесообразно исходить из следующих соображений:
– Население Крыма не скоро будет разочаровано в новых реалиях пребывания в составе России, а Кремль, в свою очередь, будет стремиться сделать из Крыма привлекательную картинку. Эти усилия, однако, создадут возможности для втягивания российского бюджета в непомерные траты.
– Следует ожидать, что идеологическая обработка населения полуострова будет активно продолжаться с целью укрепить уверенность его жителей в правильности сделанного выбора во время псевдореферендума в пользу России.
– Наконец, в близкой перспективе, для большинства жителей Крыма важным будет сам факт их пребывания в составе России, поскольку связанные с этим чувства подогревались последние 20 с лишним лет и с ними связывались определенные надежды.
– Отсутствие четкой правовой процедуры выхода Крыма (как субъекта федерации) из состава России тоже можно трактовать как определенный фактор, хотя и не бесспорный, поскольку Россия в последнее время продемонстрировала очень вольное отношение к правовым нормам вообще, включая собственное законодательство.
Официальному Киеву уже сейчас, до завершения АТО в Донецке, целесообразно заложить организационные основы своей стратегии, которые должны исходить из того, что «ключи» от Крыма лежат в Кремле, а не в Симферополе. Следовательно, стратегия возвращения Крыма должна стать частью новой общей стратегии построения двусторонних отношений Украины с Россией. Часть мероприятий должна быть нацелена на оказание влияния на руководство РФ, другая часть – на оказание влияния на внутриполитическую и социальную обстановку в АРК.
1. Основой стратегии возвращения Крыма должен стать разумный и гибкий баланс мероприятий по оказанию экономического давления на Россию и на АРК как со стороны Украины, так и ее западных союзников. Этому содействуют факты нарушения Россией прав частной собственности на недвижимость и бизнес, быстрая криминализация полуострова, политика «замены состава населения» и превращения его в серую игральную зону. Задача украинской власти состоит в создании институционных каналов накопления и конструктивного выхода энергии неудовлетворенности, которая будет приводить к возникновению в АРК и в РФ постоянных экономических трудностей таким образом, чтобы этот процесс не приводил к разрыву или ослаблению экономических связей между жителями Крыма и Украиной. Важно осуществлять мероприятия экономического давления в заранее определенных сферах таким образом, чтобы это не приводило к конфликту Украины как государства с международными организациями по защите прав человека.
Содержание Крыма как априори слабо развитого и дотационного региона в сочетании с западными экономическими санкциями имеет потенциал изнурить бюджетные ресурсы РФ, и это создаст благоприятные условия для возвращения Крыма под юрисдикцию Украины. Таким образом, наиболее перспективным направлением приложения усилий со стороны Киева видится стратегия «экономического изнурения» РФ и АРК как в контексте поддержания на плаву полуострова в сфере экономики со стороны России, так и в плане сокращения реальных поступлений в бюджет РФ вследствие экономических санкций, введенных дружественными нам странами Запада с целью понизить жизненный уровень населения как цены за аннексию.
2. Прямое применение вооруженной силы со стороны Украины с целью возвращения Крыма выглядит малоперспективным путем, поскольку ВС РФ имеют существенное превосходство. Попытка изменить военный баланс в свою пользу может привести к изнурению и без того хрупкую экономику нашей страны. В то же время, без создания надежных и эффективных сил стратегического сдерживания агрессора, любая стратегия возвращения Крыма обречена на провал. При этом, учитывая психологию нынешнего руководства РФ, с одной стороны, и наших западных «друзей», с другой,
Украины должна постоянно демонстрировать готовность прибегнуть к вооруженному отпору агрессии.
3. Внешнеполитический аспект усилий Украины должен быть сориентирован на достижение следующих целей по категориям стран:
а) По западным странам: дипломатия Украины должна обеспечить достаточное политическое давление на западные компании, которые сотрудничают не только с крымскими бизнес-партнерами, но и с традиционными бизнес-партнерами в РФ, учитывая то, что сегодня бизнес в Крыму ведется как напрямую, так и через дочерние структуры; помощь Запада должна стать ключевой для усиления обороноспособности Украины.
б) По российским компаниям: дипломатия Украины должна обеспечить на политическом уровне введение и длительное поддержание в действии санкций против российских компаний со стороны западных партнеров, если эти компании ведут бизнес в Крыму напрямую или через свои дочерние компании. Стоит подчеркнуть, что без введения против Росси собственных экономических санкций, нет оснований рассчитывать на длительную солидарную поддержку со стороны наших союзников;
в) По третьим странам: Турции, Китаю, странам СНГ (Беларусь, Узбекистан), имеющим бизнес и недвижимость в Крыму. Украинская дипломатия должна обеспечить поддержку со стороны этих стран идеи возвращения Крыма под юрисдикцию Украины. Для этого следует добиваться прекращение деловой активности бизнесменов этих стран в Крыму на период оккупации и блокады экономического сотрудничества с российскими контрагентами, ведущими бизнес в Крыму, путем создание необходимого политического давления на них как на собственной территории Украины, так и в мире, используя международные организации системы ООН.
ВОЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Военная операция против РФ путем введения войск в АРК вряд ли может рассматриваться как реалистический сценарий успешного возвращения Крыма под юрисдикцию Украины. Напротив, существуют все основания утверждать, что РФ стремится превратить АРК в мощную военную базу именно на случай такого сценария. Однако сказанное не означает, что ВС Украины не буду играть важную роль в стратегии возвращения Крыма:
1. Возвращение Крыма в состав Украины начнется именно с введения наших войск на территорию полуострова, и ВС Украины должны готовиться к выполнению этой задачи. Хочется надеяться, что это будет осуществляться в форме предварительной политической договоренности с руководством РФ.
2. Аннексия Крыма только начала вооруженную агрессию РФ против Украины, под прикрытием сепаратизма. Таким образом, боевые действия в ходе АТО на Донбассе имеет самое непосредственное влияние на стратегию возвращения Крыма. Политическое поражение РФ в Украине имеет потенциал значительно изменить военно-политическую ситуацию и создать благоприятные условия для возвращения Крыма, но само по себе не гарантирует этого. С другой стороны, военное поражение ВСУ на Донбассе и перенос боевых действий на другие регионы Украины сделает стратегию возвращения Крыма нереальной.
3. Украина должна быстро создать и постоянно усовершенствовать надежные силы стратегического сдерживание против ВС РФ на тактическую глубину до 500 км максимум. К таким силам следует отнести тактические ракеты с обычными боеголовками, а также высокоточное оружие, которое по своему действию приближается к оружию массового уничтожения, но не подпадает под ограничительные международные договоры.
4. Эффективными, но рискованными направлениями действий Украины против РФ с целью побуждения ее к освобождению Крыма следует считать следующие:
а) Украина продолжает контролировать экспорт по крайней мере половины объемов российского природного газа в ЕС. В случае объявления состояния войны, даже в форме угрозы со стороны Украины и прекращения экспорта газа в страны ЕС, неминуемы разрушительные последствия для бюджета РФ. Реализация таких намерений не изменит стратегический ядерный потенциал в мире, но может привести к быстрым катастрофическим последствиям для экономики РФ, скорее всего, спровоцирует Россию на военную агрессию против Украины.
б) Украина (ПО «Южмаш») продолжает поддерживать в состоянии боеготовности основной компонент стратегических ядерных ракет РФ РС-20 (88-18 8а1ап). Прекращение их обслуживания или даже угроза это сделать со стороны Украины приведет к существенному снижению ядерного стратегического потенциала РФ. Такие действия остаются для Украины важным рычагом влияния, при этом силы стратегического сдерживания Украины будут играть ключевую роль для его эффективного использования.
СТРАТЕГИЯ ВОЕННОГО СДЕРЖИВАНИЯ
Крым – это большая территория, которая всеми хозяйственными связями соединена с Украиной и, без которых самостоятельно рентабельно существовать не может. России необходимо приложить гигантские усилия для того, чтобы полностью переориентировать все ресурсные потоки – воды, энергии, грузов и пассажиропоток – с Украины на Россию. Это будет стоить России дорого. Цель стратегии – сделать этот счет как можно более значительным.
Раньше больше половины бюджета АРК (примерно 64% за результатами 2013 года) пополнялся за счет бюджета Украины, собственные доходы Крыма составляли меньше половины. По состоянию на октябрь 2014 году, согласно неподтвержденным данным (руководство Крыма и РФ скрывают реальную статистику), бюджет Крыма дотируется из федерального бюджета РФ на 95%. На 2015 год правительство РФ планирует ограничить уровень дотаций для полуострова на уровне 75%, однако предварительный анализ указывает на то, что увеличение собственных поступлений Крыма в следующем году в 4 раза нереалистично вследствие недавнего исхода на материк до 10 000 местных предприятий, включая наибольших плательщиков налогов.
Ради Крыма российское правительство готово пожертвовать другими стратегическими инвестиционными проектами. В частности, регион получит деньги, ранее выделенные на проект строительства моста через реку Лену и порта Тамань в сумме 112 млрд. руб. (71 млрд. предусмотрено на порт Тамань, и 41 млрд. – на мост). Только на строительство и реконструкцию инфраструктуры в Крыму (дороги, энергообеспечение, ЖКХ, мост через Керченский пролив) до 2020 г. планируется выделить 500-900 млрд. руб. Правительство России не останавливает отказ частных российских и иностранных (КНР) инвесторов принимать участие в проекте строительства Керченского перехода стоимостью до 8 млрд. дол, правительство планирует профинансировать его самостоятельно и поручило его реализацию «Росавтодору». Россия также намерена реализовать программу «Жилье для российской семьи», которая предусматривает строительство жилья эконом класса по цене 30 тыс. руб. за м3, что на 20% ниже средних рыночных цен в конкретном регионе. На нее предусматривается выделить 100 млрд. руб., из которых 54 млрд. руб., – ВЭБ, остальная часть, привлеченная за счет выпуска инфраструктурных облигаций, пойдет с рынка. На модернизацию инфраструктуры в сфере среднего образования выделено 42 млн. руб. Из-за введенных странами Запада экономических санкций последняя инициатива сейчас выглядит нереальной.
Сейчас сложно подсчитать, сколько будет стоить России превращение Крыма в мощную военную базу. Необходима реанимация ряда бывших военных баз и предприятий ВПК СССР на его территории, обустройство контингента ВС РФ, который уже вырос с 12,5 тысяч до 22 тысяч и должен еще вырасти до 32 тысяч, но уже ясно, что это будут значительные и обременительные бюджетные расходы.
Угрозы: Самым простым решением проблемы экономического поддержания Крыма, как дотационного на 90% и географически изолированного от территории РФ, стало бы создание военной силой «коридора», соединяющего РФ и АРК через Донецкую, Херсонскую, либо Одесскую, Николаевскую (с Приднестровьем) области. Вторая угроза – после аннексии Крыма и с началом боевых действий в Донбассе под прикрытием сепаратизма, Россия еще не решила главной задачи в Украине, а именно – установление в Киеве зависимого и слабого политического режима.
Действия россиян: с начала аннексии АРК, действия российской стороны не исключают реальности определенных угроз: одновременное начало военных действий против ВСУ на Донбассе, попытка (неудачная) дестабилизировать ситуацию в Одессе 2 мая, а позднее атаки на Мариуполь, говорят о том, что угроза создания «коридора» РФ-АРК существует и она реальна. Кроме того, начав превращать Крым в мощную военную базу контроля над регионом Черного моря и в инструмент влияния на Украину, россияне планируют увеличить количество воинского контингента до 30 тыс. человек. Отряды «самообороны» Крыма проходят боевую обкатку в условиях Донбасса, что позволит их быстро превратить в боеспособные подразделения, если они не будут уничтожены ВСУ.
Наша стратегия:
1. Продолжение АТО при любых благоприятных условиях, быстрое ее превращение в войсковую операцию, поскольку до момента успешного завершения вооруженного противостояния на Донбассе реализация стратегии возвращения Крыма невозможна. Следует стремиться увеличивать численность боеспособных подразделений без увеличения общей численности ВСУ. Важным моментом тут есть демонстрация населению и зарубежным союзникам готовности Украины вооруженным путем защищать свою страну и ее настроенность на победу, преодоление деморализации населения и армии после «сдачи» Крыма без вооруженного сопротивления.
2. России очень выгодно осуществлять агрессию в условиях «мирного времени».
Наша стратегия должна отобрать у противника такое преимущество. Введение военного положения на Донбассе, при условии оглашения Украины в состоянии войны с РФ по факту аннексии Крыма и агрессии на Донбассе, позволит проводить вместо АТО полноценную войсковую операцию, что нивелирует правовой нонсенс нынешней ситуации. Неприятелем ВСУ формально станут ВС РФ вместо исключительно местных сепаратистов. Однако этот шаг несет в себе определенные риски. В первую очередь это возможность для ВС РФ проводить наступательные операции на территории Украины. Без надежной военной поддержки со стороны США, на случай прямой агрессии, такой шаг остается нецелесообразным.
3. Реформирование ВСУ при поддержке США, Великобритании и других стран: расширение института советников в оборонном секторе и секторе безопасности, люстрация руководящего состава, обучение в военных учебных заведениях стран-членов НАТО кадрового резерва, усиление контрразведывательной защиты, продвижение на руководящие должности профессионалов.
4. Создание сил стратегического сдерживания на базе отечественного ВПК.
5. Подготовка ВСУ для «захода» в Крым в благоприятный момент.
Угрозы: незаконные воинские формирования из числа крымчан были созданы россиянами в форме отрядов «самообороны», которые участвовали в силовых акциях против украинских силовиков во время аннексии АРК и продолжают использоваться на Донбассе. Таким способом создается кровная вражда между этой категорией крымчан и Украиной на случай усилений настроений в Крыму на предмет возврата Крыма в состав Украины. Среди крымчан, которые остались в АРК, присутствует ощущение предательства по отношению к Украине, определенного стыда, который может быть замещен ненавистью к Украине.
Действия россиян: имеющаяся информация свидетельствует о том, что руководство РФ планирует развивать Крым не как курорт, а исключительно как военную базу. Изыскиваются пути институционализации отрядов «самообороны» Крыма. Есть основания ожидать, что РФ, воспользовавшись значительным человеческим потенциалом в Крыму в результате аннексии полуострова, будет и дальше проводить политику усиления ненависти силовиков к Украине, используя как предлог военную агрессию на материковой Украине.
Наша стратегия: Украина должна реализовывать политику усиления ощущения стыда за предательство нашей страны со стороны крымчан из числа бывших силовиков и членов отрядов «самообороны», в частности:
по линии негосударственных организаций целесообразно создать из числа крымчан и крымских татар отдельные добровольческие подразделения самообороны или нац. гвардии для использования в рамках АТО на Донбассе с символическими названиями типа «Таврида-Днепр» (за аналогией «Нормандия-Неман»), «Ай-Петри», «Салгир» и т.д. Важно не создавать ощущения, что эти отряды созданы принудительно украинской властью. Цель мероприятия – канализировать патриотизм жителей Крыма, которые остались в АРК с целью перехода их на нашу сторону уже сейчас для участия в АТО на Донбассе как первого этапа освобождению Крыма.
СТРАТЕГИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИЗНУРЕНИЯ»
Это направление следует считать ключевым в стратегии возвращения, учитывая имеющиеся у Украины ресурсы, рычаги влияния на агрессора и позицию наших западных друзей. Для удобства планирования и реализации считается целесообразным разделить направления работы на три группы – мероприятия относительно экономики Крыма, относительно экономики России и международно-правовые мероприятия.
Угрозы: Географически Крым связан с материковой Украиной железной дорогой и автомобильными дорогами. Мощности крымских 7 торговых и рыболовецких портов (включая 2 паромные переправы) при отсутствии керченского моста и в условиях международного эмбарго на авиа перелеты в Симферополь не позволяют принимать достаточное для обеспечения нужд Крыма количество грузов и пассажиров. Слабым местом экономики Крыма остается ее зависимость от поставок воды для нужд АПК в северном и центральном Крыму, от поставок электроэнергии с Запорожской АЭС и от потока украинских курортников для нормального функционирования туристической отрасли, охватывающей 20-30% населения АРК в сезон.
Действия россиян: судя по последним заявлениям, руководство РФ понимает сложность экономической поддержки АРК с территории России без сухопутного соединения, следовательно, логическими действиями для решения проблемы следует считать следующие, характер которых указывает на то, что Россия пытается приготовиться к стратегии истощения с нашей стороны и готовится нести соответствующие затраты:
– сооружение железнодорожно-автомобильного перехода (либо туннеля) через Керченский пролив (ключевой проект);
– расширение пропускной способности паромных переправ Новороссийск – Керчь, Феодосия;
– расширение пропускной способности торговых портов Крыма для перевалки горюче-смазочных материалов, продовольствия и увеличения объемов перевозки пассажиров-курортников;
– существенное увеличение числа авиарейсов в Симферополь из России;
– попытка обеспечить стабильное транспортное сообщение через территорию Украины посредством РЖД и вновь созданной «Крымской железной дороги», не смотря на фактическое состояние войны с нашей страной;
– попытка (неудачная) обеспечить АРК продовольствием исключительно российского производства;
– запрет на функционирования в АРК украинских банковских учреждений;
– принудительная поддержка туристической отрасли Крыма за счет российских силовиков.
Наши действия: стратегия должна охватывать следующие направления:
– истребование от РФ компенсации экономических убытков государству Украины за незаконное использование имущества и ресурсов Украины, в том числе предприятий ВПК (около 30), на период оккупации АРК через международные суды в форме, которая не требует признание в судах юрисдикции РФ над Крымом;
– введение собственных торговых санкций (прекращение экономического сотрудничества) по тем направлениям, которые максимально соответствуют замыслу стратегии возвращения АРК. Для этого следует пересмотреть всю систему торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Украины и РФ, ее существующих структур и прибегнуть к «пакетному» подходу к заключению контрактов с РФ, учитывая зачетом убытки Украины в результате аннексии АРК. Например, цена на российский газ должна учитывать убытки Украины в АРК в результате потери контроля над ДК «Черноморнефтегаз» и другого госимущества;
– с учетом неразвитой транспортной инфраструктуры между АРК и РФ, отдельно определить направления прекращения или ограничения экономического сотрудничества Украины и собственно АРК: условия поставки пресной воды, электроэнергии, продуктов питания, всех видов транспортной связи и туризма;
– учитывая международную поддержку территориальной целостности Украины, определить меры прекращения нормального коммерческого сообщения АРК с внешним миром, что должно создать проблемы для бюджета полуострова и привести к необходимости предоставления значительных субсидий со стороны федерального бюджета РФ, а именно: использование иностранными партнерами портов, аэропортов, авиасообщения. Ведение бизнеса и инвестиционной деятельности на полуострове должно приводить к введению санкций против таких иностранных фирм и компаний;
– для координации действий правительственных и неправительственных структур Украины видится целесообразным создать «Совет министров АРК» как орган исполнительной власти при правительстве Украины, который должен оперативно реализовывать стратегия возвращения Крыма и стать временной администрацией Крыма сразу после возвращения полуострова под юрисдикцию Украины до формирования новой системы власти. Финансирование этого органа целесообразно организовать как из госбюджета, так и через негосударственные структуры и фонды, создавая для него соответствующие механизмы стимулирования граждан Украины, у которых есть собственность и бизнес-интересы в АРК, для вовлечения их в работу указанного органа, в том числе финансово на донорской основе;
– Украина должна пересмотреть свою энергетическую стратегию, которая сейчас полностью зависит от поставок российских энергоносителей. Причины две: энергетическая зависимость Украины используется РФ как рычаг давления на правительство, 56% доходов госбюджета РФ формируется именно за счет экспорта энергоносителей. Украина должна начать воплощать стратегию диверсификации импорта энергоносителей;
– аннексируя АРК, РФ исходила из того, что Украина не решится на перекрытие транзита газа в ЕС, поскольку наша страна таким образом потеряет поддержку со стороны ключевых стран-членов ЕС. Последние шаги ЕС указывают на то, что ЕС готовится к варианту существенного уменьшения объемов импорта российского газа из стратегических соображений. Это создает потенциально новую ситуацию для нас, которая требует осмысления;
– экспорт нефти и угля (кроме газа) остается для РФ ключевыми источниками доходной части бюджета. Уменьшение этих поступлений неизбежно приведет к возникновению серьезных экономических и социальных проблем в РФ с учетом того, что существующих резервов хватит на 3-5 лет;
– согласно существующих договоренностей, «Южмаш» обслуживает до 2018 года наиболее важную часть сил стратегического ядерного сдерживания РФ, выведения из боеготовности которых существенно изменяет паритет РФ и США в пользу последних;
– действия Украины должны привести к усилению налоговой и экономической нагрузки на бюджет АРК до такого уровня, при котором исполнение социальных программ АРК станет невозможным в том объеме, в котором они выполнялись во время пребывания в составе Украины, а это неминуемо приведет к росту протестных настроений среди населения.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
К этой категории объектов стратегии автор относит фирмы компании, которые занесены в государственную систему ЕГРЮЛФЛП, и выходит из признания того факта, что экономика Крыма связана с материковой Украиной очень слабо, кроме таких сфер:
а. Транспортная инфраструктура: железная дорога (70% груза и пассажиров), автомобильная и авиационная. Портовое хозяйство не имеет для АРК ключевого значения.
b. Туризм: украинские курортники составляют львиную долю туристического бизнеса АРК и Южного берега (4 млн. из 5-6млн.)
с. Энергетика: зависимость только от поставок электроэнергии с Запорожской АЭС и энергетическим углем для ТЕЦ. Газом АРК обеспечен полностью за счет «Черноморнефтегаза», бензином – за счет экспорта из РФ.
d. Вода: питьевой водой АРК себя обеспечивает полностью. Северо-крымский канал удовлетворяет до 80% потребностей водя для нужд с/х – выращивание риса, кормов для скота, овощеводства и выращивания фруктов.
е. Продукты питания: рынок АРК обеспечивается продукцией украинских производителей на 80% с тенденцией к росту в условиях, когда доля производителей в самом Крыму уменьшается, а две попытки РФ запретить импорт украинских продуктов питания (в мае и августе) успеха не имели, хотя ожидается еще одна попытка в январе 2015 г.
Предприятия транспортной инфраструктуры: это все предприятия на момент аннексии находились в государственной собственности Украины, и которая стала объектом «национализации» новой власти АРК.
Действия россиян: проведена спорная «национализация» государственных предприятий в отрасли с мизерной долей частной собственности, что создает предпосылки для судебных исков со стороны Украины. Отключена от Украины работа крымского участка ж/д и воздушного контроля, ведется подготовка к открытию маршрутов поездов и авиасообщения, обходящих территорию Украины.
Наши действия: в этом направлении должна лежать реализация следующих принципов:
– постановка под сомнение прав собственности: убытки от национализации государственных активов Украины должны быть компенсированы через международный арбитраж. Учитывая, что процесс будет сложный и затянутый по времени, это создает ситуацию, которая позволяет реализовать следующий принцип: вся незаконно захваченная собственность государства Украина (движимый состав железной дороги, самолеты) должна быть конфискована при пересечении границы Украины;
– постановка под сомнение права собственности на частные активы: вертолеты, плавсредства (катера и другие) через международные суды с целью реализации принципа – незаконная собственность, которую нельзя отсудить, не должна использоваться вне территории АРК;
– правовые и политические усилия на международной арене с целью сделать невозможным использование и поддержание в рабочем состоянии транспортной инфраструктуры АРК, учитывая незаконности аннексии Крыма, как со стороны юридических лиц РФ, так и третьих стран, что должно привести к упадку и разрушению всей инфраструктуры.
– прекращение прямого ж/д сообщения РФ и РБ с оккупированным Крымом по соображениям национальной безопасности, ввод обязательной пересадки в Украине на поезда украинского сообщения (реализовать намерение «Укрзал1знищ» от 19 апреля).
Что касается железнодорожного сообщения, оно должно сохраняться в АРК со стороны Украины, при этом «Укрзалізниця» не должна переходить на обслуживание клиентов только до границы с АРК, а должна брать плату за весь тариф до конечного пункта.
– Дополнительные тарифы, которые вводит власть АРК на провоз грузов и пассажиров для обслуживания потребностей крымского отрезка Приднепровской железной дороги должно создавать негативный эффект для клиентов железной дороги.
– Подвижной состав Приднепровской железной дороги, который сейчас используется незаконно властью АРК, должен быть возвращен в собственность украинского государства, или, если это невозможно, его использование должно быть ограничено территорией полуострова.
Что касается авиационной инфраструктуры, которая является собственностью государства Украина, должны начаться усилия относительно компенсации стоимости ее незаконного использования через международные суды. При этом стоит одновременно инициировать судовые иски относительно незаконной конфискации частной движимой собственности, как то вертолетов и самолетов малой авиации.
Что касается портового хозяйства, которое на момент аннексии также находилось в собственности государства Украины, следует поступить по аналогии с авиационным.
Что касается автодорожного хозяйства, стратегия должна заключаться в том, что бы сделать невозможным ее нормальное использование для обеспечения надежного транспортного соединения с РФ до АРК (направление требует отдельной проработки).
РЕКРЕАЦИОННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Угрозы: почти 200 санаториев и домов отдыха различных ОЦВВ Украины от Президентской дачи до домов отдыха МОЗ Украины (для самых бедных), находившиеся в государственной собственности, сейчас конфискованы.
Действия россиян: эти объекты составляют основу курортного бизнеса АРК и именно на эти учреждения припали основные усилия РФ по их экономической поддержке путем направления в них на отдых госслужащих РФ. Слабыми местами этой стратегии являются следующие моменты, которые целесообразно использовать:
– задекларированная руководством РФ цель развивать Крым как всероссийскую здравницу противоречит реальным усилиям РФ по превращению Крыма в мощную военную базу для усиления своего военного влияния на регион Черного моря, поскольку уже потрачены 50 млрд. дол. на застройку курортов Сочи и Адыгеи;
– льготные привилегии создают дискриминационную среду для других регионов России и порождают недовольство, поэтому предложенные меры будут временными по действию.
Наши действия: тут следует иметь в виду, что курортный бизнес является ведущим для жителей Крыма, поэтому наши меры должны быть сбалансированы с тем, чтобы не потерять позитивную связь с населением полуострова, не породить значительную волну безработицы и поток экономических беженцев в Украину. С этой целью нужно вести постоянный мониторинг эффективности наших действий для внесения своевременных корректив:
– усилия следует направить против тех российских тур. агентств и солидных фирм с бизнесом в странах Запада, через которые госучреждения РФ направляли по путевкам своих сотрудников на оздоровление в АРК;
– в судебном порядке опротестовать «национализацию» государственных и профсоюзных учреждений: санаториев, дач, профилакториев, здравниц и других с целью принудить новых собственников выплатить компенсацию за их незаконное использование;
– рекреационный малый и средний частный бизнес АРК понес наибольшие убытки в результате аннексии. Целесообразно рассматривать этот сегмента как целевую группу, меры влияния на которую требуют отдельной обработки, поскольку контрмеры Украины не должны привести к потере связи с этой группой граждан.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Угрозы: Крым сохраняет значительную зависимость от Украины в сфере электроэнергии, которую покупает по льготным тарифам из Запорожской АЭС: 80% поставляют херсонские магистральные электрические сети, 5% поставляет Мелитополь, на15% Крым обеспечивает себя сам. Собственные ТЭС Крыма добывают только 300 МВт. (Симферопольская, Керченская, Сакская ТЭС, ряд ветровых станций). Крыму не хватает 800 МВт. Пиковое употребление электроэнергии в Крыму составляет около 1,2 ГВт, обычный уровень – 800 МВт, из которых около 50 МВт припадает на «неотделимые объекты»: социальная инфраструктура и Черноморский флот.
Действия россиян: россияне надеются на то, что отключение Крыма от энергоснабжения не выгодно Украине экономически. Стратегическими для экономики Крыма является «Крымский Титан» и «Крымский содовый завод». Не исключая возможности жестоких санкций с нашей стороны, Россия стремится создать в Крыму особенную экономическую зону, где независимая электро-генерация должна стать приоритетом в течение 3х лет, а на этот период для нее целесообразно сохранить импорт из Украины по льготным тарифам.
Россия рассматривает три варианта собственного энергоснабжения Крыма, все они предусматривают приблизительные расходы в 90-100 млрд. руб. Совместно с институтами «Энергосетьпроект» и «Газпром промгаз» детально прорабатываются варианты развития схемы энерго- и газоснабжения полуострова:
Первый – строительство генерации общей мощностью приблизительно 1320 МВт из трех станций, каждая по два блока по 220 МВт, и прокладка газопровода со стороны Краснодарского края по дну Черного моря, который будет ответвлением «Южного потока». Генерация будет полностью газовой. Это потребует 1,5-1,7 млрд. м3 газа в год дополнительно к текущему потреблению полуострова, а это приблизительно 1,7 млрд. м3 в год.
Газпром предложил проект газопровода Краснодар – Севастополь на 10 млрд. м3 стоимостью $1 млрд. (5-6 млрд. руб.) и длинной 400 км либо Анапа – Севастополь длинной 100-300 км. Цель проекта – создать в Крыму независимую от Украины электро-генерацию на базе ТЕС мощностью 1200 МВт. Газопровод будет подводный, вдоль берега Черного моря – по аналогии с газопроводом Джубга – Лазаревские – Сочи, который сделали для Олимпиады. Инициатива Газпрома встретила негативное отношение общественности РФ, которая заподозрила попытку лоббирования дорогостоящего коррупционного проекта.
В качестве временного решения на случай блокады предлагается использовать передвижные дизельные блоки, поскольку в Крыму отсутствуют энергоемкие производства. Недостатком предложения есть цена – в 10 раз выше текущей цены (не менее 10 руб. за кВт. ч).
Второй – это снабжение полуострова при помощи ЛЭП со стороны Таманского полуострова без строительства местной генерации ( проект не учитывает отсутствие соответствующих генерирующих мощностей в России). Тут могут рассматриваться как строительство ветряной лени через пролив, так и прокладка подводного кабеля. Стоимость блока, который касается усиления связей и строительства ЛЭП и генерации в Тамани, оценивается приблизительно в 55 млрд. руб. Плюс 55 млрд. руб. – строительство линий электропередачи и генерация в Таманской области и Краснодарском крае.
Альтернативный вариант – компания «Россетти» намерена в течение полутора лет проложить кабель с РФ в Крым и построить две газовые электростанции в Краснодарском крае для энергообеспечения Крымского полуострова.
Третий – промежуточный: строительство генерации в объеме 500-600 МВт и частичная поставка по линиям электропередач, сооруженным или ветряным, или подводным способом.
Были заявления о возможности реанимировать проект атомной станции в Крыму, но это связано со значительными проблемами, начиная от завоза ядерного топлива и заканчивая переработкой отработанного. Место для АЭС в Щелкино было когда-то выбрано крайне неудачно, следовательно реанимировать проект вряд ли удастся.

Filed under: Крым

Комментарии закрыты.