С. Бандера. За завершенную политическую структуру

16 Июль 2014 автор: admin

ЗА ЗАВЕРШЕННУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ
Это труд Ст. Бандеры о проблеме политического объединения всех творческих украинских сил на чужбине для всесторонней помощи воюющей Украине. Тему этого единства автор затронул в первой своей статье. (“К проблеме политической консолидации”) и возвращался к ней на протяжении многих лет. Вплоть до своей трагической смерти он был убежден, что “Выборный Национально-освободительный Центр” можно создать и сделать из него руководящий центр политической акции за пределами Украины, в которой могли бы участвовать все освободительные, революционные и нереволюционные силы, и который бы поддержала украинская общественность. Одновременно этот Центр, не имея претензий быть каким-то правительством или парламентом Украины, был бы представителем освободительной борьбы украинского народа перед свободным миром.
Статья “За завершенную политическую структуру” издавалась в еженедельнике “Путь Победы”, Мюнхен, год V, чч. 1-2, 4, 6, 7, 8 за январь-февраль 1958 г. со следующими подзаголовками для отдельных частей: в ч. 4 – “За выборный Национально-освободительный Центр”; в ч. 6 – “Возможности выборов в Заграничный Центр”; в ч. 7-8 – “Выборный Центр – самая подходящая развязка”. Впоследствии эти статьи были напечатаны в отдельной брошюре на 20 страницах под заглавием: “Степан Бандера – За выборный Национально-освободительный Центр”, Мюнхен 1958 г., (напечатано с журнала “Путь Победы”)”
Кроме того, эта статья издавалась в еженедельнике “Гомон Украины”, Торонто, Канада: “За завершенную политическую структуру”, ч., с 25 – 1. 1958, “За выборный Национально-освободительный центр”, ч. 7, от 8. 2. 1958, “Возможности выборов в Заграничный центр”, ч. 9, с 22. 2., ч. 10 с 1. 3. и ч. 11 от 8. 3. 1958.
Современное состояние украинской политической жизни на чужбине часто является предметом критического рассмотрения и причиной недовольства среди эмиграционного гражданства. Это происходит не без уважительных причин. Украинская политическая деятельность за рубежом, ее идейно-политический уровень и действующее напряжение оставляют желать лучшего.
Рассматривая состояние всей украинской политической жизни за рубежом, приходится задуматься над двумя комплексами вопросов. Первый – это вопрос ее идейно-политического содержания, который пронизывает единичные направления, среды и группы, их деятельность и взаимоотношения между ними. Второй комплекс охватывает вопросы структуры.
Идеологическая и политическая деятельность отдельных течений и групп является свойственным содержанием их развития, и наряду с этим она наполняет содержанием всю украинскую политическую жизнь за рубежом. На идеологические и политические процессы в укладе украинских политических сил влияют также внешние обстоятельства, развитие международной ситуации, такие же процессы у других народов, а в частности плановое вмешательство посторонних сил в орбиту украинской политики. Но основное значение имеют все-таки коренные, основные идеологически-политические установки отдельных украинских течений и сил. Ибо именно они решают, как каждое движение и группа относятся ко всему, с чем имеют дело, как они воспринимают различные внешние влияния, как реагируют на благоприятные и неблагоприятные явления во встречном мире. Когда же речь идет о самобытном вызревании идеологических позиций и политических концепций каждой среды, о взаимодействии между ними и о значении каждого из них во всем укладе наших политических сил – то здесь правят законы органического развития, а не механических конструкций.
Поэтому любые планы и меры по изменению или усовершенствованию идейного и политического содержания в украинской политической жизни за рубежом должны быть направлены на соответствующий путь – на путь прямого идеологического и политического действия. Это относится в равной степени к внутренней и внешней политике, а также к антибольшевистскому фронту. Каждая политическая сила, которая имеет свою идеологию и политическую концепцию, должна показывать их откровенно и непосредственно во всем процессе украинской политической жизни. Потому что каждая сила считает как раз свою идеологию и политическую концепцию правильными и самыми подходящими для нации. Поэтому и борется за то, чтобы они были наиболее полно реализованы в освободительной борьбе, во взаимоотношениях с внешним миром и во внутреннем формировании украинского народа. Это и есть смысл существования политических движений и организаций. Наряду с положительной деятельностью в направлении осуществления своей идеологии и политической программы, каждая живая политическая сила реагирует одновременно на действия и влияния других сил, украинских и чужих, с которыми она встречается в поле своего действия. Таким образом, каждая украинская политическая сила определяет свою природу, приобретает себе место и влияние во всем укладе украинских политических сил, осуществляя свою идеологию и программу своей политической деятельностью. Идеологически-политическая работа каждой политической силы должна быть прямой и непосредственной. В национальной жизни каждая сила должна выполнять свою присущую функцию в таких пределах, формах и с помощью таких средств, которые она может получить собственными силами и которые соответствуют ее действительным влияниям в украинском обществе. Каждая серьезная сила должна вести свою деятельность в любых внутренних и внешних условиях, независимо от других факторов.
С этой точки зрения структура всей политической жизни не должна влиять на ее идейно-политический смысл. Структурные взаимоотношения, затрагивающие только формы и методику идеологических и политических взаимодействий различных политических формаций, но не само содержание. Поэтому считаем фальшивыми всякие проекты и попытки, чтобы путем структурных комбинаций решать вопросы идейно-политического содержания. В частности, к этой категории надо причислять различные концепции затирки идеологически-политических различий и противоречий путем структурно-оперативного объединения. Такой подход меняет дело коренным образом и свидетельствует о неуважительной трактовке идеологически-политического содержания в политической жизни. Поэтому, рассматривая вопросы построения украинской политической жизни на чужбине, не рассматриваем ее как силу, которая должна формировать качественное содержание этой жизни.
Но есть еще и другие важные вопросы украинской политики, для которых структура имеет большое значение. Именно эти вопросы побуждают нас поднять эту тему на обсуждение. Имеем в виду три главных аспекта:
Во-первых, речь идет о том, чтобы украинская политическая жизнь на чужбине и освободительная политическая деятельность имели более сплоченный внешний вид и структурно оформленное завершение. Это в значительной мере повысит их успешность и предоставит им большую силу и сопротивляемость при встрече с внешними силами и в борьбе с врагом.
Во-вторых, единая и завершенная структура политической жизни должна привести к лучшей концентрации энергии всего украинства на чужбине и направления ее в самостоятельные политические действия. Такая структура должна лучшим образом собирать в один поток направленную в одну сторону активность всех политических сил на антибольшевистском фронте и в отстаивании прав украинской освободительной борьбы перед внешним миром.
В-третьих, здоровое развитие национально-политической жизни нуждается в общих рамках и формах для кристаллизации, проявления и проверки всех его составляющих явлений и процессов, под углом их национальной ценности и целесообразности. Здесь идет речь не только об аккумуляции однородных сил и явлений, но и об общей рамке для развития и проявления разнородных процессов, включая идеологически-политические различия и соперничество.
Когда речь идет о первом аспекте, то, наверное, не надо доказывать, что наша современная политическая жизнь на чужбине, как целое, имеет наибольшие структурные недостатки. Единичные идеологически-политические движения, организации, партии, группы, или межпартийные центры своими широкими, или узкими структурными базами и надстройками не могут заменить того, что связывало бы всех вместе в одно целое. Для этого нужны хотя бы самые тонкие, но общие рамки построения и авторитетного, репрезентативного завершения. При сегодняшнем состоянии, со стороны выглядит так, что каждая сформированная политическая сила ведет свою собственную политику и политическую акцию, между ними существуют политические различия и схожести, но нет ни структурного связывания в одно целое, ни общей политической репрезентации.
В таком состоянии даже самое крепкое политическое единство не заменит структурно оформленный единый фронт, а любые различия приобретают значительно возросшее внешнеполитическое значение. Посторонние силы имеют возможность издалека вмешиваться во внутреннеполитические дела. Неблагосклонные посторонние силы используют такое состояние и, ссылаясь на него, пытаются пренебрегать, или разлагать украинское дело. И даже ее сторонники среди чужаков считают, что внешний вид украинского разлада является значительным препятствием в трактовке украинцев как полноценного политического партнера.
Этот внешнеполитический аспект лучше всего показывает необходимость направить наше существующее состояние. При этом речь не идет об устранении или сокрытии перед внешним миром идеологически-политической дифференциации в украинской политической жизни. Не идет речь также о том, чтобы во внешнеполитической деятельности выступал только один, репрезентативный фактор, и чтобы отдельные организации и группы были изъяты из непосредственной активности в этой области. Как во внутренней украинской политике и на антибольшевистском фронте, так и во внешнеполитической работе и во внешних связях нельзя и не нужно создавать политическим силам каких-либо ограничений или препятствий структурного порядка. Только надо, чтобы каждая сила действовала и выступала в своей характерной роли, которую она действительно играет в укладе украинских политических сил. Даже у государственных народов, кроме правительственных внешних отношений, существуют различные связи и взаимодействия политических организаций и партий с посторонним миром.
Структура нашей политической жизни за рубежом должна быть только в какой-то мере аналогом некоторых секторов государственной организации, но, ни в коем случае, не может ей подражать. Для этого она не имеет ни соответствующих предпосылок, ни возможностей. Но мы можем приспосабливать существенные принципы организации политической жизни в демократических государствах к нашим условиям и создать собственные формы единого и завершенного построения для всей украинской политической жизни в эмиграции и для всех национально-освободительных действий.
Поэтому можно было бы сконцентрировать для скрепления этих действий значительные энергии и средства всей эмиграции, из которых до сих пор только часть служит национально-политической акции. Значительная часть украинского гражданства на чужбине уклоняется от активного участия в политической освободительной работе и от поддержания ее. Частым мотивом, или только оправданием такого поведения бывает политическая раздробленность. От этого очень страдают те акции, цель, содержание и оформление которых имеет общенациональный, освободительно-самостоятельный, а не групповой характер, и которые в результате нашего политического уклада должна организовать и вести одна политическая среда.
В этом смысле не много помогли бы отдельные договоренности различных или даже всех групп для совместных акций. Такие обособленные договоренности функционируют не очень хорошо, они не изменяют ни внутреннюю ситуацию, ни отношение всего гражданства. К тому же существующие идеологические и политические различия и противоречия всегда остаются одинаковыми. Так будет и в дальнейшем, потому что изменения в этой плоскости происходят только путем собственного органического развития, а не путем механических мер. Структурные решения имеют также механические элементы, но при соответствующем подходе они вводят упорядоченную систему в целое.
Собственно речь идет о таком общем построении нашей политической жизни, которое полностью учло бы внутреннюю политическую действительность, опиралось на эту действительность, а не пробовало уйти от нее к повестке дня. Речь не идет о затирании идеологической и политической концептуальной сущности и соперничества общей структурой. Напротив, эти двигатели политической жизни и развития должны иметь в ней должное место и поле проявления. Рамочная структура целости не может ни нивелировать, ни останавливать развитие и деятельность отдельных движений, организаций и групп. Она должна быть построена на таких принципах и в таких формах, чтобы как раз давать рамки, возможность развития и проявления для всех творческих, динамичных и национально-полезных концепций и движений, чтобы они могли совмещать свое собственное развитие с вкладом в национальную освободительную борьбу.
Когда вся политическая жизнь и деятельность всех политических сил будут иметь одни общие структурные рамки, которые охватывают также всю политическую дифференциацию и процессы политического соперничества, тогда в них автоматически будут объединяться все те дела, усилия и акции, которые имеют общенациональный характер и находятся вне дифференциации. Следствием такой организации и механики нашей политической жизни будет отражение единодушного мнения в основных делах, и одновременно самостоятельная политическая акция будет иметь значительное практическое укрепление. Она будет мобилизовать энергию общественности украинства на чужбине в куда более широких размерах, чем прежде.
Общее положение украинского освободительного дела и в частности состояние нашей политической жизни и самостоятельной акции на чужбине ставят на повестку дня настоятельную необходимость создания Украинского Заграничного Национально-освободительного Центра путем всеобщих выборов. Такой центр и выборы в него, как нормальный, а не исключительный институт, должны дать украинской политической жизни сплоченную и завершенную структуру. В след за этим придет укрепление этой жизни и подъем успешности его внешнего воздействия, насколько структурные усовершенствования, имеют влияние в этом отношении.
Все испытывают недостаток одного общего Национально-Освободительного Центра за рубежом и понимают необходимость его существования, поэтому и аргументация здесь не нужна. Нет также необходимости широко расписывать его задачи, достаточно лишь в общем начертить важнейшие из них.
Основной задачей Центра будет осуществление украинской самостоятельной политики и национально-освободительной деятельности на чужбине. При этом речь не идет о начале совершенно новой политической деятельности, так, как будто ее еще не было. Речь не идет также об отнятии новым политическим формированием той национально-освободительной и политической работы, которую уже много лет ведут существующие политические организации и группы. В этом отношении новый центр не должен быть наследником, соперником, или любым тормозом для активных политических и освободительно-политических сил, и для их развития и деятельности. Но как раз сущность украинской политической жизни за рубежом, как в идеологической, политико-концептуальной, так и в области внутренней и внешней политической деятельности, требует наличия одного общего центра.
Его первой задачей будет проведение такой самостоятельной политической работы, которая стоит вне нашей политической дифференциации. Этот Центр должен инициировать и вести такие политические акции, которые имеют общенациональный характер, которые своим направлением и содержанием отражают единодушную установку всех украинских национальных политических сил, и имеют поддержку украинской общественности на чужбине. В этом центре будет происходить координация таких начинаний и акций отдельных политических организаций и групп, которые имеют общенациональное значение и заслуживают поддержки других политических сил. Таким образом, Национально-освободительный Центр должен объединять и возглавлять единую борьбу и действия всех национальных политических сил.
Это значительно усилит самостоятельную политическую активность и умножит ее успехи. Кроме укрепления уже активизировавшихся сил, динамика общего национально-освободительного фронта будет захватывать и активизировать все новые энергии украинства на чужбине, и такие, которые начали охладевать к украинскому освободительному делу.
Однако политическая инициатива и деятельность Центра не может быть ограничена линией абсолютного единогласия всех существующих за рубежом и в нем политических сил. Такой принцип, присущий координационным межпартийным центрам, делает их слишком слабыми, неспособными к инициативной и энергичной деятельности, потому что каждое расхождение создает альтернативу: или разрушится согласованность, или наступит неактивность в спорных делах. Зато Национально-освободительный Центр, который сформируется путем выборов, а не путем межпартийной договоренности, будет иметь более прочную основу. Сам результат выборов определяет его политическое лицо и определяет его политическую линию. Выборный Центр должен руководствоваться волей большинства и действовать согласно ей. Это дает ему, его политике и деятельности большую оперативность, возможность инициативы и решений, независимо от межгрупповых взаимоотношений, причем сохраняется надлежащий характер политики и действия Национально-освободительного Центра, а не отдельных политических сил.
С другой стороны, это не исключает и не парализует политическую деятельность меньшинства, которая может свободно проявлять свое положение и согласно ему вести деятельность, но только от собственного имени, под собственную ответственность. Это различие имеет большое значение в политической жизни, как с внутренней, так и с внешней стороны.
Одной из главных задач Центра будет авторитетно представлять и защищать перед внешним миром освободительное стремление и освободительную борьбу украинской нации. Как раз недостаток одного авторитетного, общепризнанного завершения и представителя украинской независимости на чужбине вызывает острую необходимость создания Заграничного Национально-освободительного Центра.
Его внешнеполитическая деятельность не требует игнорировать развернутую работу уже действующих на этом отрезке политических сил. Там, где эта работа будет соответствовать его политике, Центр будет опираться на нее и одновременно предоставит ей укрепление и завершенность. В случаях расхождений придет выразительное и для внешних факторов четкое разграничение: здесь всеукраинская, официальная самостоятельная политика, которую представляет и ведет Национально-освободительный Центр, а там – отдельные политические положения, концепции и действия политических организаций и групп, которые выступают только от собственного имени.
Определение задач Заграничного Национально-освободительного Центра, а тем самым его характера и прерогатив, должно соответствовать реальной действительности, состоянию и положению целости украинской политической жизни и освободительной борьбы, и вытекающим из этого требованиям. Надо принимать такие задачи, которые Зарубежный Центр действительно может и должен выполнять, а не приписывать ему слишком далекие номинальные прерогативы, зависимые от будущего развития. Роль и значение политического формирования в будущем зависит, прежде всего, от его действенного развития и работы, а не от начальных уставных определений.
Отношение Заграничного Центра к революционно-освободительным силам в Украине, к их борьбе и деятельности должно соответствовать тому факту, что краевая борьба имеет главное и решающее значение в сохранности освободительной борьбы. Поэтому Зарубежный Центр должен солидаризироваться с ней и полностью поддерживать ее, рассматривая свою зарубежную деятельность в качестве дополнения к освободительным действиям на Родных Землях. Вопрос конкретных взаимоотношений и сотрудничества должен решаться в зависимости от конкретных практических условий.
Непосредственное структурное связывание Заграничного Центра с действующими в Украине освободительными силами и органами не является актуальным. В современных условиях оно должно больше теоретическим, чем иметь действенно-практический характер. В связи с этим отпадает также вопрос структурной иерархии. Если при измененных условиях реальная жизнь поставит этот вопрос на повестку дня, тогда также политическая действительность покажет наиболее целесообразное решение. На нынешнем этапе вопрос решает тот факт, что из-за границы невозможно руководить борьбой в Украине, как и из Края невозможно управлять зарубежной деятельностью. Обе области самостоятельной освободительной акции должны развиваться и действовать автономно. Важно, чтобы было сохранено политическое единство между ними.
И Зарубежный Центр выполнит в этом плане свои задачи, если своей политикой и деятельностью покажет внешнему миру политическое единство краевых и зарубежных освободительных сил и акций. Поддержание близких, оперативных связей между Краем и заграницей будет в дальнейшем делом революционно-освободительной организации, которая делает это все время, ведя одновременно свою деятельность на Украинских Землях и на иностранных территориях.
Зарубежный Национально-освободительный Центр не должен присваивать себе атрибуты государственного правительства, парламента, или любого другого государственного органа. Он должен выступать в такой роли, которая определяется присущими для него задачами и его настоящей деятельностью. Если Зарубежный Центр будет выдвинут и всесторонне поддержан всем украинским обществом на чужбине и главными политическими силами, и будет опираться на освободительную борьбу на Родных Землях, то он будет иметь такую позицию и такие компетенции, которых полностью хватает для выполнения всех его задач. Зато принятие черт государственного органа не добавило бы ценности и авторитета этому Центру, скорее наоборот, поставило бы его в фальшивое положение. Ибо если какой-то политический фактор приписывает себе роль и компетенции, которые никак не соответствуют его фактическому положению, то из-за этого падет на него тень фиктивности и уменьшает также его настоящие ценности и возможности.
В этой статье мы не будем касаться вопросов того, имеют ли ценность для сохранения государственных традиций последствия содержания и формирования экзильных государственных органов имеет ценность для сохранения государственных традиций. Для нас исходной точкой является бесспорный факт, что независимое украинское государство можно завоевать только последовательной борьбой всего народа, и невозможно его получить даже самыми сильными законными претензиями и аргументами. Опыт, наш собственный и других народов, учит, что экзильные правительства только некоторое время после выхода на чужбину играют заметную политическую роль, но в затяжной освободительной борьбе на долгосрочную цель они оказываются, как руководящие центры, непригодными. Это понятно, потому что каждый политический фактор должен иметь структурные принципы и формы, приспособленные к своей фактической деятельности. Функции же государственной организации и государственных органов отличаются от функции организаций и органов освободительной борьбы. Сравнение – какая система политической организации народа выше и ценнее – государственная, или освободительно-революционная – неуместно. Каждая из них на своем месте является единственно правильной и необходимой, но в той же степени и непригодной, когда ею заменят вторую, применяя ее в неподходящей ситуации там, где нужна именно эта вторая.
Чтобы Зарубежный Центр играл полезную роль в освободительной борьбе Украины, его характер и структура должны быть приспособлены к свойственным ему задачам. Это не может быть формирование с претензиями на универсальность, с двойственными принципами в структуре, в политике и в действии. С другой стороны, он не может стать органом прямой революционно-освободительной деятельности, в частности ее руководящим центром. Создание провода освободительной революции – это дело революционной организации, которая сама ведет непосредственную борьбу и мобилизует к ней весь народ.
Зарубежный Национально-освободительный Центр должен быть руководящим центром той общенациональной политической акции за пределами Родины, в которой могут участвовать все освободительное силы, революционные и нереволюционные, и какой активно поддержит общественность украинского общества на чужбине с целью поддержания успешного завершения национально-освободительной борьбы. Наряду с этим Зарубежный Центр, опираясь на свое политическое единство с освободительной борьбой в Украине и на свою собственную работу, выступает перед внешним миром как спикер самостоятельной освободительной борьбы всего украинского народа.
Давая на рассмотрение украинского гражданства на чужбине проект создания Заграничного Национально-освободительного Центра путем всеобщих выборов, имеем в виду не только нехватку и необходимость такого Центра, но и выводы из прежнего развития, различные попытки восполнить этот пробел другим способом оказались безуспешными.
Выдвигая концепцию Заграничного Национально-освободительного Центра, предоставляем проект создания и содержания этого Центра на основании всеобщих выборов. Выборы – это основная и неотъемлемая составляющая всего плана. Зная, что проект проведения общих выборов не находит поддержку некоторых политических сил, считаем нужным поставить его под рассмотрение и обсуждение не только политических организаций, партий и групп, но и всего украинского гражданства на чужбине. Ведь это дело, в котором непосредственно заинтересована украинская общественность и, которое имеет серьезное значение для дальнейшего развития не только внутриукраинской политической жизни, но всей зарубежной освободительной акции.
Выясняя наши мысли о возможностях проведения общих выборов, будем в основном придерживаться такого порядка, как на практике должны бы чередоваться соответствующие меры.
Вначале необходимо прийти к взаимопониманию политических сил относительно плана проведения выборов. При этом речь не идет о понимании всех политических групп, которое, конечно, было бы желаемым, но не необходимым. Практика нашей политической жизни показала, что достигнуть договоренность всех сил очень трудно и каждое дело, которое должно опираться на такую согласованность, тянется в бесконечность и чаще кончается неудачей. Надо считаться с тем, что различные силы всячески будут стараться не допустить выборы, чтобы воля общественности украинского гражданства на чужбине не нашла значительного проявления и не установила обязательный для всех порядок. Поэтому нельзя вопрос выборов и Заграничного Центра ставить в зависимость от узкопартийного эгоизма и комбинаций различных политических групп и отдельных лиц, которые при применении принципа абсолютного единогласия имеют возможность торпедировать выборы. Когда общественность украинского патриотического гражданства на чужбине отнесется к концепции выборов с должным пониманием и поддержит ее, тогда не будет иметь большого значения отношение этих партий и групп, которые боятся вердикта собственного общества в выборах и хотели бы к нему не допустить. Если же украинская политическая жизнь на чужбине начнет нормироваться путем всеобщих выборов, тогда каждая группа станет перед неизбежной альтернативой: либо присоединиться к новому строю и искать себе в нем место, или остаться вне его рамок и позади него.
Поэтому вначале нужно достигнуть взаимопонимания таких политических организаций и групп, и общественно-политических организаций и обществ, которые, поддерживая проект создания Заграничного Центра путем всеобщих выборов, хотели и были способны взять на себя совместную инициативу в его осуществлении. В этом понимании должны быть приняты точные положения в таких конкретных вопросах, требующие решения перед проведением выборов. Поскольку еще нет другой компетентной силы, которая могла бы эти дела решить, должны они, как инициаторы, вынести эти необходимые решения путем согласования. Для большей значимости и авторитетности таких решений будет целесообразно более важные вопросы и проекты их решения опубликовать в прессе для публичного сведения и обсуждения, и обсудить их на отдельных собраниях. Согласованные решения инициаторов должны ограничиваться такими вопросами относительно Центра и выборов, которые должны быть заранее согласованы.
Окончательное принятие устава Заграничного Центра, выбор его председателя (президента), президиума и других органов, согласование структуры и распределение функций – будет принадлежать уже его учредительному собранию после выборов. Но самые важные дела должны быть запроектированы заранее, как основание для выборов. Сюда относятся следующие вопросы: задачи Центра, основы его структуры, продолжительность одной каденции, права и обязанности выбираемых членов Центра, их количество. Собственно это последний вопрос требует точное решение перед выборами, а его ответ должен соответствовать предусмотренным задачам, структуре и способу действия Центра.
Украинский Зарубежный Национально-освободительный Центр (который дальше для упрощения и, конечно, условно, будем обозначать сокращением УЗНОЦ) можно избирать примерно на пять лет. Как руководство и представительство освободительной политической акции за рубежом, Центр должен, по нашему мнению, состоять из двух главных органов. Все члены УЗНОЦ будут формировать общий орган с законодательными прерогативами, который будет работать с помощью сессий и комиссий. Ему будет принадлежать определение общих направляющих деятельности и политики Центра, определение структуры и состава исполнительного органа, выбор и увольнение его председателя и членов, рассмотрение и оценка его деятельности и решение других основных дел. Исполнительный орган (Экзекутива), призванный пленумом всего Заграничного Центра и ответственный перед ним, должен оперативно ведать деятельностью и политикой Центра. Экзекутива Заграничного Центра (употребляем это обозначение условно) должна иметь такие отделы (референтуры), которые охватывают отдельные участки настоящей деятельности Центра, а не существуют только на бумаге, чтобы им следовали государственные министерства. Отделами руководят члены Экзекутивы. Возглавлять экзекутиву должен председатель, выбираемый пленумом Центра. Членов Экзекутивы Центра должен назначать также пленум по предложению избранного Председателя Экзекутивы.
Также при таком структурном и действенном распределении Зарубежный Центр не может быть большим по количеству членов, чтобы не стать только бумажным, а на практике нетрудоспособным телом. В этом смысле не можем подражать государственным парламентам. Должны учитывать наши реальные условия и поэтому количество выбираемых членов УЗНОЦ, как централи, не должно превышать трех, самое большее пяти десятков. Вместе с тем надо бы в требованиях к кандидатам на членов УЗНОЦ вставить такие требования, которые доказывали бы реальную возможность их участия в совещаниях и работе Центра там, где будет его главный центр. Это должно быть также предметом согласованных решений политических сил-инициаторов.
В структурной системе УЗНОЦ и в выборах в него может быть одновременно встроенное создание выборных Краевых Национальных Комитетов в странах с большей численностью украинцев, в таких комплексах стран, как Западная Европа и Южная Америка. Краевые Комитеты должны иметь задачи аналогичные УЗНОЦ, на низшей ступени и в суженном к данной стране масштабе. В политическом и действенном отношении Краевые Комитеты признавали бы превосходство УЗНОЦентра. При принятии общеобязующих постановлений и при решении основных вопросов украинской политической жизни Краевые Комитеты должны иметь совещательный или второстепенный голос.
Дело Краевых Комитетов касаемся только как эвентуальную, а не как неотъемлемую часть всего проекта, ее надо бы рассматривать в связи с ситуацией и потребностями отдельных стран. В некоторых случаях может быть целесообразным перестроение существующих уже аналогичных учреждений на платформе всеобщих выборов. Если бы создавались выборные Краевые Комитеты, то их надо бы выбирать одновременно с Зарубежным Центром, но из отдельных списков и с отдельными избирательными бюллетенями в каждой стране и в комплексах стран.
В дальнейших договоренностях политических и общественно-политических организаций-инициаторов должны быть приняты основы самих выборов, оформленные в избирательной инструкции. Сюда относятся следующие вопросы: активное и пассивное избирательное право; правовые и организационно-технические нормы проведения выборов и подсчет результатов голосования; одобрение и призвание избирательных органов; определения терминов. В этой статье стараемся постепенно ответить на важнейшие из этих вопросов, чтобы выяснить реальные возможности всего плана.
Кандидатом в члены УЗНОЦ имеет право быть каждый совершеннолетний украинец, украинка, имеющие активное избирательное право и не обремененные проступками национального, общественного и личного (уголовного) характера.
Выдвигать кандидатов могут политические и общественно-политические организации и группы. В этом смысле нельзя сверху ставить ограничения, потому что каждая организация, которая выдвигает своих кандидатов на выборах, обозначает себя как политическая организация. Надо также допускать создание специальных объединений для выдвижения и поддержки кандидатов и выдвижения индивидуальных кандидатур. Целесообразно установить норму, что для принятия кандидатуры нужно, кроме заявления и прав самого кандидата, также определенное число подписей избирателей, которые поддерживают данную кандидатуру, кандидатский список.
Нашим условиям лучше всего соответствует голосование с помощью списков и эту систему надо бы взять за основу. Можно также комбинировать ее с голосованием за отдельных кандидатов с одного списка. Но этот вопрос требует всестороннего обсуждения с учетом межпартийных договоренностей относительно общих списков-лист. Как из коалиционных, так и с однопартийных списков-листов могут баллотироваться не только члены данных сил, но и другие лица, которые соглашаются совместно вести политическую концепцию данного списка кандидатов.
Очередным важным решением, которое должны принять инициаторы выборов, будет формирование избирательных органов. Это должны быть: Главная Избирательная Комиссия. Краевые избирательные комиссии, по одной в каждом государстве, где живут украинцы, и Местные Избирательные Комиссии – в главных центрах большего скопления украинских эмигрантов и поселенцев.
Главная Избирательная Комиссия, как высший орган выборов, будет иметь следующие задачи: принимать заявки кандидатов и кандидатских списков; принимать кандидатские заявления (их текст должен быть заранее согласован) и проверять права каждого кандидата; официально объявлять внесенные и проверенные списки кандидатов, предоставляя им числовые обозначения; утверждать предварительно согласованные избирательные инструкции и контролировать их соблюдение; определять и объявлять начало и окончание выборов; рассматривать и решать всякие предложения и протесты по спискам кандидатов, по ведению выборов и по правам избирателей (как высшая, отзывная инстанция); подводить итоги голосования из всех стран, официально принимать и объявлять правомочное распределение мандатов; проверять административные средства выборов; передавать конституционному УЗНОЦентру собранные во время выборов фонды (об этом речь пойдет дальше).
Краевые Избирательные Комиссии управляют проведением выборов каждая в своей стране. Согласно общим избирательным инструкциям, и придерживаясь сроков и норм, установленных Главной Избирательной Комиссией, они определяют конкретные планы проведения выборов, учитывая условия данной страны. Краевые Комиссии формируют Местные Избирательные Комиссии, контролируют их деятельность и получают от них результаты выборов; рассматривают и решают внесения и протесты в деле прав голосования, в делах избирательной кампании и проведения выборов на местах, передавая отзывы Главной Комиссии. Краевые Комиссии собирают, проверяют и суммируют результаты голосования и пересылают их в Главную Комиссию.
Местные Избирательные Комиссии устанавливают и проверяют право на голосование каждого избирателя; проводят выборы на местах, принимая лично отданные или пересланные по почте голоса и данные, связанные с голосованием; после окончания голосования передают все Краевой Избирательной Комиссии.
Таким образом, на Избирательные Комиссии будет возложена большая общественно-политическая ответственность и основное бремя практического проведения выборов. К этой работе, в частности к организационно-технической подготовке и проведению выборов на уровне Местных и Краевых Комиссий необходимо присоединить различные общественные учреждения, которые могут во многом помочь Комиссиям.
Главная и Краевые Избирательные Комиссии могут сформировать те политические организации, которые выступают инициаторами выборов, сами, или обратиться к центральным общественным, церковным и научным учреждениям, чтобы они это сделали на совместном совещании. В Главную и в Краевые Избирательные Комиссии должны войти выдающиеся и общеизвестные граждане, деятели из разных сфер национальной жизни, которые будут залогом добросовестного выполнения задач. Члены политических организаций и партий не могут быть членами избирательных комиссий. Зато группы, которые выставляют собственные списки кандидатов в УЗНОЦ, должны делегировать в Избирательные Комиссии своих доверительных представителей, без права решающего голоса.
Призванием Избирательных Комиссий заканчивается первый, подготовительный этап, в котором главную работу ведут политические и общественно-политические организации, и партии инициаторы выборов. Дальше ведением и окончанием выборов в УЗНОЦ занимаются Избирательные Комиссии.
Политические группы затем включаются в свою свойственную роль во время выборов, подбирают кандидатов, выставляют кандидатские списки, разрабатывают планы своей избирательной кампании, составляют свои политические избирательные программы. Разворачивается предвыборная кампания всех сил и кандидатов. Каждая группа обращается ко всему гражданству с письменным и живым словом, в печати, на собрании, с докладами, индивидуальным разъяснениями своей идеологии, программ и политических концепций, своего понимания актуальных вопросов национально-освободительной борьбы и самостоятельной политики, своих тогдашних успехов и вклада труда, своих планов и проектов на будущее. Это очень оживит внутреннеполитическую жизнь, а негативные проявления и последствия межгрупповой полемики будут выровнены созданием четкого уклада политических сил в результате выборов. Важно то, что все украинское патриотическое общество, в котором живет здоровый и чуткий политический инстинкт, на этот раз не будет являться только пассивным слушателем и наблюдателем всего, с чем выступают политические группы. Оно будет иметь лучшую возможность выявлять свое осуждение и выбирать – кто, какие концепции и действия, какие группы и люди, и в какой мере должны иметь его доверие и поддержку. Предвыборная пропагандистская кампания групп будет одновременно мобилизовать украинскую общественность, каждого человека к политической активности. Уже само участие в выборах в Заграничный Центр по этому плану будет проявлением активного поддержания национально-освободительного дела. Пытаясь получить для себя больше голосов, политические группы не могут ограничиться агитированием активизированных людей, потому что эти, конечно, уже имеют свои политические симпатии. Агитация должна быть, прежде всего, направлена на массу людей, которые стоят в стороне от организованной национальной жизни, пробуждая в них желание принимать в нем участие. Это принесет пользу не только данной силе, но и всей самостоятельной политической деятельности.
Наступает черед главного этапа – сами выборы, их надо проводить одновременно во всех странах поселения и пребывания украинцев за пределами влияния большевистской власти. Принимая во внимание эмиграционные условия быта и деятельности, на выборы надо выделить длительный промежуток времени. Голосование лучше проводить с помощью избирательных карточек-бюллетеней, в которых будут представлены все кандидатские списки-листы. Каждый избиратель получит от Местной Избирательной Комиссии по одному избирательному бюллетеню (в Заграничный Центр и эвентуально в Краевой Комитет), принятым способом обозначает в нем список кандидатов, которым отдает свой голос, и закрытый вбрасывает в избирательную урну, или пересылает на руки Избирательной Комиссии.
Участие в выборах в УЗНОЦ должно принять наибольшее количество украинцев. Право и гражданский долг голосовать имеет каждое совершеннолетнее лицо, которое имеет украинскую национальную принадлежность (не обращая внимания на актуальную государственную принадлежность), и которое делает свой вклад в зарубежную акцию в пользу освобождения Украины. Эти требования, с которыми связано право голосовать, должны быть выполнены каждым человеком-избирателем и быть утверждены при допущении к голосованию. Не имеют избирательного права те единицы украинского происхождения, которые перешли во вражеский, антиукраинский лагерь, напр., в коммунистический, московский.
Для подтверждения принадлежности к украинству надо предоставить все возможные и вероятные доказательства. Например, списки членов различных учреждений, членские билеты и всякие свидетельства, свидетельства проверенных свидетелей и т. п. Регистрация избирателей возложена на Местные Избирательные Комиссии, которые проводят ее совместно с украинскими организациями и учреждениями на местах. Предварительная регистрация избирателей не может исключать допущения к голосованию лиц, которые не были заранее записаны, как это бывает при выборах в государстве.
Второй неотъемлемой предпосылкой активного избирательного права является любой вклад каждого избирателя в зарубежную национально-освободительную акцию. Эта предпосылка вполне понятна, если иметь в виду, что речь идет о выборах в руководящий и представительский Центр именно такой акции, а не о государственных выборах. Решать вопрос, какой должна быть украинская зарубежная национально-освободительная деятельность и политика, и кто должен ее возглавлять – могут те украинцы, которые сами делают какой-то вклад в это дело и активно его поддерживают. Одновременно речь идет о широких, общих рамках, чтобы наибольшее количество людей присоединить к активной поддержке дела освобождения Украины и дать УЗНОЦентру широкую базу массовым участием в выборах. Для этого нужно принять какой-то общий, достаточно простой и конкретный критерий, который можно применить при выборах.
Для практического решения этого вопроса предлагаем такой проект: каждый избиратель при голосовании платит на руки Избирательной Комиссии самообложение в установленном для всех одинаковом размере в действенный фонд УЗНОЦ и на расходы проведения выборов. Только в случаях несостоятельности выплатить сумму самообложения Избирательная Комиссия может дать частичное, или полное освобождение, на основании мотивированного предложения. Сумма самообложения должна быть нормирована избирательной инструкцией по одному принципу для всех стран.
Выплата самообложения при выборах не должна быть только символическим актом, а настоящим пожертвованием для поддержки национально-освободительной деятельности, которую должен вести Зарубежный Центр. Это самообложение имеет то значение, что каждый избиратель, наряду с участием в определении состава УЗНОЦ и направления его действий, берет на себя какую-то частичку общего бремени и своим вкладом направляет деятельность выбираемого Центра. Финансовые средства это еще не все для самостоятельной политической акции. Но они являются одним из важнейших факторов, в частности, когда идет речь о заграничной работе и о сохранении политической независимости в деятельности и политике Заграничного Центра.
Конечный результат выборов суммирует Главная Избирательная Комиссия и определяет распределение мандатов. Ключевым количеством в этом распределении будет количество голосов, приходящееся на один мандат. Это количество получим, разделив общую сумму всех преданных, важных голосов на то количество выборных мандатов, которое будет заранее определено принятой избирательной инструкцией, о чем была уже здесь речь. Количество мандатов, приходящейся на каждый список кандидатов, рассчитывается так, что количество голосов, которое данный список получил в выборах, делится на ключевое число. Вследствие разницы голосов в единичных списках появляются излишки голосов, то есть количество голосов, которое меньше ключевого числа и поэтому не хватает до получения мандата по требуемому кворуму. По этой же причине после разделения мандатов по полному кворуму (т.е. по ключевым количествам) может остаться несколько мандатов. Эти оставшиеся мандаты разделяются по одному на те списки, которые имеют наибольшие остатки голосов. При этом не имеет значение, какой список уже получил мандаты при распределении по полному кворуму, или нет. При распределении оставшихся мандатов решает только чередование количеств лишних голосов.
Об общепринятых правилах проведения выборов, как тайное голосование и т. п., не пишем, считая само собой разумеющимся их применение, поскольку это практически возможно.
Проект создания выборного Заграничного Центра имеет целью структурная завершенность украинской политической жизни на чужбине и одновременно укрепление всей его структуры введением системы всеобщих выборов, как базового, периодического института.
Мы убеждены, что этим способом можно успешно устранить те худшие аномалии всей жизни, которые можно было бы назвать эмиграционными структурными болезнями.
Без почвы под ногами не может развиваться и нормально действовать ни одна политическая группа. Почвой для политической жизни является непосредственная связь с народом, работа среди него. Этого как раз не хватает большинству политических групп на чужбине. С одной стороны они хотели бы выглядеть как политические группы и учреждения в нормальных условиях, но с другой – не имея, в силу обстоятельств, живой связи с родной землей, не удосужились пустить корни даже среди эмиграционного общества. Так некоторые политические группы не живут, не развиваются и не работают, но своим полумертвым существованием отравляют политическую атмосферу и искажают вид всей нашей политической жизни. Опять же другие группы пытаются заменить свою беспочвенность посторонней поддержкой и так приобретать влияние на украинскую политическую жизнь. А это ведет к ее зависимости от чужих сил и влияний.
Когда политические группы не основывают свое существование на общей основе – на собственном гражданстве, не заботятся о проявлении политической воли общественности, но присваивают себе право выносить высокие решения от его имени без него, тогда невозможно упорядочить целостность политической жизни. Тогда партийный эгоизм выходит из берегов, а в межгрупповых взаимных и в совместных действиях царит принцип “уравнивать с самым низшим”.
Введение всеобщих выборов, как нормального института в нашей политической жизни за рубежом, будет самым подходящим средством для устранения этих аномалий. Выборы устанавливают общий принцип, который определяет для каждой группы позицию в общей структуре, пропорционально ее влиянию и значению среди гражданства. При этом самое важное, что решает все общество, как арбитр, а политические силы должны принять его решение как обязательное. Это заставляло бы их стать лицом к собственному обществу и своими ценностями, трудом и достижениями добывать себе его признание и доверие вместо того, чтобы спекулировать на мелких межпартийных комбинациях, интригах и на посторонних вмешательствах. Тогда и межгрупповое соперничество должно иметь какое-то значительное содержание и оперировать настоящими ценностями, опираться на фактическое состояние, а не вращаться в заколдованном кругу самовозвышения, саморекламы и представлений отдельных сил о своих никем не проверенных ценностях, о своем исключительном значении и гениальности.
Было бы, конечно, ошибкой идеализировать политическую зрелость общественности эмиграционного общества и приписывать всем его решениям абсолютную и безошибочную правильность. Все же последние десятилетия показали, что наш народ обычно выбирает правильный путь, если его указывает политическое руководство. Также украинская эмиграция в своей массе руководствуется здравым национальным инстинктом и поддерживает освободительные акции и последовательную самостоятельную политику. Когда среди нашего гражданства бывают проявления фальшивой ориентации и неправильной установки, то конечно виноваты в этом сами партии.
Одной из главных задач политических групп является проведение работы среди гражданства, работы с его политической выработкой. Если выборы дают толчок к такой деятельности, то из этого получится несомненная польза. Хотя различные группы будут давать гражданству не только здоровые, но и вредные идеи, правильные и ложные концепции, правдивые и ложные информации, то можно надеяться, что в конечном итоге победит то все здоровое, что отвечает потребностям и лучшим чертам нации. А идейно-политическая установка народа – это основной вопрос освобождения и всего будущего нации. Поэтому хорошая работа и здоровое соревнование в этой области – важнейшие во всей политической работе.
Это касается также политической деятельности среди украинства на чужбине, потому что оно является частью всей украинской нации и имеет важные задачи в целости освободительной борьбы. Оно же создает органическую национальную почву для существования и развития украинской политической жизни на чужбине. Поэтому сохранение этого грунта является основной задачей политических организаций. Введение института всеобщих выборов в нашей политической жизни за границей будет для него очень полезным. В частности потому, что всеобщие выборы оживляют взаимодействие гражданства и политических сил и одновременно конкретизируют его результат.

Комментарии закрыты.