Закон Украины о СЭЗ Крым

15 Ноябрь 2014 автор: admin

ЗАКОН УКРАИНЫ
О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины
Данный Закон является специальным законом, который определяет особенности осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины, согласно ст. 13 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», создает свободную экономическую зону «Крым» (далее – СЭЗ «Крым») и регулирует другие аспекты правовых отношений между физическими и юридическими лицами, находящимися на временно оккупированной территории или за ее пределами.
Раздел I
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «КРЫМ»
Статья 1. Территория свободной экономической зоны «Крым»
1.1. СЭЗ «Крым» вводится в пределах двух административно-территориальных единиц Украины: Автономной Республики Крым и города Севастополя.
1.2. Административная граница между территорией СЭЗ «Крым» и остальной территорией Украины совпадает с сухопутной административной границей между Автономной Республикой Крым и Херсонской областью.
1.3. Территория СЭЗ «Крым» не распространяется на исключительную морскую экономическую зону Украины, определенную таковой согласно нормам Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года и Соглашением об имплементации части XI Конвенции от 10 декабря 1982 года, а именно: на территориальное море Украины и прилегающие зоны, проливы, используемые для международного судоходства, континентальный шельф, открытое море, режим островов и международный район морского дна, а также на воздушное пространство над полуостровом Крым, определенное таковым в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации 1944 года.
На территорию СЭЗ «Крым» распространяются нормы Договора по открытому небу 1992 года.

Статья 2. Сроки действия свободной экономической зоны «Крым»
2.1. СЭЗ «Крым» вводится на десять полных календарных лет, начиная со дня вступления в силу настоящего Закона.
2.2. Срок действия СЭЗ «Крым» может быть продлен или сокращен законом Украины.
Функционирование СЭЗ «Крым» во время режима временной оккупации ее территории осуществляется с учетом особенностей, определенных разделом II «Переходные положения» настоящего Закона.
2.3. Окончание режима временной оккупации не является основанием для прекращения действия СЭЗ «Крым».
Статья 3. Правовой режим свободной экономической зоны «Крым»
3.1. На территории СЭЗ «Крым» действует особый правовой режим экономической деятельности физических и юридических лиц, в том числе особый порядок применения норм регуляторного, налогового и таможенного законодательства Украины, а также особый режим внутренней и внешней миграции физических лиц.
3.2. В рамках СЭЗ «Крым» создается свободная таможенная зона, которая по своему функциональному типу является одновременно свободной таможенной зоной коммерческого, сервисного и промышленного типа в соответствии со статьей 430 Таможенного кодекса Украины.
3.3. Особенности правового режима СЭЗ «Крым» и свободной таможенной зоны на ее территории определяются настоящим Законом с учетом норм Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины».
3.4. Таможенные формальности, связанные с перемещением товаров, транспортных средств коммерческого назначения и граждан через административную границу СЭЗ «Крым», осуществляются в зонах таможенного контроля, расположенных в местах, определенных статьей 329 Таможенного кодекса Украины.

Статья 4. Создание свободной экономической зоны «Крым» и
Управляющей компании свободной экономической зоны «Крым»
4.1. СЭЗ «Крым» создается согласно настоящему Закону (ipso jure) без согласования с соответствующими органами местного самоуправления или местными органами исполнительной власти.
4.2. Органом хозяйственного развития и управления СЭЗ «Крым» является Управляющая компания СЭЗ «Крым» (далее – Управляющая компания), которая является юридическим лицом и находится в государственной собственности.
4.3. В течение срока действия СЭЗ «Крым» Управляющая компания не может быть корпоратизирована или приватизирована.
4.4. Функции и полномочия Управляющей компании, а также порядок контроля за ее деятельностью определяются Кабинетом Министров Украины.
Кабинет Министров Украины может отказаться от создания Управляющей компании или делегировать ее функции и полномочия определенному им центральному органу исполнительной власти Украины или государственному предприятию (далее – уполномоченному органу по вопросам Крыма).
Статья 5. Взимание налогов на территории свободной экономической зоны «Крым»
5.1. На территории СЭЗ «Крым» не взимаются общегосударственные налоги и сборы, определенные статьей 9 Налогового кодекса Украины, и сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, предусмотренный Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование».
5.2. Взаимоотношения между лицами, имеющими налоговый адрес на территории СЭЗ «Крым», и лицами, которые имеют налоговый адрес на остальной территории Украины, являются контролируемыми операциями согласно статье 39 Налогового кодекса Украины.
5.3. Физическое лицо, имеющее налоговый адрес (место жительства), юридическое лицо (обособленное подразделение), которое имеет налоговый адрес (местонахождение) на территории СЭЗ «Крым», приравниваются с целью налогообложения нерезидента.
Физическое лицо, имеющее налоговый адрес (место жительства), юридическое лицо (обособленное подразделение), которое имеет налоговый адрес (местонахождение) на территории Украины, приравниваются с целью налогообложения резидента.
5.4. Нормы пункта 103.1 статьи 103 Налогового кодекса Украины не применяются к лицам, приравненным к нерезидентам согласно пункту 5.3 настоящей статьи.
5.5. Нормы статей 154, 155, 157, 158 Налогового кодекса Украины не распространяются на доходы лиц, приравненных к резидентам согласно пункту 5.3 настоящей статьи, которые получены на территории СЭЗ «Крым».
5.6. Статья 160 Налогового кодекса Украины применяется с учетом того, что льготы, установленные для налогообложения доходов, определенных подпунктом «и» пункта 160.1 статьи 160 Налогового кодекса Украины, не применяются, а призы, которые предоставляются (выплачиваются) в пользу лиц, приравненных к нерезиденту или резиденту согласно пункту 5.3 настоящей статьи, подлежат налогообложению при их выплате (выдаче) и за их счет по двойной основной ставке, установленной в пункте 151.1 статьи 151 Налогового кодекса Украины (с учетом подраздела 4 пункта 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины).
5.7. Любые доходы, полученные лицом, приравненным к резиденту согласно нормам пункта 5.3 настоящей статьи, на территории СЭЗ «Крым», подлежат налогообложению как иностранные доходы на общих основаниях, установленных Налоговым кодексом Украины.
5.8. Доходы наемных работников, постоянно проживающих на территории СЭЗ «Крым», также как заработная плата и другие подобные выплаты и компенсации, выплачиваемые работодателем, расположенным на остальной территории Украины, облагаются налогом на общих основаниях по местонахождению такого работодателя.
5.9. На территории СЭЗ «Крым» могут взиматься местные налоги и сборы, определенные статьей 10 Налогового кодекса Украины, с учетом норм настоящей статьи.
5.10. Физическое лицо, имеющее налоговый адрес на другой территории Украины, нежели СЭЗ «Крым», обязано задекларировать объекты жилой недвижимости, которые находятся в его собственности и расположены на территории СЭЗ «Крым», с целью:
а) определения общей базы налогообложения на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в соответствии с пунктом 265.3 статьи 265 Налогового кодекса Украины;
б) получения льгот по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в соответствии с пунктом 265.4 статьи 265 Налогового кодекса Украины.
5.11. Расходы юридического лица, приравненного к резиденту, понесенные на оплату стоимости товаров (работ, услуг), предоставленных лицом, приравненным к нерезиденту, включаются в состав расходов такого лица в сумме, предусмотренной пунктом 161.2 статьи 161 Налогового кодекса Украины для оффшорных компаний.
Статья 6. Особенности поставки товаров на (с) территории
свободной экономической зоны «Крым»
6.1. Поставка товаров на территорию СЭЗ «Крым», а также поставка услуг с территории СЭЗ «Крым» подпадает под регулирование законов Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма», «О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования».
Такие поставки не подпадают под нормы международных соглашений (договоров), регулирующих вопросы международного оборота товаров, в частности (но не исключительно) о зонах свободной торговли, или заключенных в рамках ГАТТ/ВТО.
6.2. Временный ввоз зарегистрированных на территории СЭЗ «Крым» автотранспортных средств (моторных транспортных средств, прицепов, полуприцепов) или подвижного состава, используемых в перевозках через административную границу СЭЗ «Крым» для платной транспортировки лиц, для платной или бесплатной промышленной или коммерческой транспортировки товаров вместе с их обычными запасными частями, принадлежностями и оборудованием, а также маслом и топливом, содержащимися в их обычных баках, в течение их транспортировки вместе с транспортными средствами коммерческого назначения, осуществляется с полным условным освобождением от налогообложения в порядке, установленном законодательством Украины для перемещения транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу Украины.
6.3. Таможенные формальности, связанные с перемещением товаров, транспортных средств коммерческого назначения и граждан через административную границу СЭЗ «Крым», осуществляются в зонах таможенного контроля, расположенных в местах, определенных в статье 329 Таможенного кодекса Украины, как при перемещении через таможенную территорию Украины.
6.4. Товары, которые были произведены, достаточно переработаны или ввезены на таможенную территорию Украины и выпущены для свободного обращения на временно оккупированную территорию Украины до вступления в силу Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», считаются товарами украинского происхождения, которые свободно перемещаются на другую территорию Украины без применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности до 1 января 2015 года.
6.5. Для целей применения налогового и таможенного законодательства договоры, заключенные между субъектами хозяйствования, расположенными на территории СЭЗ «Крым», и другими субъектами хозяйствования, являются документами, которые используются вместо внешнеэкономических договоров (контрактов).
6.6. Товары, которые согласно разделу II Таможенного кодекса Украины соответствуют критериям полностью произведенных, достаточно переработанных или ввезенных на таможенную территорию Украины и выпущенных для свободного обращения на временно оккупированной территории Украины, считаются товарами из Украины и свободно перемещаются на другую территорию Украины без применения каких-либо пошлин, предусмотренных главой 42 Таможенного кодекса Украины, при условии предоставления сертификата о происхождении товара из Украины, который выдается торгово-промышленными палатами на территории Украины.
Статья 7. Порядок пересечения физическими лицами административной границы свободной экономической зоны «Крым»
7.1. На физических лиц, пересекающих административную границу СЭЗ «Крым», распространяется действие раздела XII Таможенного кодекса Украины с учетом положений статьи 9 настоящего Закона о перемещении валютных ценностей.
7.2. На физических лиц, пересекающих административную границу СЭЗ «Крым», распространяется действие Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма».
7.3. Граждане Украины при пересечении административной границы СЭЗ «Крым», руководствуясь нормами Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине», имеют право:
а) пересечь административную границу между СЭЗ «Крым» и остальной территорией Украины при условии предъявления любого документа, определенного статьей 5 Закона Украины «О гражданстве Украины» или статьей 2 Закона Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины»;
б) пересечь административную границу СЭЗ «Крым» из-за пределов (за пределы) государственной границы Украины при условии предъявления любого документа, определенного статьей 2 Закона Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины».
7.4. Иностранные граждане и лица без гражданства при пересечении административной границы СЭЗ «Крым» руководствуются нормами Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» с учетом того, что они:
а) имеют право пересечь административную границу СЭЗ «Крым» при условии предъявления надлежащего паспортного документа иностранца, определенного пунктом 16 части первой статьи 1 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», или справки о временном проживании, определенной пунктом 18 статьи 1 (при наличии оснований, определенных частями четвертой – двенадцатой статьи 4 указанного Закона);
б) в случае нарушения правил пересечения административной границы СЭЗ «Крым» – подпадают под действие статьи 13 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»;
в) имеют право пересечь административную границу СЭЗ «Крым» в случаях и по процедуре, предусмотренными Конвенцией Организации Объединенных Наций о статусе беженцев 1951 года.
Статья 8. Порядок предоставления государственных гарантий на территории свободной экономической зоны «Крым»
8.1. Украина гарантирует защиту имущественных и неимущественных прав физических и юридических лиц на территории СЭЗ «Крым» согласно законам Украины, в том числе по защите иностранных инвестиций.
8.2. Государственные гарантии по внутренним и внешним местным заимствованиям (кредитам) Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также лиц, проживающих на этой территории, не предоставляются. Порядок уплаты (списания, продажи) ранее гарантированного государством долга Автономной Республики Крым и города Севастополя или лиц, находящихся на этой территории, в части, которая остается непогашенной на дату вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Кабинетом Министров Украины.
8.3. На физических лиц, проживающих (находящихся) на территории СЭЗ «Крым» и имеющих гражданство иностранного государства или являющихся лицами без гражданства, не распространяются государственные гарантии (льготы, пособия), установленные законами Украины «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины», «О государственной помощи семьям с детьми» и другими законами Украины.
Статья 9. Действие валютного и платежных режимов в пределах
свободной экономической зоны «Крым»
9.1. На территории СЭЗ «Крым» может применяться мультивалютный режим, по которому в оплату стоимости товаров (работ, услуг), которые продаются (предоставляются) в пределах СЭЗ «Крым», принимаются как гривна, так и валюты иностранных государств, отнесенные Национальным банком Украины к 1-2 группам Классификатора иностранных валют и банковских металлов.
Любые безналичные платежи (переводы) с территории СЭЗ «Крым» на другую территорию Украины или с другой территории Украины на территорию СЭЗ «Крым» осуществляются исключительно в гривне или в свободно конвертируемой валюте. Особенности режима таких платежей (переводов) устанавливаются Национальным банком Украины.
Операции, предусмотренные пунктом 9.1 настоящей статьи, не требуют индивидуальной лицензии Национального банка Украины, определенной пунктом 4 статьи 5 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля».
9.2. Физические лица имеют право ввезти на территорию СЭЗ «Крым» или вывезти из нее на другую территорию Украины наличные средства или банковские металлы на сумму, установленную Национальным банком Украины в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» и согласно требованиям закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма».
9.3. На территорию СЭЗ «Крым» распространяются нормы Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» с учетом того, что:
а) электронные платежные средства, эмитированные на территории СЭЗ «Крым», в том числе как мобильный платежный инструмент, не могут использоваться на другой территории Украины с целью инициирования любого денежного перевода;
б) электронные платежные средства, эмитированные внутригосударственной платежной системой или международными платежными системами, могут использоваться на территории СЭЗ «Крым».
9.4. Требования законодательства Украины относительно обязательной продажи поступлений (в том числе выручки) в иностранной валюте не применяются к юридическим лицам (филиалов, отделений, других отдельных подразделений юридических лиц), находящихся на территории СЭЗ «Крым».
На операции, осуществляемые между резидентами Украины и лицами с местонахождением на территории СЭЗ «Крым», а также на расчеты по таким операциям не распространяются нормы Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте».

Статья 10. Применение отдельных норм регуляторного законодательства на территории свободной экономической зоны «Крым»
10.1. Субъекты хозяйственной деятельности, находящиеся (проживающие) на территории СЭЗ «Крым», могут получить статус участников, участников предварительной квалификации или исполнителей, а товары (работы, услуги), которые произведены на территории СЭЗ «Крым», могут быть объектом государственных закупок на общих основаниях согласно Закону Украины «Об осуществлении государственных закупок», которые осуществляются за счет средств государственного или местных бюджетов.
10.2. Законы Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», «О защите экономической конкуренции» распространяются на взаимоотношения, возникающие между субъектами хозяйствования с местонахождением на территории СЭЗ «Крым» и субъектами хозяйствования с местонахождением на остальной территории Украины.
10.3. Лицензии, выданные до вступления в силу настоящего Закона субъектам хозяйственной деятельности в соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», Законом Украины «О радиочастотном ресурсе Украины», и/или сертификаты, предоставленные в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины «О стандартизации и сертификации», и/или разрешения, предоставленные в соответствии с Законом Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», действуют на территории СЭЗ «Крым» до окончания срока действия этих лицензий, сертификатов, разрешений.
Статья 11. Особенности трудовых отношений на территории
свободной экономической зоны «Крым»
11.1. На граждан Украины, которые постоянно или временно проживают на территории СЭЗ «Крым» и/или находятся в трудовых отношениях с работодателем, который находится на территории СЭЗ «Крым», распространяются положения конвенций Международной организации труда, согласие на обязательность которых предоставлено Украиной, основы Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики 1977 года, а также законодательство Украины о труде.
11.2. На территории СЭЗ «Крым»:
а) гарантируется свободная деятельность профсоюзов и право на забастовку в соответствии с Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Профсоюз, который распространяет свою деятельность на территорию СЭЗ «Крым», может быть создан (его органы размещены) также за пределами территории СЭЗ «Крым»;
б) действуют нормы законов Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «Об организациях работодателей, их объединениях, правах и гарантиях их деятельности» (с учетом того, что организация (объединение) работодателей может быть создана (органы размещены) за пределами территории СЭЗ «Крым»), «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
Раздел II
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 12. Особенности функционирования свободной экономической зоны «Крым» во время временной оккупации ее территории
12.1. Началом временной оккупации территории Автономной Республики Крым и города Севастополя считается дата вступления в силу Резолюции № 68/262 Сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 27 марта 2014 года о поддержке территориальной целостности Украины.
В отдельных случаях, прямо определенных этим Законом, началом временной оккупации считается дата вступления в силу Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины».
12.2. Завершением временной оккупации территории Автономной Республики Крым и города Севастополя считается дата, с которой теряет силу Резолюция № 68/262 Сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 27 марта 2014 года о поддержке территориальной целостности Украины или пункт 6 указанной Резолюции, который призывает все государства, международные организации и специализированные учреждения не признавать какую-либо смену статуса Автономной Республики Крым или города Севастополя.
Независимо от положений абзаца первого этого пункта срок временной оккупации считается также завершенным с даты вступления в силу закона Украины, который прекращает действие Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины».
12.3. Во время временной оккупации взимание налогов и сборов, единого социального взноса и применение регистраторов расчетных операций в отношении территории СЭЗ «Крым» действуют с учетом того, что:
1) общегосударственные налоги и сборы, определенные статьей 9 Налогового кодекса Украины, статьей 271 Таможенного кодекса Украины, единый взнос, установленный законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, взимание которого осуществляется в соответствии с Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», не взыскиваются с доходов, полученных юридическими лицами (их обособленными подразделениями) и физическими лицами на временно оккупированной территории, операций и / или иных объектов налогообложения (в том числе о объектов, связанных с налогообложением) на временно оккупированной территории.
Лица, которые состояли на учете в контролирующих органах или находились (проживали) на территории Автономной Республики Крым или города Севастополя на момент начала временной оккупации, освобождаются от обязанностей уплаты единого взноса, предусмотренного Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», и выполнения требований закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» при осуществлении их предпринимательской деятельности на временно оккупированной территории Украины.
Такие лица имеют право на добровольную уплату единого взноса, предусмотренного Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины или уполномоченным органом по вопросам Крыма.
Лица, которые состояли на учете в контролирующих органах или находились (проживали) на территории Автономной Республики Крым или города Севастополя на момент начала временной оккупации, освобождаются от обязанности представления в контролирующие органы деклараций (кроме таможенных деклараций), отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов в течение срока такой временной оккупации и после ее завершения;
2) марки акцизного налога, которые остаются неиспользованными на дату вступления в силу настоящего Закона производителями алкогольных напитков и табачных изделий, которые были зарегистрированы на временно оккупированной территории в начале временной оккупации:
а) или используются таковыми производителями на остальной территории Украины при условии уплаты надлежащих сумм акцизного налога;
б) или в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, передаются другим производителям алкогольных напитков и табачных изделий, зарегистрированным на остальной территории Украины. В этом случае эти производители возмещают расходы, понесенные на оплату стоимости изготовления указанных марок акцизного налога на согласованных между сторонами условиях, и платят причитающиеся суммы акцизного налога;
в) или возвращаются контролирующему органу – продавцу марок акцизного налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. В этом случае:
сумма уплаченного акцизного налога возвращается такому производителю алкогольных напитков и табачных изделий или по его желанию учитывается в уменьшение его обязательств по акцизному налогу в следующих налоговых периодах;
расходы, понесенные на оплату стоимости изготовления указанных марок акцизного налога, не возмещаются;
контролирующий орган принимает решение об уничтожении таких марок акцизного налога или об их выдаче другим производителям алкогольных напитков и табачных изделий, зарегистрированным на остальной территории Украины, без взимания платы за изготовление таких марок. Порядок уничтожения или выдачи таких марок акцизного сбора устанавливается Кабинетом Министров Украины или уполномоченным органом по вопросам Крыма;
3) с 1 июня 2014 года считается аннулированной налоговая регистрация лиц, которые по состоянию на 31 мая 2014 года проживали и находились на учете в контролирующих органах на территории Автономной Республики Крым или города Севастополя.
Такая налоговая регистрация может быть восстановлена после эвакуации лица на остальную территорию Украины согласно статье 15 настоящего Закона в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по вопросам налогообложения, или вследствие окончания срока временной оккупации;
4) в случае ввоза на территорию Украины табачных изделий или алкогольных напитков, произведенных на временно оккупированной территории до вступления в силу данного Закона, налогоплательщик подает контролирующему органу вместе с другими документами, предусмотренными Таможенным кодексом Украины, экземпляр заявки-расчета с отметкой продавца марок акцизного налога об уплате производителем сумм налога с алкогольных напитков, для производства которых используется спирт этиловый неденатурированный, в соответствующий бюджет в полном объеме и/или экземпляр заявки-расчета с отметкой продавца марок акцизного налога об уплате налогоплательщиком сумм налога с алкогольных напитков, для производства которых не используется спирт этиловый неденатурированный, в государственный бюджет в полном объеме;
5) для получения права на налоговую социальную льготу, предусмотренную статьей 169 Налогового кодекса Украины, физическое лицо-резидент обязано задекларировать доходы, имеющие источник происхождения на территории СЭЗ «Крым», и подать декларацию об отсутствии гражданства государства-оккупанта;
6) любые налоги, сборы (обязательные платежи), взимаемые на территории СЭЗ «Крым», не изменяют размер налоговых обязательств по налогам, сборам (обязательным платежам), начисленных (подлежащих взысканию) на территории Украины;
7) любые доходы с источником их происхождения на территории СЭЗ «Крым», полученные физическим, юридическим лицом, приравненным к резиденту, облагаются налогом по правилам, установленным для иностранных доходов;
8) во время временной оккупации нормы пункта 5.11 статьи 5 настоящего Закона не применяются;
9) любые доходы с источником их происхождения на территории Украины, которые начисляются (выплачиваются) в пользу лиц, приравненных к нерезидентам, облагаются налогом по правилам, установленным для их выплаты (репатриации) за пределы Украины;
10) плательщики налога на прибыль предприятий, имеющие обособленные подразделения на территории СЭЗ «Крым», и плательщики указанного налога с местонахождением на территории СЭЗ «Крым», имеющие обособленные подразделения на остальной территории Украины, не могут платить налог на прибыль предприятий на консолидированной основе;
11) к налогоплательщикам, которые по состоянию на момент начала временной оккупации находились на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, не применяются, начиная с первого числа месяца, в котором вступила в силу Резолюция № 68/262 Сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 27 марта 2014 года о поддержке территориальной целостности Украины, финансовые и штрафные санкции за нарушение требований порядка представления, вычисления, правильности заполнения налоговых деклараций (налоговой отчетности) и полноты уплаты сумм налогов и сборов;
12) не применяется к налогоплательщикам, находящимся на территории СЭЗ «Крым», нормы статей 59, 60, 87-101, 124, 126 и 129 Налогового кодекса Украины.
Налоговая информация о суммах налогового долга налогоплательщиков, находящихся на территории СЭЗ «Крым», сохраняется и обрабатывается в информационных базах контролирующих органов в отдельном (внебалансовом) порядке.
12.4. Во время временной оккупации поставки товаров на территорию (с территории) СЭЗ «Крым» осуществляются с учетом того, что:
1) таможенные формальности, связанные с поставками товаров, перемещением транспортных средств коммерческого назначения и физических лиц через административную границу СЭЗ «Крым», осуществляются в соответствующих контрольных пунктах въезда-выезда, в которых создаются подразделения органов доходов и сборов, а для поставки товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и линиями электропередач, – в местах, определенных статьей 231 и частью пятой статьи 247 Таможенного кодекса Украины;
2) на товары, ввозимые с территории СЭЗ «Крым» на территорию Украины, по желанию продавца (производителя, поставщика) выдается сертификат происхождения в порядке, определенном разделом II Таможенного кодекса Украины, с учетом Протокола I к Соглашению об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, 2014 года (с момента вступления в силу), Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств 2009 года (кроме товаров, предназначенных для вывоза на территорию государства-оккупанта) и других международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Предпосылкой получения сертификата или других документов о происхождении товара из Украины является предоставление надлежащих документов согласно законодательству.
Таможенное оформление товаров, которые были ввезены с территории СЭЗ «Крым» на территорию Украины и вывозятся за пределы таможенной территории Украины как товары украинского происхождения, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Украины на другой (кроме оккупированной) территории Украины с обязательным предоставлением таможне документов, подтверждающих происхождение товаров из Украины, предусмотренных разделом II Таможенного кодекса Украины и / или соответствующим международным соглашением.
Проверка данных, указанных в поданной документации, может быть осуществлена таможенными органами Украины в порядке и в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Украины и / или соответствующим международным соглашением;
3) нормы части второй статьи 130, части третьей статьи 131, части четвертой статьи 136, статей 137-139, части седьмой статьи 430, статьи 432, пунктов 2, 4 и 5 части первой статьи 433, частей третьей и пятой статьи 434, статьи 435, 436 Таможенного кодекса Украины не применяются на территории СЭЗ «Крым»;
4) Кабинет Министров Украины имеет право временно ограничить поставки отдельных товаров (работ, услуг) и/или под отдельными (всеми) таможенными режимами с временно оккупированной территории на территорию Украины, и/или с территории Украины на временно оккупированную территорию.
Данное решение:
а) принимается исключительно с целью обеспечения безопасности государства, сохранения общественного порядка и охраны здоровья населения Украины;
б) вступает в силу не ранее чем через 30 календарных дней после его обнародования;
в) не может приводить к нарушению норм Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», другого антимонопольного законодательства Украины в части, которая распространяется на покупателей таких товаров (работ, услуг) на остальной территории Украины;
5) поставка товаров с территории СЭЗ «Крым» на другую территорию Украины для их свободного обращения осуществляется в таможенном режиме импорта с применением норм законодательства Украины о государственном санитарно-эпидемиологическом, ветеринарно-санитарном, фито-санитарном, экологическом, радиологическом контроле, других мероприятий тарифного и нетарифного регулирования, с учетом положений статьи 6 настоящего Закона.
Поставка товаров, имеющих таможенный статус украинских товаров, с территории Украины на территорию СЭЗ «Крым» приравнивается к таможенному режиму экспорта, в том числе для целей тарифного и нетарифного регулирования;
6) товары, находившиеся на территории СЭЗ «Крым» на день вступления в силу настоящего Закона, приобретают таможенный статус иностранных товаров с учетом положений статьи 6 настоящего Закона.
12.5. Физические лица (иностранные граждане, лица без гражданства, граждане Украины), которые проживают на временно оккупированной территории Украины, в том числе те, которые временно находятся на остальной территории Украины, а также юридические лица и их обособленные подразделения с местонахождением на временно оккупированной территории Украины для целей осуществления таможенных формальностей признаются нерезидентами.
12.6. Во время оккупации физическое лицо может пересечь административную границу СЭЗ «Крым», учитывая, что:
1) порядок пересечения физическими лицами административной границы СЭЗ «Крым» устанавливается с учетом Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»;
2) нормы международных соглашений, заключенных между компетентными органами Украины и других стран об использовании национальных (внутренних) документов для въезда, выезда и передвижения физических лиц по территории договаривающихся сторон, не распространяются на временно оккупированную территорию Украины;
3) паспорт или другой проездной документ лица, который был выдан компетентным органом государства-оккупанта на территории временно оккупированной территории Украины, или физического лица, постоянно проживающего или временно находящегося на такой оккупированной территории, считается недействительным, не дает права на пересечение административной границы СЭЗ «Крым» и государственной границы Украины;
4) на административной границе СЭЗ «Крым» вводится временный пограничный контроль.
12.7. Во время временной оккупации порядок предоставления государственных гарантий на территории СЭЗ «Крым» действует с учетом того, что:
1) законы Украины «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины», «О системе гарантирования вкладов физических лиц», «О государственной помощи семьям с детьми» и другие законодательные акты Украины, которые предусматривают предоставление дотаций, субсидий, других денежных выплат за счет бюджетов, фондов государственного социального страхования (обеспечения), Фонда гарантирования вкладов физических лиц, получения налоговой социальной льготы, а также льгот и компенсаций, определенных статьей 14 настоящего Закона:
а) распространяются на граждан Украины, которые не имеют одновременно гражданства государства-оккупанта;
б) предоставляются на остальной территории Украины при соблюдении определенных законодательством процедур при предъявлении действительного паспорта гражданина Украины и личной декларации об отсутствии гражданства государства-оккупанта;
2) к гражданину Украины, который лично декларирует отсутствие гражданства государства-оккупанта, но фактически имеет такое гражданство на момент получения государственных гарантий, применяется юридическая ответственность, установленная законами Украины за неправомерное (незаконное) получение соответствующих выплат (льгот, компенсаций).
12.8. Во время режима временной оккупации валютный и платежный режимы действуют с учетом того, что:
1) система электронных платежей Национального банка Украины и внутригосударственные платежные системы, платежными организациями которых являются резиденты Украины, не применяются на временно оккупированной территории Украины;
2) перемещение наличной валюты государства-оккупанта через административную границу СЭЗ «Крым» запрещается, за исключением ее перемещения физическими лицами в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 гривен, при условии устного декларирования должностному лицу таможни;
3) открытие на территории Украины вкладов (депозитов) и/или предоставление займов (кредитов), выраженных в валюте государства-оккупанта, запрещается;
4) Национальный банк Украины может установить особый порядок ввоза на территорию Украины наличной валюты государства-оккупанта через другие участки государственной границы Украины и/или особый порядок обмена валюты государства-оккупанта на гривну на остальной территории Украины, ограничить или запретить такой обмен на срок временной оккупации;
5) валютный резерв Украины не может содержать валюту, эмитированную государством-оккупантом, или ценные бумаги (другие долговые инструменты), выраженные в валюте государства-оккупанта.
12.9. Во время оккупации нормы регуляторного законодательства на территории СЭЗ «Крым» применяются с учетом того, что:
1) лицензии, предоставленные субъектам хозяйственной деятельности до вступления в силу Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» в соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», и/или сертификаты, предоставленные в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины «О стандартизации и сертификации», и/или разрешения, предоставленные в соответствии с Законом Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности»:
а) считаются действительными на временно оккупированной территории Украины;
б) могут использоваться для проведения хозяйственной (предпринимательской) деятельности на другой территории Украины до окончания срока их действия;
в) не могут быть продленными в соответствии с законодательством Украины, кроме случаев, когда до окончания срока действия таких лицензий (разрешений) теряет силу Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». Указанное положение не распространяется на порядок продления, переоформления сертификатов;
г) могут быть остановлены (аннулированы, отозваны, отменены) на основаниях, установленных законодательством Украины. Если согласно законодательству для этого требуется решение суда, такой суд должен находиться на другой (не оккупированной) территории Украины.
Лицензии на экспорт товаров, выданные в соответствии со статьей 16 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» субъектам внешнеэкономической деятельности, зарегистрированным на территории СЭЗ «Крым», считаются аннулированными для осуществления ими лицензируемой деятельности со дня вступления в силу настоящего Закона.
Лицензии и разрешения на осуществление видов деятельности, определенных статьей 404 Таможенного кодекса Украины, выданные органами доходов и сборов предприятиям, считаются аннулированными для осуществления ими лицензированной (разрешительной) деятельности на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя со дня вступления в силу настоящего Закона.
Лицензии на осуществление видов деятельности, определенных Законом Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», выданные органами доходов и сборов субъектам хозяйственной деятельности, могут использоваться для проведения хозяйственной (предпринимательской) деятельности до окончания срока их действия при условии уплаты очередного платежа за такие лицензии;
2) Кабинет Министров Украины принимает решение об особенностях применения норм данного пункта с учетом того, что любой спор между Украиной и государством-оккупантом передается в суд, созданный по законодательству нейтральной страны и/или под эгидой Организации Объединенных Наций.
12.10. На временно оккупированной территории Украины:
а) обязанности по соблюдению прав человека возлагаются на государство-оккупанта согласно Женевским конвенциям 1949 года и Дополнительным протоколам 1977 года;
б) лицо освобождается от обязанности получения разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, предусмотренной Законом Украины «О занятости населения»;
в) лицо не несет юридической ответственности за невыплату или задержку выплаты заработной платы работникам, предусмотренной законодательством Украины, если такая невыплата (задержка) возникла вследствие временной оккупации (обстоятельств непреодолимой силы).
12.11. Во время временной оккупации:
а) субъекты хозяйственной деятельности, которые расположены или проживают на территории СЭЗ «Крым», и субъекты хозяйственной деятельности, которые расположены или проживают на остальной территории Украины, заключают договоры на основе использования норм права Украины и пункта 9.1 статьи 9 настоящего Закона;
б) споры между субъектами хозяйственной, которые расположены или проживают на территории СЭЗ «Крым», и субъектами хозяйственной деятельности, которые расположены или проживают на остальной территории Украины, не урегулированные путем переговоров, подсудны судам Украины или, по договоренности сторон, Международному коммерческому арбитражному суду при Торгово-промышленной палате Украины и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Украины;
в) торгово-промышленные палаты Украины засвидетельствуют наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) в соответствии с условиями договоров между субъектами хозяйственной деятельности, которые расположены или проживают на территории СЭЗ «Крым», и субъектами хозяйственной деятельности, которые расположены или проживают на остальной территории Украины, если иной порядок засвидетельствования наличия таких обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) не установлен международными договорами Украины.
Статья 13. Операции с объектами права частной, государственной
и коммунальной собственности на временно оккупированной территории Украины
13.1. Объекты права частной, государственной и коммунальной собственности, расположенные (находящиеся) на временно оккупированной территории Украины, остаются в собственности лиц, имевших такие объекты в собственности (пользовании) на момент начала временной оккупации.
13.2. В течение срока временной оккупации:
а) передача права частной собственности на объекты, расположенные (находящиеся) на временно оккупированной территории Украины, подлежит регистрации на остальной территории Украины согласно правилам, установленным законодательством Украины;
б) приватизация объектов государственной и коммунальной собственности осуществляется согласно Закону Украины «О приватизации государственного имущества» и законодательству Украины о приватизации коммунального имущества;
в) любые сделки с землями, которые расположены (находятся) в пределах временно оккупированной территории Украины, осуществляются по правилам, установленным Земельным кодексом Украины и другим законодательством Украины относительно отчуждения (продажи, аренды) земли на территории Украины.
13.3. Во время временной оккупации не разрешается осуществление любых сделок с объектами собственности, указанными в пункте 13.1 этой статьи, если их стороной является лицо, находящееся в собственности или под контролем государства-оккупанта. Термин «контроль» употребляется в значении, определенном пунктом 17 части первой статьи 1 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг».
13.4. Любые договора, заключенные вопреки требованиям настоящей статьи, считаются юридически ничтожными со дня их заключения и не подлежат исполнению.
Статья 14. Эвакуация граждан с временно оккупированной территории Украины
14.1. Внутренне перемещенным лицом считается лицо, подпадающее под определение Устава Управления Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев и на момент начала временной оккупации проживающее или временного пребывающее на территории Автономной Республики Крым или города Севастополя.
14.2. Внутренне перемещенное лицо, которое депортируется (принудительно направляется, доставляется) за пределы временно оккупированной территории Украины или не может вернуться в место своего проживания или временного пребывания по решению соответствующих органов государства-оккупанта:
а) получает одноразовую субсидию, которая состоит из компенсации фактически понесенных расходов на эвакуацию с временно оккупированной территории Украины и средств на начальное обустройство.
Порядок расчета такой субсидии, ее состав и сроки предоставления определяются Кабинетом Министров Украины;
б) имеет право на бесплатное размещение (обучение) в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях на остальной территории Украины. Порядок такого размещения (обучения) определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования;
в) освобождается от платы за общежитие в случае поступления в высшее учебное заведение, а также в аспирантуру или докторантуру на остальной территории Украины;
г) закрепляется за соответствующими учреждениями здравоохранения и получает безвозмездно медицинскую помощь и медицинское обслуживание;
г) подпадает под действие норм законодательства Украины относительно правового статуса лиц, вынужденно покинувших место жительства вследствие временной оккупации Автономной Республики Крым и города Севастополя.
14.3. На протяжении всего срока временной оккупации вынужденно перемещенное лицо освобождается от обязанности погашения основной суммы ипотечного кредита и начисленных процентов по нему, если объектом ипотеки является имущество, расположенное (зарегистрированное) на территории, которая после заключения такого ипотечного договора была временно оккупирована. Национальный банк Украины принимает решение об изменении классификации таких ипотечных кредитов или иные решения с целью недопущения ухудшения ликвидности (финансового состояния) кредитора.
Нормы этого пункта не распространяются на недвижимое жилое имущество, общая площадь которого превышает показатели, установленные статьей 265 Налогового кодекса Украины.
На гражданина Украины, который выезжает с временно оккупированной территории за пределы государственной границы Украины на постоянное место жительства или меняет свое гражданство, не распространяются нормы этого пункта.
Статья 15. Эвакуация бизнеса с временно оккупированной территории Украины
15.1. Любому юридическому лицу – резиденту Украины, которое меняет (изменило) свое место нахождения с временно оккупированной территории на другую территорию Украины:
а) списывается налоговый долг, суммы рассроченных (отсроченных) денежных обязательств по любым налогам (сборам, обязательным платежам), которые возникли с момента временной оккупации.
К налогоплательщикам, которые по состоянию на момент временной оккупации находились на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, начиная с 1 числа месяца, на который приходится начало временной оккупации, не применяются финансовые санкции, штрафные санкции и пеня за нарушение порядка представления, вычисления, правильности заполнения налоговых деклараций и полноты уплаты сумм налогов и сборов, допущенных при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя;
б) предоставляется освобождение от любого налогообложения (в том числе в соответствии со статьей 271 Таможенного кодекса Украины) основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые принадлежат юридическим лицам, которые переносят место своей деятельности с временно оккупированной территории на другую территорию Украины, и вывозятся для дальнейшего использования в хозяйственной деятельности, при условии, что такие основные средства находились на балансе предприятия по состоянию на 1 января 2014 года в свободном обращении на территории Украины.
Такие основные средства могут быть отчужденными до их введения в эксплуатацию по новому месту расположения на территории Украины или в течение 12 месяцев после такого введения в эксплуатацию при условии уплаты налогов, сборов в соответствии со статьей 30 Налогового кодекса Украины;
в) разрешается включить в состав расходов с целью налогообложения налогом на прибыль предприятий:
подтвержденные должным образом затраты, понесенные в связи с эвакуацией основных средств и запасов с временно оккупированной территории на другую территорию Украины;
100 процентов амортизации основных средств, которые эвакуируются с временно оккупированной территории Украины и были введены в эксплуатацию на остальной территории Украины.
15.2. На временно оккупированной территории Украины права на ценные бумаги и права по ценным бумагам эмитентов охраняются и учитываются в соответствии с законодательством Украины, с учетом того, что:

Комментарии закрыты.