Пояснительная записка 16.09.2014 к закону о люстрации

27 Сентябрь 2014 автор: admin

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Украины «О чистке власти»

1. Обоснование необходимости принятия акта
Введение механизма люстрации (чистки) власти является одним из способов консолидации общества и преодоления негативных последствий авторитарного режима прежней власти.
Общество при переходе от авторитаризма к демократическому правлению сталкивается с большим количеством проблем по обеспечению безболезненной и эффективной трансформации системы государственного управления и развития гражданского общества.
Цели такой трансформации государства и общества, как известно, заключаются в развитии плюралистической демократии, которая основывается на принципах верховенства права, уважения к правам человека и основных свобод и гражданского общества.
Соответственно, принципы субсидиарности, свободы выбора, равных возможностей, экономического плюрализма и открытости процесса принятия решений – все они являются инструментами достижения указанных целей, такими же как и децентрализация, демилитаризация, демонополизация и дебюрократизация.
Деятельность органов власти последних лет привела к разочарованию граждан в органах власти.
Власть как на центральном уровне, так и на местном, полностью нивелировала себя, поскольку ассоциируется неразрывно с нарушением прав и законных интересов граждан, совершением коррупционных деяний, несоблюдением в своей деятельности положений Конституции Украины и законов.
В последние годы должностные (служебные) лица органов государственной власти (государственных органов), выполняя свои должностные (служебные) обязанности, руководствовались не законами, а незаконными указаниями высшего руководства государства.
Именно поэтому одним из неотложных шагов действующей власти должно стать очищение власти.
Внедрение в Украине обязательности прохождения процедуры проверки при назначении/избрании на должности в органы государственной власти (государственные органы), а также лиц, которые уже занимают эти должности, позволит сформировать аппарат управления из лиц, которые не скомпрометировали себя соучастием в преступлениях предыдущей политической системы, а также очистить аппарат управления от лиц, причастных к преступлениям предыдущей власти, в том числе и власти, которая господствовала до провозглашения независимости Украины.
Проведение в Украине процедуры чистки власти позволит, в первую очередь, восстановить доверие граждан к власти, а также свести к минимуму случаи коррупции в данных органах.
2. Цель и пути ее достижения
Закон определяет правовые и организационные принципы проведения процедуры чистки власти от лиц, определенных этим Законом, с целью утверждения в обществе верховенства права, законности, повышения эффективности борьбы с коррупцией.
Целью этого закона является восстановление доверия к власти и создание условий для построения новой системы органов власти в соответствии с европейскими стандартами.
Для достижения указанной цели законопроектом вводится проведение процедуры соответствующей проверки при решении вопроса о возможности назначения лица, как субъекта проверки, на должность в органы власти, а также организация процедуры проверки лиц, которые являются субъектами проверки, на соответствие определенным законопроектом критериям, с целью решения вопроса о возможности их дальнейшего пребывания на соответствующей должности.
3. Общая характеристика и основные положения проекта Закона
Указанный проект Закона определяет правовые и организационные основы проведения чистки власти в Украине.
Законопроект состоит из шести разделов, в том числе заключительных и переходных положений.
Субъектами проверки согласно законопроекту являются:
1) лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления:
а) Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, его Первый заместитель и заместитель, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министры Украины, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, и их заместители, Председатель Службы безопасности Украины, Генеральный прокурор Украины, Председатель Национального банка Украины, Председатель Счетной палаты, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председатель Совета министров Автономной Республики Крым;
б) народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым;
в) военные должностные лица Вооруженных Сил Украины и других, образованных в соответствии с законами воинских формирований, кроме военнослужащих срочной военной службы и военнослужащих службы по призыву по мобилизации;
г) судьи Конституционного Суда Украины, другие профессиональные судьи, Председатель, члены, дисциплинарные инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, должностные лица секретариата этой Комиссии, Председатель, заместитель Председателя, секретари секций Высшего совета юстиции, а также другие члены Высшего совета юстиции;
д) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной уголовно-исполнительной службы, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, налоговой милиции, лица начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты;
е) должностные и служебные лица органов прокуратуры, Службы безопасности Украины, дипломатической службы;
ж) члены Центральной избирательной комиссии;
з) должностные и служебные лица других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;
2) лица, которые претендуют на занятие должностей, определенных пунктом 1 настоящей статьи.
Законопроектом предлагается, что организация проведения проверки возлагается на руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа государственной власти (государственного органа), где работает субъект проверки и/или который назначает субъекта проверки (заключает с ним трудовой контракт (соглашение), или на занятие должности в котором претендует кандидат, кроме случаев, установленных настоящим Законом (далее – орган проверки).
Организация по проведению проверки субъектов проверки, которые уже занимают выборную должность или претендуют на ее занятие, возлагается на Центральную избирательную комиссию как орган проверки в соответствии с настоящим Законом.
Для обеспечения организации проведения проверки руководитель органа проверки будет подавать на утверждение в Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы через его территориальные органы на местах проект плана проведения мероприятий по проверке работников органа проверки, согласованный с территориальным органом центрального органа исполнительной власти по обеспечению реализации государственной налоговой политики.
Проверке подлежат сведения о:
достоверности сведений, изложенных в соглашении на прохождение проверки, предоставленном субъектом проверки, форма которого утверждается Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы;
достоверности сведений, указанных в декларациях об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в отношении субъекта проверки и близких ему лиц за три предыдущих года занятия должностей, определенных пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона, по форме, установленной Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», соответствии установленной формы декларации, проверке сведений декларации путем оценки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соответствии расходов полученным доходам;
привлечении лица к ответственности за коррупционные правонарушения.
Проект предусматривает, что Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы для организации проверок руководителей, реализации общественного контроля за проведением проверок и обжалования решений органов проверки создает центральную и территориальные комиссии по проверке, в которые обязательно включаются на общественных началах с правом голоса не менее одного представителя общественности и одного представителя средств массовой информации.
Порядок формирования таких комиссий и регламент их деятельности определяются Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы.
Члены центральной и территориальных комиссий по проверке назначаются сроком на один год без права повторного назначения. Центральная комиссия по проверке является органом проверки для отдельных категорий субъектов проверки.
Также проектом регулируется вопрос подготовки и проведения проверки, сроки проведения проверки, утверждение результатов проверки, последствия непрохождения проверки, порядок обжалования решений органов проверки, участие общественности в проверке и т.д.
Согласно проекту субъекты проверки являются не прошедшими проверку, если они:
1) занимали должность в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года:
а) Президента Украины, Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министра Украины;
б) министра, руководителя другого центрального органа исполнительной власти, которые не являются членами Правительства Украины, Службы безопасности Украины, Генерального прокурора Украины, Председателя Национального банка Украины, Председателя Счетной палаты, Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, Директора Бюро по вопросам антикоррупционной политики Секретариата Кабинета Министров Украины, Председателя Совета министров Автономной Республики Крым;
в) Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики, Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины;
г) руководителя Государственного управления делами;
д) члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, члена Высшего совета юстиции;
е) прокурора области, прокурора города Киева и Севастополя, Автономной Республики Крым, прокурора района, межрайонной прокуратуры, прокуратуры в городах, прокурора специализированной прокуратуры, их первого заместителя, их заместителя;
2) занимали должность в период с 1 декабря 2013 года по 22 февраля 2014 года и не были в этот период уволены по собственному желанию из органов государственной власти (государственных органов):
а) Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, первого заместителя министра, первого заместителя руководителя другого центрального органа исполнительной власти, председателей и членов государственных коллегиальных органов государственной власти (государственных органов), руководителя территориального подразделения на местах министерства, другого центрального органа исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, его заместителя, Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым, председателя областных, Киевской и Севастопольской городских, районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, его первого заместителя, заместителя, руководителя Администрации Президента Украины, первого заместителя руководителя Администрации Президента Украины, заместителя руководителя Администрации Президента Украины, руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, первого заместителя руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, заместителя руководителя Секретариата Кабинета Министров Украины, членов Совета национальной безопасности и обороны Украины;
б) руководителя структурного подразделения Администрации Президента Украины, его первого заместителя, заместителя, руководителя структурного подразделения Секретариата Кабинета Министров Украины, его первого заместителя, заместителя, руководителя местной государственной администрации;
в) лица начальствующего состава органов внутренних дел, налоговой милиции;
г) руководители и заместители руководителей территориальных подразделений МВД Украины и Службы безопасности Украины в областях, городах Киеве и Севастополе, городских, районных, межрайонных, районных в городах отделов;
3) а также:
а) работники правоохранительных органов, государственные служащие и должностные лица органов местного самоуправления, граждане Украины, вина которых установлена в определенном законом порядке в причинении вреда жизни, здоровью, имуществу граждан – участников массовых акций протеста с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года;
б) работники правоохранительных органов, которые принимали участие в задержании участников акций гражданского протеста и массовых мероприятий в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года включительно и лиц, освобожденных в соответствии с Законом Украины «Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний» от 29 января 2014 года № 737-VII Закона Украины «О недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины» от 21 февраля 2014 года № 743-VII Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии в Украине» относительно полной реабилитации политзаключенных» от 27 февраля 2014 года № 792-VII и признанных политическими заключенными согласно закону;
в) работники правоохранительных органов, которые составляли и/или своим действием или бездействием способствовали составлению рапортов, протоколов об административном правонарушении, сообщений о подозрении в совершении уголовного преступления, обвинительных актов и т.п. в отношении участников акций гражданского протеста и массовых мероприятий в период с 25 февраля 2010 года по 21 февраля 2014 года включительно и против лиц, освобожденных в соответствии с Законом Украины «Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний» от 29 января 2014 года № 737-VII, Закона Украины «О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины» от 21 февраля 2014 года № 743-VII Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии в Украине» относительно полной реабилитации политзаключенных» от 27 февраля 2014 года № 792-VII;
г) следователи органов досудебного расследования, дознаватели, оперативные работники, инспекторы, которые проводили следственные и оперативные действия в отношении участников акций гражданского протеста и массовых мероприятий в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года включительно и лиц, освобожденных в соответствии с Законом Украины «Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний» от 29 января 2014 года № 737-VII Закона Украины «О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины» от 21 февраля 2014 года № 743-VII Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии в Украине» относительно полной реабилитации политических заключенных» от 27 февраля 2014 года № 792-VII;
д) работники органов прокуратуры, которые осуществляли процессуальное руководство, вносили представления, согласования, поддерживали ходатайство о применении мер пресечения, поддерживали государственное обвинение в суде, совершали бездействие в отношении участников акций гражданского протеста и массовых мероприятий в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года включительно и лиц, освобожденных в соответствии с Законом Украины «Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний» от 29 января 2014 года № 737-VII, Закона Украины «О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признании утратившими силу некоторых законов Украины» от 21 февраля 2014 года № 743-VII Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии в Украине» относительно полной реабилитации политзаключенных» от 27 февраля 2014 года № 792-VII;
е) государственные служащие и должностные лица местного самоуправления, которые любыми действиями или бездействием пытались помешать или препятствовали реализации конституционного права граждан Украины собираться мирно и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года включительно, что установлено в судебном порядке;
ж) лица, которые сотрудничали со спецслужбами других государств как тайный информатор или помощник в оперативном получении информации, что установлено в судебном порядке;
з) лица, которые призывали публично к сепаратизму, нарушению территориальной целостности и суверенитета Украины, разжигали межнациональную вражду;
и) лица, которые делали публичные заявления и другие публичные действия, содержащие признаки расовой, социальной, культурной, религиозной нетерпимости в отношении представителей украинской нации и представителей других национальностей, проживающих на территории Украины, что установлено в судебном порядке;
к) председатели, заместители и секретари избирательных участков, которые организовывали фальсификации выборов Президента Украины 2004 года, выборов народных депутатов в 2012 году, что установлено в судебном порядке;
л) лица, которые организовывали и совершили действия, которые привели к потерям государственного бюджета в сумме более 1 миллиона гривен, а местных бюджетов в сумме более пятидесяти тысяч гривен, что установлено в судебном порядке;
м) лица, чье действие или бездействие привели к нарушению прав человека и основных свобод, признанных решением Европейского суда по правам человека, Комитетом ООН по правам человека и другими международными органами;
н) судьи, уволенные за нарушение присяги;
4) лица, которые до 19 августа 1991 года:
а) были избраны (назначены) и работали на руководящих должностях Коммунистической партии СССР, Коммунистической партии Украины и других союзных республик СССР от уровня районного комитета и выше, членом ЦК КПСС;
б) были избраны и работали на руководящих должностях в составе ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМУ и других союзных республик СССР, областных комитетов ВЛКСМ, ЛКСМУ и других союзных республик СССР;
в) были в качестве штатного работника или негласного агента, лица начальствующего состава в 5-м управлении КГБ УССР, КГБ СССР, КГБ других союзных республик СССР; сотрудничали с КГБ СССР, КГБ СССР, КГБ других союзных республик СССР, окончили высшие учебные заведения КГБ СССР (кроме технических специальностей);
г) служили или сотрудничали со спецслужбами других стран в форме негласного агента или тайного штатного работника;
д) работали в должности начальника политического отдела (управления) в Вооруженных силах СССР, МВД СССР;
е) причастны к организации политических преследований участников украинского национально-освободительного движения времен Второй мировой войны и послевоенного времени, что установлено в судебном порядке;
5) не прошли проверку сведений декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера субъекта проверки и близких ему лиц за последние 3 года и/или не смогли доказать законность источников происхождения полученных доходов в соответствии с настоящим Законом;
6) являются лицами, сведения о которых внесены из Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения, которые привлечены к ответственности за совершение коррупционных правонарушений и в отношении которых судами приняты соответствующие решения, вступившие в законную силу, а также сведения о наложении дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения;
7) имеют гражданство иностранных государств;
8) умышленно подали недостоверные сведения в письменном согласии на прохождение проверки;
9) не предоставили согласие на прохождение проверки.
При этом данный Закон не будет распространяться на лиц, которые являются участниками боевых действий во время проведения антитеррористической операции на востоке Украины.
Согласно проекту, субъекты проверки, которые не прошли проверку или не предоставили согласие на прохождение проверки (кроме субъектов проверки, которые претендуют или занимают выборные должности или должности, назначение на которые осуществляется без проведения конкурса), подлежат освобождению органом проверки с занимаемой должности с лишением права занимать любые должности, определенные пунктом 1 статьи 3, в течение 10 лет со дня увольнения.
Сведения о результатах проверки субъектов проверки, которые претендуют или занимают выборные должности или должности, назначение на которые осуществляется без проведения конкурса, публикуются на сайте Национального агентства по вопросам государственной службы.
Также проектом предлагается внести изменения в статью 36 Кодекса законов о труде Украины, статью 15 Закона Украины «О государственной службе» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., № 52, ст. 490 с последующими изменениями), статью 37 Закона Украины «О государственной службе» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2012 г., № 26, ст. 273 с последующими изменениями), статью 5 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления».
4. Правовые аспекты
Отношения в данной сфере регулируются Конституцией Украины, законами Украины «О судоустройстве и статусе судей», «О Высшем совете юстиции», «О местном самоуправлении», «О Кабинете Министров Украины», «О Конституционном суде Украины», а также другими законами, которые определяют порядок в органах власти, назначение (избрание), перевод и увольнение лиц.
5. Финансово-экономическое обоснование
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из Государственного бюджета Украины.
6. Прогноз результатов
Внедрение и налаживание процедуры чистки власти, согласно законопроекту, позволит ввести дополнительные меры контроля за лицами, которые назначаются на ответственные должности в органы государственной власти (государственные органы) и органы местного самоуправления, а также качественно обновить состав вышеупомянутых органов, предупредить совершение преступлений, направленных против государства, его конституционного строя, правосудия, а также восстановить доверие у граждан к системе власти в Украине.

Народные депутаты Украины Ю.Б. Деревянко
В.С. Журавский
А.Я Тягнибок
С.В. Соболев
В.В. Чумак
Л.А. Емец
А.В. Бондарчук
О.И. Осуховский
Ю.Н. Сиротюк
В.В. Пацкан
С.Н. Каплин
Я.Я. Гонко
Р.Т. Чернега
П.А. Ризаненко
Ю.А. Благодир

Комментарии закрыты.