Проект конституции УНР 1920

23 Март 2014 автор: admin

ПРОЕКТ М. БЕЛИНСКОГО И ДРУГИХ
(«ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКОН УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»)
(1920 Г.)

Проект Правительственной Комиссии
по разработке Конституции Украинского Государства

ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКОН
УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
I. Украинское Государство
Артикул 1.
Украинское Государство является самостоятельным и независимым государством с демократически-республиканским, на основе парламентаризма, устройством и называется: Украинская Народная Республика.
Артикул 2.
Полнота власти в Украинском Государстве принадлежит всем его гражданам, которые осуществляют эту власть: по делам законодательной власти через Государственный Совет, по делам исполнительной власти – через Главу Государства и Совет Министров, по делам справедливости – через независимые суды.
Артикул 3.
Государственный Совет является однопалатным; избирается на основании всеобщего, как для мужчин, так и для женщин, равного, прямого, тайного права голосования, с соблюдением принципа пропорциональности.
Артикул 4.
Территорию Украинского Государства составляют: Киевщина, Волынь, Подолье, Херсонщина, Таврия, Екатеринославщина, Полтавщина, Черниговщина, Харьковщина и Слобожанщина, а равно все другие земли, которые в большинстве своем заселяет украинский народ.
Границы Украинского Государства может устанавливать и изменять только Основной Государственный Закон.
Артикул 5.
Части Украинского Государства, которые выражают отдельные культурно-хозяйственные интересы, получат местную автономию с собственным Краевым Советом, который будет издавать законы местного значения.
Государственный Совет Украинского Государства определит содержание этой автономии и определит объем полномочий Краевых Советов.

Артикул 6.
Территории украинских земель, которые во время нынешней великой революции образовали на своей территории отдельные государственные органы, имеют право объединиться на принципах федерации с Украинской Народной Республикой в один общий государственный организм, если этого потребует их законодательный орган.
Отдельный Основной Государственный Закон определит на этот случай объем полномочий общей власти законодательной, исполнительной и судебной. Результатом будет для всех общее право гражданства.
Артикул 7.
Все государственные учреждения и государственные чиновники Украинского Государства носят название республиканско-украинских.
Артикул 8.
Государственным языком Украинского Государства является язык украинский.
Артикул 9.
Государственным гербом Украинского Государства является золотой трезубец на синем фоне.
Право использования государственного герба имеют исключительно государственные учреждения.
Артикул 10.
Государственными цветами Украинского Государства является синий и желтый.
Артикул 11.
Знамя военного флота является сине-желтым с государственным гербом золотого цвета в левом углу синей части флага. Флаг торгового флота является сине-желтым.
II. Православная церковь
Артикул 12.
Православная Церковь в пределах Украинского Государства является автокефальной, во главе с Патриархом в Киеве.
Отдельный государственный закон определит общие основы организации Православной Церкви в пределах Украинского Государства, оберегая ее внутреннюю автономию и не нарушая канонических постановлений, а также определит ее правовое отношение к государству.
III. Права и обязанности граждан
Артикул 13.
Украинское гражданство в момент провозглашения независимой Украинской Народной Республики предоставляется:
1) всем лицам украинской народности, проживающим в пределах Украинского Государства,
2) всем лицам иных народностей, которые до 1 июля 1914 г. не менее одного года постоянно проживали на территории Украинского Государства, и их детям; при этом постоянное место жительство не признается за правительственными и военными лицами бывшей Российской Империи, которые не были рождены в пределах Украинского Государства, если они до 1 июля 1914 года проживали на Украине менее пяти лет.
В развитие постановлений данного артикула должен быть издан отдельный закон.
Артикул 14.
Украинское гражданство приобретается:
1) путем рождения от родителей-граждан Украинского Государства;
2) путем заключения брака с гражданином Украинского Государства;
3) путем предоставления гражданства соответствующей властью.
Лицу украинской народности, которое поселится в пределах Украинского Государства, нельзя отказать в предоставлении украинского гражданства.
Отдельный закон точно определит постановления в отношении приобретения и утраты украинского гражданства.
Артикул 15.
Все граждане Украинского Государства, как мужчины, так и женщины, независимо от веры, народности и происхождения, равны перед законом.
Отменяются все родовые, сословные привилегии и все родовые и личные дворянские титулы.
Все общественные должности являются одинаково доступными для всех граждан на условиях, указанных в законе.
Женщина в Украинском Государстве имеет все гражданские и политические права наравне с мужчиной.
Артикул 16.
Украинскому гражданину запрещено принимать иностранный дворянский титул.
Артикул 17.
На принятие украинским гражданином иностранного ордера нужно разрешение Главы Государства.
Артикул 18.
Личная свобода граждан гарантируется.
Нельзя никого арестовывать, подвергать личному обыску без приказа суда, за исключением задержания на месте преступления и в случаях, которые предусматривает закон, и способом, который устанавливает закон.
В течение последующих 48 часов арестованного необходимо доставить в органы соответствующей судебной власти, которая немедленно решает вопрос о его дальнейшем заключении под стражу с указанием причин либо освобождает из-под ареста.
Артикул 19.
Уголовное преследование и определение наказания производится только на основании существующего закона.
Позорное наказание и выдворение украинского гражданина за пределы Украинского Государства не допускается.
Лишение гражданских и политических прав как мера наказания может быть только временным.
Арест за долги не разрешается.
Артикул 20.
Никого нельзя лишить надлежащего суда. Специальные суды допускаются только в случаях, указанных в законе.
Артикул 21.
Брак, как основа законной жизни, существования и развития народа, находится под охраной закона.
Артикул 22.
Наряду с церковным браком признается и брак гражданский.
Отдельный закон установит форму гражданского брака.
Только государственный суд решает дела о разводе, законности и действительности браков.
Артикул 23.
Жилье гражданина является неприкосновенным. Вторжение в жилье органов власти, обыск, изъятие писем, корреспонденции, документов, печатных листов или иных движимых вещей происходит только на основании судебного приказа в письменном виде и в случаях, которые предусматривает закон.
О результатах обыска следует сделать копию протокола заинтересованному лицу.
Артикул 24.
Свобода совести и веры обеспечивается каждому.
Гарантируется выходной день в воскресенье и в праздники, которые определены в законе.
Нельзя никого принуждать к участию в религиозных действиях или обрядах, или призывать к какому-либо вероисповеданию.
Каждому обеспечивается свобода смены вероисповедания.
Никто из граждан не может уклониться от исполнения публичных обязанностей по причине своих религиозных убеждений.
Артикул 25.
Все признанные государством вероисповедания перед государством равны и равноправны, имеют право проводить публичные молебны, отправлять религиозные обряды и основывать религиозные общества; в пределах законов они имеют внутреннюю автономию.
Члены вероисповедания, которое до сих пор не признало государство, не имеют права в публичных молебнах; в закрытых местах они могут отправлять свои молебны и религиозные обряды, не противоречащие закону и публичной морали.

Артикул 26.
Порядок признания вероисповедания, которое до сих пор государство не признало, установит отдельный закон.
Артикул 27.
Каждый гражданин имеет полную свободу смены местожительства и перемещения своей собственности в пределах государства.
Артикул 28.
Каждый гражданин имеет право эмигрировать за пределы государства, за исключением случаев, предусмотренных в законе.
Артикул 29.
Каждый гражданин имеет право свободного выбора профессии и заработка; ограничения в этом направлении можно допустить только путем закона.
Артикул 30.
Обеспечивается свобода торговли и промышленности, ремесла, а также свобода составления условий в рамках действующих законов.
Артикул 31.
Каждому обеспечивается свобода науки, обучения, научных исследований и опытов.
Каждый гражданин имеет право основать школу или воспитательное учреждение и ими управлять на условиях, указанных в законе.
Все общественные и частные школы и воспитательные учреждения находятся под контролем государства. Обучение в школах от начальной до высшей, которые находятся на содержании у государства, является бесплатным.
Отдельный закон определит порядок школьного обучения.
Характер публичных школ не может быть конфессиональным.
Артикул 32.
Обучение в народных начальных школах является общим, обязательным для всех и бесплатным. Государство, органы самоуправления и общества должны позаботиться, чтобы все дети в школьном возрасте могли воспользоваться этим правом на обучение.
Для граждан старшего возраста создаются курсы внешкольного образования.
Школы должны воспитывать, основываясь на принципах морали и понимания гражданских обязанностей.
Артикул 33.
Свобода выражения своего мнения в слове, письме, печати и в изобразительной форме принадлежит каждому.
Отдельный закон обеспечит осуществление сих прав.
Артикул 34.
Обеспечивается свобода прессы.
Пресса подпадает только под те ограничения, которые точно определяет закон. Нельзя устанавливать предварительную цензуру и концессионную систему для изданий периодической печати. Нельзя запретить распространение печатных изданий, вышедших в пределах государства.
Артикул 35.
Тайна переписки и тайна корреспонденции гарантируется всем гражданам. Можно ее нарушить только на основании судебного приказа.
Артикул 36.
Человеческий труд, здоровье и жизнь находятся под охраной закона. В частности закон охраняет рабочих-несовершеннолетних, женский труд и женщин во время материнства.
Государству принадлежит контроль над организацией труда, условиями наемного труда и вознаграждением за него.
Отдельный закон обеспечит материально рабочих или их семьи при соответствующем участии заинтересованных сторон, в случае болезни, увечья, старости и смерти.
Артикул 37.
Рабочие имеют право создавать рабочие организации и союзы и составлять коллективные условия работы для охраны и развития труда. Отказ и меры по ограничению этого права признаются противозаконными.
Артикул 38.
Споры между рабочими и работодателями решаются путем добровольного суда или, когда это невозможно, с помощью государственных судов.
Отдельный закон о судах определит их компетенцию.
Артикул 39.
Правовое положение государственных чиновников определяется в отдельном законе о службе.
Артикул 40.
Государство охраняет интеллектуальный труд и его результаты.
Артикул 41.
На каждого гражданина возлагается, не нарушая его личной свободы, моральный долг использовать свои духовные и физические силы таким образом, как того требует благо общества.
Артикул 42.
Свобода национального и культурного развития для граждан национальных меньшинств обеспечивается во всех отношениях, не противоречащих единству государства.
Отдельный закон определит их права в школе и общественной жизни.
Артикул 43.
Частная собственность находится под защитой закона.
Собственность обязывает. Использование собственности должно служить во благо общественности.
Лишение собственности или ограничение частной собственности может произойти в случае государственной, публичной или общественной необходимости, или в случае экономических причин, а также в интересах социальной справедливости.
Способ лишения собственности или ограничения частной собственности, как и форма, и размер справедливого вознаграждения определяется в отдельном законе.
Артикул 44.
Мелкая и средняя земельная собственность находится под охраной закона.
Ликвидируется крупная земельная собственность. Из нее образуется земельный фонд, за счет которого удовлетворяется малоземельное и безземельное крестьянское население. Форму, а также условия данного удовольствия потребностей определит отдельный земельный закон.
Артикул 45.
Обеспечивается наследственное право в рамках действующих законов. Они же определяют участие государства в наследстве.
Артикул 46.
Государство обязано возместить гражданину вред и убытки, которые ему причинены действиями гражданских или военных лиц, которые не были согласованы с законом или обязанностями службы.
Подача иска против государства по возмещению убытков по этой причине не зависит от воли государства.
Государство имеет право взыскать с правительственных лиц, причинивших вред, возмещение убытков, которые оно заплатило пострадавшему.
Те же постановления касаются и ответственности самоуправлений и общин за вред и ущерб, которые причинило противозаконное управление их органов.
Артикул 47.
Все граждане имеют право основывать союзы и общества, а также созывать собрания, не противоречащие уголовным законам и общественной безопасности.
Отдельный закон определит порядок пользования этими правами.
Артикул 48.
Граждане имеют право вносить петиции во все законодательные и исполнительные учреждения, в органы государственной власти и самоуправления.
Артикул 49.
Все граждане обязаны быть верными государству, подчиняться законам, уважать законную власть, облегчать ее задачи и исполнять ее приказы, изданные согласно закону, занимать все общественные должности, как государственные, так и в органах самоуправления, в общественных организациях, куда они избраны, платить налоги и нести все тяготы, личные и имущественные повинности.

Артикул 50.
Все граждане являются военнообязанными; порядок призыва женщин на службу для обороны государства определяется в законе.
Отдельные законы установят вид и способ, порядок и время прохождения военной службы, освобождения от сего долга, а также личные и имущественные повинности на военные цели.
Артикул 51.
Все постановления о правах граждан касаются и военных лиц всех уровней, поскольку этому не противоречат военные законы и постановления о военной наказуемости.
Артикул 52.
Гражданские права личной свободы (арт. 18), неприкосновенности жилья (арт. 23), тайны переписки и корреспонденции (арт. 35), свободы печати и прессы (артикулы 33 и 34), свободы переселения и выселения (артикулы 27 и 28) и свободы собраний и обществ (арт. 47) можно временно прекратить на время чрезвычайного положения.
Распоряжение об этом может сделать только Совет министров по согласованию с Главой Государства во время войны или когда нависает угроза войны, или в случае внутренних мятежей, или массовых противогосударственных заговоров, угрожающих целостности государства, Основному Государственному Закону или общественной безопасности.
Это распоряжение должно быть объявлено в Вестнике Государственных Законов за подписью Главы Государства и Совета Министров, со ссылкой на этот артикул.
Оно должно быть подано на рассмотрение на первом заседании Государственного Сейма для его утверждения.
Отдельный закон о чрезвычайном положении четко определит осуществление вышеупомянутых принципов в отношении увеличения компетенции гражданских властей или установления военной власти вместо гражданской.
Артикул 53.
Иностранцы, находящиеся на территории Украинского Государства, подчиняются его законам на общих для всех основаниях. Они не обладают политическими правами, которыми обладают украинские граждане; остальными правами они пользуются, поскольку закон не определяет для них определенных ограничений.
В случае отсутствия соответствующей взаимности в обладании такими же правами украинскими гражданами в иностранном государстве, подданные этого государства могут быть подвергнуты равнозначным ограничениям.
IV. Государственный Совет и Государственный Сейм
Артикул 54.
Законодательная власть в Украинском Государстве принадлежит Государственному Совету, который избирается на основании положений, указанных в артикуле 3.

Артикул 55.
До созыва первого Государственного Совета, законодательная власть принадлежит Государственному Сейму.
Отдельный закон определит состав и способ выбора в Государственный Сейм.
Артикул 56.
Государственный Сейм не может изменять постановления данного закона, касающиеся государственно-правовой самостоятельности и международно-правовой независимости и демократически-республиканского устройства Украинского Государства.
Артикул 57.
Государственный Сейм созывается тогда, когда определено количество членов, которое определит отдельный закон о составе и способе выбора в Государственный Сейм.
Артикул 58.
Государственный Сейм созывает на первую сессию, как и на последующие сессии, Глава Государства отдельным приказом за своей и Председателя Совета министров подписью. Этот приказ оглашается в Вестнике Государственных Законов. Таким же образом происходит закрытие сессий и роспуск Государственного Сейма.
Первая сессия Государственного Сейма созывается не позднее 14 дней с момента избрания надлежащего количества его членов.
Следующие сессии Государственного Сейма делятся на очередные и внеочередные.
Очередные сессии созываются два раза в год: весной и осенью.
Внеочередные сессии созывает Глава Государства либо по собственной инициативе, либо по требованию Правительства или Президиума Государственного Сейма для решения дел, которые заявлены в объявлении или в заявлении о необходимости созыва этих сессий.
Государственный Сейм собирается на первое заседание на 15 день после обнародования приказа об этом в Вестнике Государственных Законов.
Временные перерывы на срок, не превышающий 10 дней, и не более двух раз в каждую сессию могут назначить Глава Государства или Государственный Сейм.
Перерывы на большее время назначаются по обоюдному согласию Главы Государства и Государственного Сейма.
Артикул 59.
Государственный Сейм можно распустить только тогда, когда будет избран первый Государственный Совет Украинской Народной Республики.
Тем же приказом, который издан способом, указанным в артикуле 58, о роспуске Государственного Сейма одновременно созывается первый Государственный Совет на первую его сессию.

Артикул 60.
Первое заседание Государственного Сейма открывает Глава Государства или по его поручению Председатель Совета министров, зачитывая приказ о созыве Государственного Сейма и назначая для временного руководства старшего по возрасту члена Государственного Сейма.
После этого члены Государственного Сейма дают присягу или торжественное обещание перед Главой государства.
Текст присяги: «Обещаю и клянусь Великим Господом перед Святым Его Евангелие, что буду во всем совестно исполнять обязанности члена Государственного Сейма наилучшим образом, как я их понимаю и могу выполнить, что буду хранить верность Украинскому Государству как моей Родине и Основному ее Государственному Закону и буду заботиться только о добре и пользе государства. В том собственноручно подписываюсь».
По желанию тот, кто присягает, целует Святой Крест и Евангелие или выполняет иное соответствующее религиозное действие.
Лица, которые не признают присяги, дают торжественный обет, имеющий такую же силу и содержание, но без слов: «клянусь Великим Господом перед Святым Его Евангелие».
Член Государственного Сейма, который откажется от присяги или торжественного обещания, утратит мандат члена Государственного Сейма.
Артикул 61.
Государственный Сейм избирает из своих членов Председателя, заместителей Председателя и секретарей и создает соответствующие комиссии. Эти комиссии могут, согласно постановлению Государственного Сейма, продолжать работы, возложенные на них, и во время перерыва между сессиями.
Дела, рассмотрение которых не закончено в текущей сессии, согласно постановлению Государственного Сейма переносятся на рассмотрение следующей сессии.
Артикул 62.
Совет министров по предложению министра внутренних дел разработает и объявит в Вестнике Государственных Законов, еще до первого заседания Государственного Сейма, временное расписание совещаний Государственного Сейма.
Данным расписанием руководствуется Государственный Сейм до того времени, пока сам не разработает для себя новое расписание и не объявит его в Вестнике Государственных Законов. Принятое расписание Государственного Сейма является обязательным сразу после его оглашения в Вестнике Государственных Законов и для своего признания не требует утверждения Главы Государства.
Артикул 63.
Государственный Сейм сам решает о степени важности опротестованных выборов на основании отдельного заключения своей мандатной комиссии.
Член Государственного Сейма, мандат которого опротестован, осуществляет свои права и обязанности до того момента, когда Государственный Сейм примет недействительность его выборов.
Министр внутренних дел в день открытия Государственного Сейма передает ему все избирательные акты вместе с внесенными протестами.
Артикул 64.
Мандат члена Государственного Сейма утрачивает свою силу только вследствие его смерти, лишения мандата через Государственный Сейм, добровольного отказа от мандата или потери избирательного права, или в результате случая, указанного в артикуле 60.
О лишении мандата Председатель Государственного Сейма немедленно сообщает письменно министру внутренних дел, а тот в свою очередь в течение 14 дней после получения сообщает в правительственном журнале о дополнительных выборах.
Отдельный закон о составе и способах выборов в Государственный Сейм принимается тогда, когда не происходит дополнительных выборов.
Артикул 65.
Членам Государственного Сейма министр внутренних дел вручает удостоверение члена Государственного Сейма.
Опротестование мандата не влияет на выдачу сего удостоверения.
Артикул 66.
Внутренним и внешним правительственным языком и языком совещаний Государственного Сейма является исключительно украинский язык.
Артикул 67.
Член Государственного Сейма осуществляет все свои права и обязанности только лично.
Артикул 68.
Члены Государственного Сейма получают постоянное содержание и возмещение транспортных расходов от своего местожительства до места Государственного Сейма и обратно.
Они бесплатно пользуются государственными железными дорогами и государственными пароходами.
Отдельный закон определит размер содержания члена Государственного Сейма и его Президиума, а также их транспортных расходов.
Артикул 69.
Члены Государственного Сейма являются представителями всех граждан Украинского Государства.
Однажды избранного члена Государственного Сейма нельзя отозвать. Его деятельности в Государственном Сейме нельзя ограничивать какими-либо инструкциями.
За государственную измену, преступления и проступки члены Государственного Сейма подлежат Высшему Государственному Суду на основании постановления Государственного Сейма, в соответствии с порядком, который устанавливает артикул 103.
За свою деятельность в Государственном Сейме член Государственного Сейма отвечает только перед Государственным Сеймом.
Артикул 70.
Член Государственного Сейма является неприкосновенным с того момента, когда в Вестнике Государственных Законов будет обнародован приказ Главы Государства о созыве Государственного Сейма до момента его роспуска.
Членов Государственного Сейма нельзя преследовать ни по уголовно-судебным, ни по уголовно-административным делам. Их нельзя арестовать без согласия Государственного Сейма, за исключением задержания на месте преступления.
В случае задержания на месте преступления, об этом следует сообщить немедленно Председателю Государственного Сейма и попросить о разрешении на дальнейший арест или дальнейшее уголовно-судебное производство.
По требованию Государственного Сейма арест должен быть немедленно отменен и уголовно-судебное следствие приостановлено на время действия мандата.
В случае перерыва между сессиями это право принадлежит Председателю Государственного Сейма.
Позже избранный член Государственного Сейма является неприкосновенным с момента своего избрания.
Эти постановления не ведут к уголовной ответственности члена Государственного Сейма, если он является редактором периодического или непериодического издания.
Артикул 71.
Члена Государственного Сейма, который на открытом заседании в своей речи или в заявлении в Государственном Сейме нарушил права частного лица, обиженный может привлечь к уголовно-судебной ответственности.
В данном случае судебная власть должна получить разрешение Государственного Сейма.
Артикул 72.
Член Государственного Сейма не может ни покупать, ни брать в аренду государственное имущество или использовать государственные работы в свою пользу; также он не может получать государственных концессий.
Артикул 73.
Заседания Государственного Сейма являются открытыми.
Они могут быть закрытыми только по желанию Председателя Государственного Сейма, представителя Правительства или не менее 10 членов Государственного Сейма на основании отдельного постановления, которое принимается после того, как публика покинула зал заседаний.
Артикул 74.
Нельзя никого привлекать к ответственности за отчет на открытом заседании Государственного Сейма, если он соответствует действительности.
Артикул 75.
Право законодательной инициативы имеет Глава Государства, Совет министров и каждый член Государственного Сейма, если его внесение подписано не менее 10 членами Государственного Сейма.
Артикул 76.
Заседания Государственного Сейма легитимны в случае присутствия половины избранных членов.
Артикул 77.
Постановления Государственного Сейма принимаются простым большинством голосов присутствующих членов.
Для изменения Основного Государственного Закона необходимо не менее половины голосов от общего числа членов Государственного Сейма.
В случае, если Глава Государства отклонит постановление Государственного Сейма, постановление это набирает силу закона после нового одобрения его двумя третями присутствующих на заседании членов Государственного Сейма.
Артикул 78.
Постановление, которое принял Государственный Сейм, Председатель Государственного Сейма направляет Председателю Совета министров, а он в течение 7 дней – Главе Государства для утверждения в течение 14 дней.
Утвержденное Главой Государства постановление Государственного Сейма возвращается снова к Председателю Совета министров, который немедленно его обнародует в Вестнике Государственных Законов за подписью Главы Государства и соответствующего министра или соответствующих министров, или Совета министров.
Перед текстом закона следует отметить, что его принял Государственный Сейм согласно постановлениям артикулов 55, 57, 77 и 78.
Артикул 79.
В случае неодобрения Главой Государства постановления Государственного Сейма, Глава Государства в течение 14 дней возвращает его Председателю Совета министров с письменным объяснением причин данного решения.
Председатель Совета министров в течение следующих трех дней направляет данное постановление Председателю Государственного Сейма, который включает его в повестку дня ближайшего заседания Государственного Сейма.
Государственный Сейм без дискуссии или принимает замечания Главы Государства в отношении изменений постановления, и тогда направляет его в соответствующую комиссию для дальнейшего надлежащего прохождения, или принимает повторно без изменений числом голосов, которые указаны в артикуле 77.
Принятое таким образом постановление Председатель Государственного Сейма направляет Председателю Совета министров для немедленного обнародования его в Вестнике Государственных Законов за подписью Совета министров, с указанием перед текстом закона, что его принял Государственный Сейм согласно постановлениям артикулов 55, 57, 77 и 79.
Артикул 80.
Все законы обнародуются в Вестнике Государственных Законов.
Приказы Главы Государства и распоряжения министров, которые регулируют правовые отношения, также обнародуются в Вестнике Государственных Законов, с указанием в начале постановления закона, что уполномочивает их на издание данного приказа или распоряжения.
Артикул 81.
Закон вступает в силу на 15-й день после обнародования его в Вестнике Государственных Законов, если в самом законе не определен другой срок, с которого закон должен вступить в силу.
Данное постановление относится также к приказам и распоряжениям, которые указаны в артикуле 80.
Дата издания Вестника Государственных Законов должна быть указана на его первой странице.
Артикул 82.
Никто не может оправдываться незнанием закона, приказа или распоряжения, которые должным образом обнародованы.
Артикул 83.
Налоги и общественные выплаты можно собирать только на основании закона, который одобрил Государственный Сейм, и способом, определенным в законе.
Артикул 84.
Государственный Сейм принимает ежегодно отдельным законом государственный бюджет на один год.
Бюджет включает все доходы и расходы.
В чрезвычайных ситуациях временный бюджет может составляться на время, которое короче одного года.
Любое превышение бюджета требует предварительного одобрения Государственного Сейма.
Определенные в бюджете или во временном бюджете денежные квоты можно использовать только на цели, которые там определены.
Артикул 85.
Если Государственный Сейм до наступления бюджетного периода не примет новый бюджет, тогда на основании постановления Совета министров, за подписью Главы Государства и Совета министров, остается в силе последний бюджет.
Данное решение обнародуется в Вестнике Государственных Законов, ссылаясь на данный артикул.

Артикул 86.
Государственные ссуды, продажа, замена или обременение государственного недвижимого имущества и принятие других государственных гарантий могут быть только на основании закона, который одобрил Государственный Сейм.
Артикул 87.
Государственный Сейм устанавливает валюту, позволяет эмиссию кредитных билетов и государственных облигаций.
Отдельный закон определит детально указанные операции.
Артикул 88.
Осуществление дел, указанных в артикуле 87, относится к ведению Государственного Банка. Устав его принимает Государственный Сейм.
Министр финансов контролирует Государственный Банк и отвечает перед Государственным Сеймом за его деятельность.
Артикул 89.
Контроль над всей государственно-финансовой деятельностью осуществляет Государственный Контроль во главе с государственным контролером.
Глава Государства после внесения кандидатур Председателем Государственного Сейма назначает государственного контролера. Государственный контролер не входит в состав Совета министров и только вследствие отдельного вотума недоверия со стороны Государственного Сейма отстраняется с поста.
Государственный контролер обладает правами министра и за служебные преступления и правонарушения отвечает согласно артикулам 101, 102 и 103.
Государственный контролер ежегодно подает Государственному Сейму отчет обо всех государственных доходах и расходах, о государственных фондах и общем состоянии финансов государства.
Отдельный закон о Государственном Контроле в Украинском Государстве определит права и обязанности, организацию контроля в государственной деятельности.
Артикул 90.
Государственный Сейм отдельным законом принимает ежегодно военный контингент во время мира, в частности количество нового военного набора.
Артикул 91.
Если Государственный Сейм за 2 месяца до обычного срока призыва военных новобранцев, который определяет отдельный закон о воинской повинности, не определит количество нового военного набора, тогда на основании постановления Совета министров, за подписью Главы Государства и Совета министров, остается в силе последний закон о количестве военного набора.
Данное решение объявляется в Вестнике Государственных Законов, ссылаясь на этот артикул.

Артикул 92.
Все международные торговые и таможенные условия, международные условия, следствием которых являются имущественные обязательства для государства или для граждан государства, содержат правовые постановления, международные условия в отношении границ государства, международные мировые условия, а также международный арбитраж, вступают в силу только по согласию Государственного Сейма.
Артикул 93.
Государственный Сейм принимает петиции от отдельных граждан, обществ и учреждений.
Государственный Сейм по решению может передать их соответствующим министрам и требовать от них объяснений по делам, к которым относятся петиции; министры должны дать требуемые объяснения или в них отказать с представлением причин.
Артикул 94.
Члены Государственного Сейма имеют право вносить интерпелляции в письменном виде в Совет министров или отдельным министрам тем способом, который определяют правила совещаний Государственного Сейма.
Артикул 95.
На внесенную интерпелляцию министр может ответить немедленно либо отсрочить ответ на определенный срок, либо отказать в ответе с указанием мотивов.
Государственный Сейм на отдельное внесение может принять решение о начале дискуссии над ответом министра на внесенную интерпелляцию. На отдельное внесение он может принять решение о том, что он переходит к дальнейшим очередным делам с указанием мотивов или без их приведения.
Артикул 96.
Государственный Сейм может отдельным решением выразить недоверие Совету министров или отдельным министрам.
В этом случае они должны быть немедленно отстранены от должности.
Артикул 97.
Государственный Сейм может образовывать отдельные комиссии из своих членов, чтобы выяснить и определить факты конкретного дела.
Может предоставить данным комиссиям право вызывать свидетелей и экспертов, чтобы они дали устно или письменно свои показания и объяснения под присягой или без присяги, соблюдая соответствующие постановления судебного следствия.
Артикул 98.
Государственный Сейм постановлением, принятым в присутствии не менее половины действительного количества его членов, двумя третями голосов присутствующих членов может выдвинуть Главе Государства обвинения в государственной измене и в нарушении Основного Государственного Закона.
В этом случае Глава Государства должен немедленно быть отстранен от дальнейшего выполнения своих обязанностей до того момента, когда Высший Государственный Суд решит данное дело.
В случае освобождения от обвинений и наказания Глава Государства возвращается немедленно к своим обязанностям.
Глава Государства не отвечает перед обычными уголовными судами.
Артикул 99.
В случае отстранения от должности Главы Государства по причинам, которые приведены в артикуле 98, его права и обязанности временно исполняет Председатель Государственного Сейма, который обязан на все время своего замещения Главы Государства быть отстранен от участия в руководстве и совещаниях Государственного Сейма.
На его место в руководстве Государственного Сейма вступает со всеми его правами и обязанностями первый заместитель Председателя Государственного Сейма.
Артикул 100.
Постановления артикула 99 применяются также и в том случае, если в результате длительного пребывания Главы Государства за границей или в результате его длительной тяжелой болезни Председатель Государственного Сейма занимает временно место Главы Государства.
Государственный Сейм отдельным постановлением определяет факт длительного отсутствия или длительной тяжелой болезни Главы Государства.
Артикул 101.
Государственный Сейм постановлением, принимаемым способом, определенным в артикуле 98, может обвинить Совет министров или отдельных министров в государственной измене, нарушении Основного Государственного Закона и служебных преступлениях.
За обычные преступления и правонарушения уголовного закона министры отвечают перед обычным уголовным судом.
Артикул 102.
Если Государственный Сейм обвинит министра, он должен быть немедленно отстранен от занимаемой должности.
Артикул 103.
Лиц, обвиненных в преступлении согласно постановлениям артикулов 69, 98 и 101, судит Высший Государственный Суд.
Высший Государственный Суд состоит из всех членов Высшего Кассационного и Административного Судов и их президиумов.
Обязанности председателя Высшего Государственного Суда исполняет тот глава из этих судов, кто дольше всего занимает должность главы суда, второй же является его заместителем.
Председатель Высшего Государственного Суда назначает секретариат из общего состава секретарей Высших Кассационного и Административного Судов.
Для проведения досудебного следствия Высший Государственный Суд избирает из числа своих членов следственного судью, который вследствие этого избрания выходит временно из состава Высшего Государственного Суда. В помощь ему председатель суда, по согласованию со следственным судьей, назначает одного или нескольких лиц, отвечающих требованиям, установленным для судебных следователей.
Следственный судья и его помощники пользуются всеми правами судебного следователя, а также имеют право без отдельного разрешения суда рассматривать и изымать телеграфную корреспонденцию.
Жалобы на действия, происходившие во время досудебного следствия, подаются на рассмотрение Высшего Государственного Суда.
Прокурора Высшего Государственного Суда и его помощников избирает Государственный Сейм для каждого отдельного дела.
Обвиняемый, его уполномоченный, прокурор и его помощники имеют право присутствовать во время всех актов досудебного следствия; неприбытие данных лиц не останавливает следствия.
Во всем остальном досудебное следствие проводится на общих основаниях.
После окончания досудебного следствия дело передается для решения прокурора, который вместе с заключением и точной квалификацией инкриминируемого поступка передает дело в Государственный Сейм.
Государственный Сейм, рассмотрев дело, может передать обвиняемого в Высший Государственный Суд или совсем прекратить дело.
Если обвиняемый будет передан под суд, дело его рассматривается на судебном заседании, в соответствии с Уставом Уголовного Судопроизводства.
Приговор суда о признании подсудимого виновным подписывается большинством в две трети голосов судей, участвующих в постановлении приговора. После признания виновности подсудимого, а также установки смягчающих его вину обстоятельств, суд определяет меру и степень наказания, применяя уголовный закон.
Осужденный за преступления политического характера, которые не предусматривает уголовный закон, приговаривается к лишению или ограничению права занимать государственные посты на время не более 10 лет.
Высший Государственный Суд вправе, признав простым большинством голосов смягчающие вину осужденного обстоятельства, уменьшить наказание по своему усмотрению или совсем освободить осужденного от наказания.
Приговор Высшего Государственного Суда должен быть подробно мотивирован во всех случаях.
Оправдательный приговор Высшего Государственного Суда является окончательным и сразу же после его провозглашения вступает в законную силу.
Осуждающий приговор, как в случае, когда наказание приводится в исполнение, так и в случае, когда осужденный освобождается от него, до исполнения приговора направляется в Государственный Сейм, который имеет право уменьшить наказание или совсем освободить осужденного от него.
Только Государственный Сейм имеет право амнистии в данном случае; он постановляет об этом способом, указанным в артикулах 98 и 101.
Артикул 104.
В случае смерти Главы Государства, его добровольного преждевременного ухода, осуждения на основании постановлений артикулов 98 и 103, психической или тяжелой физической болезни, которую нельзя излечить, Государственный Сейм в присутствии двух третей избранных членов Государственного Сейма и способом, определенным в артикуле 119, немедленно приступает к выбору нового Главы Государства.
Государственный Сейм устанавливает факт неизлечимой психической или тяжелой физической болезни Главы Государства.
Избранным будет тот, кто получит абсолютное большинство голосов; голосование проходит тайно.
Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства, немедленно приступают к более тесному выбору между двумя кандидатами, которые при первом голосовании получили больше всего голосов. Голосовать можно только за этих двух кандидатов. Голос, отданный за другого кандидата, считается недействительной. Также недействительным считается карточка с тем кандидатом, имени или фамилии которого нельзя прочесть. Чистые и неподробно заполненные карточки также считается недействительными.
Избранным будет считаться тот из числа двух кандидатов, кто получит абсолютное большинство голосов.
В случае равенства голосов решает жребий, который вытянет Председатель Государственного Сейма.
Артикул 105.
В здании и других помещениях Государственного Сейма обыски, изъятия и аресты могут происходить только с разрешения Председателя Государственного Сейма.
V. Глава Государства
Артикул 106.
Верховная исполнительная власть находится в руках Главы Государства и Совета Министров, ответственным перед Государственным Сеймом.
Эту власть осуществляют они сами и через подчиненные им правительства.
Глава Государства осуществляет высший контроль за законностью управления.

Артикул 107.
Главой Украинского Государства может быть любой гражданин украинского происхождения, православной веры, не моложе 35 лет, который обладает всеми гражданскими и политическими правами.
Артикул 108.
Постановления, которые принял Государственный Сейм, нуждаются в утверждении Главы Государства (арт. 78), за исключением случая, определенного артикулом 79.
Глава государства имеет право издавать приказы согласно постановлению артикула 80.
Все приказы, исходящие от Главы Государства, должны иметь его подпись и подпись соответствующего министра, который своей подписью берет на себя ответственность перед Государственным Сеймом за законность приказа.
Артикул 109.
При Председателе Государства есть Отдельная Канцелярия с управляющим во главе.
Управляющего и иных чиновников Отдельной Канцелярии назначает Глава Государства на внесение Председателя Совета министров.
Артикул 110.
Глава Государства созывает, открывает и закрывает сессии Государственного Сейма и распускает Государственный Сейм согласно постановлениям артикулов 58, 59 и 60.
Это право принадлежит ему и по отношению к Государственному Совету за исключением момента роспуска Государственного Совета, который может произойти только на основании постановления самого Государственного Совета.
Артикул 111.
Глава Государства на внесение Председателя Государственного Сейма назначает и освобождает от должности Председателя Совета министров, а на внесение последнего – всех других министров или управляющих министерствами.
Артикул 112.
Глава Государства назначает и освобождает от должности высших государственных чиновников, старшин и профессоров высших школ согласно действующим законам.
Артикул 113.
Глава Государства на внесение министра вероисповеданий, по предварительному решению Совета министров, назначает епископов и высших церковных лиц.
Артикул 114.
Глава государства награждает почетными знаками отличия согласно постановлениям соответствующих законов.
Артикул 115.
Глава Государства является Главным Атаманом всех вооруженных сил Украинского Государства на суше, море и в воздухе.
Начальное командование действующей армией во время войны может осуществлять только профессиональный генерал, назначенный Главой Государства на внесение Председателя Совета министров.
Артикул 116.
Глава Государства принимает и аккредитует дипломатических представителей иностранных государств.
Он от имени Украинского Государства подписывает соглашения с иностранными государствами. Международные договоры, указанные в артикуле 92, должны быть утверждены Государственным Сеймом.
Глава государства объявляет войну по решению Государственного Сейма.
Артикул 117.
Глава государства имеет право помилования и амнистии. Это право он осуществляет на внесение министра юстиции после согласования с Советом министров, за исключением случаев, которые указаны в артикулах 69, 98, 101 и 103.
Артикул 118.
Глава Государства получает содержание из государственных фондов. Размер и вид содержания определит отдельный закон.
Глава Государства не может занимать иных должностей и иметь посторонние заработки.
Не может он быть членом Государственного Сейма.
Глава Государства отвечает за свои поступки перед Государственным Сеймом только в случаях, которые определены артикулом 98, и способом, который определен в артикуле 103.
Артикул 119.
Первый Государственный Совет, спустя 7 дней после своего первого заседания, на отдельном, только для этого созванном заседании, избирает первого Главу Государства способом, который определен в артикуле 104.
Дальнейший порядок избрания Главы Государства определит отдельный закон, который примет первый Государственный Совет.
Избранный Глава Государства приступает к исполнению обязанностей на 15-й день с момента своего избрания, после того, как примет присягу перед Председателем Государственного Совета о честном и добросовестном исполнении обязанностей, соблюдении Основного Государственного Закона и всех других законов, сохранении целостности и безопасности Украинского Государства.
Текст присяги: «Клянусь и присягаю Великим Господом перед Святым Его Евангелие и моей дорогой Родиной, что буду хранить и поддерживать незыблемость и независимость Украинского государства, совестно, наилучшим образом выполнять обязанности Главы Украинского Государства, возложенные на меня волей народа, охраняя и исполняя Основной и другие Государственные Законы, относясь ко всем справедливо и отдавая все мои силы и жизнь на благо Родины. В том собственноручно подписываюсь».
VI. Правительство
Артикул 120.
Совет министров осуществляет власть согласно постановлению артикулов 106 и 111.
Министры и управляющие министерствами ответственны перед Государственным Сеймом (арт. 96), каждый согласно своей компетенции, за соответствие всех правительственных актов Главы Государства и собственных правительственных актов законам, а также за законное исполнение дел в подчиненных им областях администрации.
Кроме того, Совет министров отвечает солидарно перед Государственным Сеймом за общее направление политики.
Артикул 121.
Совет министров, который созван так, как определено в артикуле 111, состоит из Председателя Совета министров и соответствующих министров.
Только Государственный Сейм имеет право увеличить или уменьшить количество министров путем отдельного закона; тем же способом определяет он и объем компетенции отдельных министерств.
Артикул 122.
Председатель Совета министров не занимает министерскую должность.
Он определяет направление политики Правительства, председательствует в Совете министров и контролирует, чтобы было согласование в деятельности между отдельными министерствами.
Он заботится и отвечает за своевременное объявление законов, приказов и распоряжений в Вестнике Государственных Законов (арт. 80 и 81).
Артикул 123.
При Президиуме Совета министров будет создана отдельная Кодификационная Секция. Отдельный закон установит ее состав и объем компетенции.
Артикул 124.
Совет министров с согласия Государственного Сейма может установить в отдельных министерствах по одной или несколько должностей помощников министра.
Помощник министра имеет голос в Совете министров только тогда, когда ему поручено, согласно постановлению Совета Министров, замещать соответствующего министра.
Артикул 125.
Министры, а по их поручениям помощники министров и другие высшие чиновники, имеют право участвовать в заседаниях Государственного Сейма и его комиссий и говорить вне очереди.
Голосовать в Государственном Сейме они могут только тогда, когда являются его членами.
По желанию Государственного Сейма или одной из его комиссий министр должен лично прибыть на заседание, чтобы представить объяснения или выслушать пожелания и заявления.

Артикул 126.
Отдельные министры и подчиненные им правительства имеют право согласно их компетенции в целях исполнения законов издавать распоряжения и приказы и требовать их исполнения под угрозой принуждения и денежного наказания согласно действующим законам.
Артикул 127.
Министры, руководители министерств, помощники министров и директора департаментов министерств не могут занимать иных должностей, за исключением высших научных и почетных, и иметь дополнительную прибыльную работу.
Не могут они быть членами Семьи Главы Государства.
Перед занятием должности они дают присягу перед Главой Государства на верность Украинскому Государству и на сохранение его Основного и иных законов.
Артикул 128.
Министры и руководители министерств должны быть отстранены от должности в случаях, которые определены артикулами 96 и 102.
Артикул 129.
Все государственные чиновники перед вступлением на службу дают присягу перед своим начальником на верность Украинскому Государству – сохранению его Основного и всех других законов и распоряжений власти и сохранению правительственной тайны.
Закон для государственных чиновников (служебная прагматика) определит их права и обязанности, условия принятия на государственную службу, служебные ранги, дисциплинарное взыскание и способ их материального обеспечения, включая и пенсию.
Артикул 130.
Администрация отделяется от суда.
Отдельный закон определит порядок судопроизводства в административных делах.
Важность решений административных чиновников можно оспаривать перед Высшим Административным Судом, когда перед этим дело прошло все указанные в законе административные инстанции.
Артикул 131.
Для всей территории Украинского Государства создается на судебных принципах один Высший Административный Суд.
Этот суд рассматривает и решает, соблюдая судебное производство, вопросы о законности предписаний государственных и административных правительств (арт. 130) и органов самоуправления, споры о компетенции между отдельными государственными и административными правительствами и самоуправлениями или между самими самоуправлениями и все случаи нарушений Основного Государственного Закона, поскольку все указанные дела не относятся к компетенции судов.
Приговоры Высшего Административного Суда нельзя обжаловать.
Отдельный закон определит состав и компетенцию Высшего Административного Суда.
Артикул 132.

Комментарии закрыты.