Пояснительная записка к закону Украины об особом статусе областей

18 Сентябрь 2014 автор: admin

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления
в отдельных районах Донецкой и Луганской областей»

1. Обоснование необходимости принятия Закона
Как известно, Трехсторонняя контактная группа в составе представителей Украины, Российской Федерации и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) достигла соглашения о необходимости осуществления совместных мероприятий, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины, что зафиксировано в Минском протоколе от 5 сентября 2014 года. Среди этих мер осуществление децентрализации власти, в том числе путем принятия Закона Украины о временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (Закон об особом статусе), обеспечение проведения в соответствии с данным Законом досрочных местных выборов.
Необходимость принятия Закона, проект которого предлагается, обусловлена необходимостью безотлагательного принятия мер по созданию условий для мирного урегулирования ситуации, сложившейся в Донецкой, Луганской областях.
2. Цель и задачи принятия проекта Закона
Целью принятия Закона является создание условий для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, конституционных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц, создания условий для возвращения жителей в вынужденно оставленные места постоянного проживания, их реинтеграции, а также для восстановления жизнедеятельности в населенных пунктах в Донецкой и Луганской областях и развития территорий.
3. Общая характеристика и основные положения проекта Закона
Законопроектом предлагается определить временный, сроком на три года со дня вступления Закона, о проекте которого говорится, в силу, порядок организации местного самоуправления, деятельности органов местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, к которым относятся районы, города, поселки, села, которые определяются решением Верховной Рады Украины; законодательство Украины в отдельных районах на период действия внедряемого особого порядка местного самоуправления действует с учетом особенностей, определенных Законом.
В частности, законопроектом предусматривается в отдельных районах Донецкой и Луганской областей:
осуществление соответствующими территориальными общинами непосредственно и через органы местного самоуправления местного самоуправления с соблюдением Конституции и законов Украины;
назначение на 7 декабря 2014 года внеочередных выборов депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских советов, сельских, поселковых, городских голов в отдельных районах; невозможность досрочного прекращения полномочий депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на этих внеочередных выборах;
введение законами Украины особого порядка назначения руководителей органов прокуратуры и судов, который предусматривает участие органов местного самоуправления в решении этих вопросов;
возможность создания решением городских, поселковых, сельских советов из числа граждан Украины, которые постоянно проживают в соответствующих населенных пунктах, на добровольных началах отрядов народной милиции, на которые возлагается реализация задачи по охране общественного порядка в населенных пунктах отдельных районов и которые реализуют полномочия, предусмотренные для них законами Украины, осуществление координации деятельности таких отрядов по охране общественного порядка в населенных пунктах отдельных районов соответствующим сельским, поселковым, городским головой;
осуществление органами местного самоуправления, местными органами исполнительной власти способом и в пределах полномочий, предусмотренных Законом Украины «О принципах государственной языковой политики», другими законами Украины, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, в отдельных районах мероприятий по содействию использования русского и других языков в сфере образования, в средствах массовой информации и создание возможности для их использования в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в судопроизводстве, в экономической и социальной деятельности, при проведении культурных мероприятий и в других сферах общественной жизни;
возможность заключения соответствующими органами местного самоуправления и Кабинетом Министров Украины, министерствами, другими центральными органами исполнительной власти для обеспечения согласованной деятельности органов местного самоуправления, центральных и местных органов исполнительной власти по обеспечению развития отдельных районов соглашения в отношении экономического, социального и культурного развития отдельных районов; проведение консультаций с представителями органов местного самоуправления по заключению такого соглашения;
предоставление государственной поддержки социально-экономическому развитию отдельных районов путем внедрения законом отличного от общего экономического режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности, направленного на восстановление объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры, жилищного фонда, переориентацию промышленного потенциала, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций и кредитов для восстановления и развития объектов, расположенных в отдельных районах; утверждение Кабинетом Министров Украины в соответствии с Законом Украины «О государственных целевых программах» соответствующей государственной целевой программы; предусмотрение бюджетного финансирования на государственную поддержку социально-экономического развития отдельных районов и гарантирование определения таких расходов общего фонда Государственного бюджета Украины как защищенных расходов; содействие развитию в отдельных районах трансграничного сотрудничества, заключение между органами местного самоуправления, местными органами исполнительной власти Украины в пределах компетенции, установленной законом, с административно-территориальными единицами Российской Федерации соглашений о приграничном сотрудничестве.
Предполагается, что Закон, о проекте которого говорится, вступает в силу со дня его опубликования.
Заключительными положениями законопроекта предусмотрено поручение Кабинету Министров Украины подготовки при участии органов местного самоуправления соответствующих законопроектов и подзаконных нормативно-правовых актов.
4. Положение нормативно-правовой базы в данной сфере правового регулирования
Основными нормативно-правовыми актами в данной сфере правового регулирования является Конституция Украины, Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов», «О трансграничном сотрудничестве», «Об основах государственной языковой политики» и другие.
5. Финансово-экономическое обоснование
Принятие Закона потребует дополнительных расходов из Государственного бюджета Украины после внедрения в установленном законами Украины порядке соответствующих мер, а также на проведение за счет средств резервного фонда Государственного бюджета Украины внеочередных выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов, в объемах, которые будут определены в соответствии с Законом Украины «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов».
6. Прогноз социально-экономических и других последствий принятия Закона
Принятие Закона создает почву для мирного урегулирования ситуации в Донецкой, Луганской областях и их развития.

Представитель Президента Украины
в Верховной Раде Украины Р. Князевич

Комментарии закрыты.